Чья команда?

В связи с интервью Аленичева и высказываниями ряда специалистов, сейчас идет бурная полемика на тему, чей же все-таки «Спартак» мы видим сейчас — Карреры или его предшественника. Сам Аленичев естественно полагает, что фундамент команды заложен им.

Вопрос на самом деле довольно интересный и ответ на него, конечно, зависит от того, что под словом «фундамент» понимает утверждающий или отрицающий.

Очевидно, что то, с чего начинается команда, и то, что является в значительной степени определяющим, это подбор игроков. В этом смысле, разумеется, тренер, который принимает команду по ходу сезона, всегда имеет дело с «багажом» своего предшественника, даже если он совершает радикальные перестановки в составе, сажает на скамейку лидеров и поднимает с нее дублеров.

Загружаю...

Однако, вряд ли подбор игроков это именно то, с чего стоит начинать разговор о работе тренера. Да, мы помним бесковское «подобрать и расставить», но сегодняшний футбол это в значительной степени футбол менеджерский и, зачастую, в селекции роль тренера сводится лишь к согласованию кандидатур.

Что тут сразу приходит на ум, так это история с Широковым. Вполне возможно, что если бы за «подобрать» действительно отвечал Аленичев, мы бы сейчас наблюдали этого заслуженного ветерана в основном составе (или, по крайней мере, в обойме).

Или Попов. Его, как мы помним, купили еще до прихода ДА, и, хотя он эту покупку сразу же горячо одобрил, затем долго не мог разобраться, что же с ней делать, в результате чего перед началом сезона нынешнего болгарин выглядел одним из самых очевидных кандидатов на трансфер.

Кто же у нас сейчас в составе тогда по-настоящему «аленичевский»? Формально, только Зе Луиш да Мельгарехо. Ещенко, Зобнин и Фернандо успели поработать с ДА кто месяц, а кто и меньше, поэтому даже если мы поверим в версию о том, что это игроки, «выпрошенные» непосредственно бывшим главным, говорить о них в нашем «фундаментальном» контексте было бы довольно странно.

Один из сторонников теории крепкого аленичевского фундамента, Михаил Борзыкин в своей заметке в «Советском спорте» пишет: «Команды строятся на сборах. Тактика прививается на сборах. «Физика» закладывается на сборах. Это аксиома, футбольный закон». Это утверждение и справедливо, и нет.

Загружаю...

Давайте начнем со строительства команды. Что это такое? Это ведь не только подбор игроков, но и их «коллективизация» (простите, не придумал более подходящего термина), т.е. необходимость обьединить футболистов некой общей идеей, приучить к общим правилам, добиться понимания и обратной связи, найти общий язык с лидерами и т.д. Понятно, что этот процесс не может быть ограничен периодом сборов. Команда формируется всегда по ходу сезона, когда ей приходится решать серьезные задачи. Причем само по себе решение этих задач и есть важнейшая часть командостроительства. Забавно, что парой абзацев ниже процитированного утверждения о ключевой роли сборов Михаил пишет: «За 6 туров команды не строятся». Вот именно! Не только сборов мало, но и 6 туров тут явно недостаточно, это процесс более длительный.

Прошлый сезон показал, что Аленичеву на этом пути не хватило и года. Ни первые его летние сборы, ни зимние, не привели к созданию коллектива, который бы четко понимал, что от него хотят и на что он сам способен. В результате ключевую перестройку обороны, например, пришлось совершать после провального матча в Питере, когда из основы единовременно вылетели Ребров, Паршивлюк и Гранат. Несколько раньше утратил доверие и роль первой скрипки в атаке Попов. Зимой велено было расстаться с Широковым. Т.е. от костяка команды, которая создавалась летом уже к весне, в сущности остались рожки да ножки. А завершить этот процесс предполагалось по окончании сезона за счет привлечения в основу еще 3-4 новых игроков.

Таким образом, «свою» команду Аленичеву еще только предстояло создать. И не факт, что эту попытку не постигла бы судьба предыдущей. По крайней мере мы с вами видели, что: а) в контрольных матчах обновленная команда выглядела столь же бледно и неуверенно, как и в прошлом сезоне, б) первый же свой серьезный экзамен — предвариловку с АЕК, — она провалила с громким треском. Причем провалила именно как команда. Индивидуальное-то превосходство игроков в обоих матчах с киприотами было налицо. Но все дело решил тот парализующий липкий страх, который завис над полем «Открытия» во втором тайме ответной игры с АЕК. И страх этот, боязнь облажаться, малодушное желание держать и не пущать удовлетворительные ноль-ноль явно исходили от тренерского штаба, для которого, как все понимали, это был «великий последний шанс».

