Ася Шалимова: «В социальных сетях спорт обладает значительным преимуществом перед многими бизнесами»
Ася Шалимова фрилансер, специалист в сфере коммуникаций, автор блока «Перспективы» журнала «Секрет фирмы» и блога о спортивном маркетинге на сайте РИА Новости.
Что такое social media
Более 90% всех пользователей интернета зарегистрировано в социальных сетях, а число активных пользователей социальных сетей близко к 65%.
Социальными сетями уже пользуются столько же, сколько электронной почтой, а время, которое средний пользователь проводит в соцсетях, растет в три раза быстрее, чем время пользования интернетом в целом.
93% пользователей социальных сетей не против видеть там бренды. При этом 80% пользователей ждут от брендов не просто присутствия, но общения. В крупнейшей социальной сети Facebook представлено более 300 000 брендов.
Продажи в социальных сетях это не будущее, а уже настоящее. Один из крупнейших в мире продавцов компьютеров, компания Dell продала своих товаров на $3 млн только через одну соцсеть Twitter.
В социальных сетях спорт обладает значительным преимуществом перед многими бизнесами, ведь процессы, которые пытаются организовать бренды в социальных сетях, в спорте происходят естественно: стать интернет-фанатом футбольного клуба психологически проще, чем телевизора, банка, туроператора. Более того, реальные коммьюнити вокруг спортивного клуба, как правило, уже организованы, поэтому клубы избегают основной ошибки брендов прийти в соцсеть и молча ждать там своих покупателей.
5 причин, чтобы рекламировать клуб в социальных сетях
1. Участие в социальных сетях мера предупредительная. Это страховка от того, чтобы злодеи не воспользовались вашим именем для дезинформации пользователей. Скажем, лже-Президент Медведев опубликовал в Twitter заявление после взрывов в московском метро раньше, чем это сделал реальный глава государства. Алессандро Дель Пьеро пришлось судиться с Facebook из-за фальшивого профиля, который имитировал настоящего Алессандро и регулярно ссылался на нацистские ресурсы.
2. Социальные сети канал обратной связи, который позволяет слышать потребителей и оперативно реагировать на события в их среде. Так как большинство официальных сайтов футбольных клубов закрыто для комментариев, социальные сети для клуба возможность получать мнения потребителей и отвечать на их вопросы и просьбы в формате, который на официальном ресурсе смотрелся бы неуместно.
3. Объемы информации заставляют пользователей переключаться с отдельных ресурсов на аггрегаторы, одним из видов которых являются социальные сети. Распространяя информацию через соцсети, клуб снимает с болельщика необходимость проверять сайт в поисках новостей, и приносит ему самую важную информацию туда, куда тому удобно, где он и так проводит значительное количество времени. Дэн Опалло, директор NBA по маркетингу говорит: «Мы как лига решили для себя, что вместо того, чтобы бросать все силы на перетягивание пользователей соцсетей к себе на NBA.com, мы лучше дадим им возможность общаться с нами на обеих платформах».
4. Клуб может переносить на платформы социальных сетей под видом приложений свои билетные программы и магазины, попадаясь на глаза пользователю чаще и увеличивая потенциал продаж.
5. Сообщество футбольного клуба в социальной сети, активное и дружественное, отличный потенциал для спонсоров, возможность донести свое послание до потребителей, пользуясь нестандартными, а значит, более выразительными методами.
Что нужно, чтобы достичь успехов в социальных сетях
Стандарты общения в социальных сетях задают баскетболисты NBA, теннисисты и Лэнс Армстронг. В футбольном сегменте соцсете общепризнанный лидер «Манчестер Сити». Крис Нилд, исполнительный директор «Манчестер Сити» по социальным медиа: «Ключевые цели нашего присутствия в социальных сетях обеспечить фанатов дополнительными средствами связи с клубом, создать дополнительный эксклюзивный контент для наших болельщиков, выстроить отношения с уже существующими в социальных сетях группами, сайтами и блогами, посвященными нашему клубу. Мы посчитали, что Facebook сейчас занимает третье место среди источников траффика для нашего сайта после прямых переходов и переходов из поиска Google. Когда на сайте информационное затишье, мы подтягиваем аудиторию к розыгрышам и прочим активностям на сайте. Без траффика с социальных сетей все это было бы не востребовано».
9 правил поведения в социальных сетях
1. Постоянно находиться в контакте с посетителями своих страниц, обновлять страницы не менее раза в день.
2. Изучить формат социальной сети и принять существующие правила: объем текста, оформление ссылок, теги, пользовательский сленг, и играть по этим правилам.
3. Перемешивать официальные новости и новости спонсоров (ту информацию, которая интересна клубу) с информацией, которая интересна посетителям страницы.
4. Общаться с пользователями, реагировать если не на каждый вопрос, то хотя бы на некий тренд.
5. Приносить пользователям пользу, напоминать о времени начала матча, открытии продажи билетов, новых поступлениях в магазин, переходе на летнее/зимнее время.
6. Быть открытой площадкой для интересных дискуссий, инициировать и направлять их.
7. Сохранять человеческое лицо, общаться с болельщиками, как человек, а не как официальная структура, признавать свои ошибки.
8. Публиковать эксклюзив, а не просто дублировать официальный сайт.
9. Играть с болельщиками, потому что социальные сети это само по себе игра, организовывать конкурсы, розыгрыши. 5 плюсов социальных сетей
1. Социальные сети не требуют финансовых вложений. Регистрация аккаунтов во всех популярных сетях ничего не стоит.
2. В социальных сетях высока степень вовлечения пользователя в диалог. Пользователи привыкли комментировать действия друзей, вступать в дискуссии. Также они будут себя вести и по отношению к новостям брендов.
3. Информация в социальных сетях распространяется быстрее, чем в традиционных СМИ. Интерфейс позволяет разместить новость быстрее, чем на сайте, и с помощью пользователей максимально расширить аудиторию, которая увидит новость. На все громкие события социальные сети реагируют быстрее, чем традиционные средства массовой информации.
4. Ваши аудитории болельщики, спонсоры, СМИ пользуются социальными сетями, и гораздо чаще, чем вашим сайтом. Нужно быть там, где есть аудитория. Тем более, эту аудиторию всегда можно перенаправить на сайт, и это надежнее и приятнее, чем покупать переходы.