Загружаю...

Вот, по сути, и все, что можно сказать о «команде Аленичева». Возможно, у нее был шанс состояться, возможно нет — мы этого уже не узнаем, но говорить о ней, как о свершившемся факте, значит грешить против истины.

Новый «Спартак» никому в наследство не доставался, он строится сейчас на наших глазах и каков будет результат этого строительства еще отнюдь не ясно. Очевидно лишь то, что делать это придется именно Каррере.

И, наконец, пару слов о двух других упомянутых выше составляющих: физической готовности и тактике.

Фундамент физической подготовки закладывается на сборах — это правда. Я не могу, однако, сказать, что с этой точки зрения Каррере досталось выдающееся наследство. В первых же матчах под его руководством проблема физготовности дала о себе знать, о чем тренер не преминул высказаться на послематчевых брифингах. «Нам нужно улучшать физическую подготовку, потому что, чтобы победить, мы должны больше соперника бегать» — не дословная, но близкая к тексту цитата. И, кстати, очень необычная для тренера «Спартака», в котором традиционно считалось некомильфо «перебегать», а почиталось честью «переиграть». Во всяком случае от Аленичева услышать что-то подобное было бы почти невероятно. Проблема, на мой взгляд, сохраняется и по сей день, что выражается в довольно нервных и вялых по движению концовках ряда последних матчей.

Загружаю...

Что касается тактики, то тут мы видим довольно серьезные изменения именно в этих самых 6 турах. Эти изменения можно условно разделить на «базовые» и «ситуационные».

Среди первых, нужно выделить агрессивный прессинг при потере мяча в атаке. Команда Аленичева, чтобы не потерять компактность при потере мяча старалась сразу «садиться». Команда Карреры, во всяком случае, пока ей хватает сил, наоборот «поднимается» — ближайшие игроки вступают в отбор на чужой половине поля, а линия обороны подтягивается, чтобы не допустить разрыва.

В позиционной атаке стало меньше рисковой игры в центре перед штрафной. В центральной зоне допускается только проникающий пас или прямой удар (визуально стало больше ударов из-за штрафной, хотя статистику я не проверял). Основной же акцент в позиционке делается на фланговую игру, за счет взаимодействий крайних защитников и пары Промес-Зобнин.

Что касается, ситуационных изменений, то тут очевидна история с ротацией атакующего центрхава. При игре «вторым номером» в основе появляется Попов и действует фактически в роли форварда второго темпа. Когда же соперник заведомо отдает мяч, выходит Жано, более заточенный на игру в короткий пас и комбинационные решения.

Загружаю...

Другая важная новация — игра Зобнина, который стал, пожалуй, главным тактическим джокером Карреры. Он то прикрывает необстрелянного Маурисиу в игре с «Локомотивом», то выводит пасом из центральной зоны на завершение Зе в матчах с «Краснодаром» и «Оренбургом», то пашет на обоих флангах в игре с «Анжи», заканчивая матч на позиции правого защитника.

Интересно, что если Аленичев, судя по всему, готовил свой новый «Спартак» к переходу на 3-5-2, то Каррера, от которого все ожидали продолжения этого стилистического «ювентизма», эксперимент, если не свернул, то заморозил, вероятно найдя его слабо подготовленным и не совсем адекватным наличному составу исполнителей. Впрочем, не исключаю, что в матчах с соперниками, использующими 2-3 нападающих, мы можем вернуться к игре в 3 центральных защитника, в которой Маурисиу и Боккетти будут выполнять функции персональщиков.

Так или иначе, тактические изменения не просто заметны, они реально меняют лицо команды. Она становится для соперника скользкой, как уж. Неудивительно, что классические тренеры-игровики, типа Аленичева и Карпина не понимают, во что играет «Спартак» Карреры. Играет-то он в разное, и кое-что из этого в их тренерском инструментарии просто отсутствует.

imhovich. ProSM.club

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Спартак Плюс
Популярные комментарии
спартак8184
Кто бы что не говорил,но играть Спартак начал хорошо именно когда г.т. стак Каррера,а значит это его заслуга
Sergey1971
Отличная статья, все по полочкам разложено. На этом тему "Чья поманда"?" можно закрывать.
bong15
Автор - красавец! Грацио, бл-ть!
Еще 9 комментариев
12 комментариев Написать комментарий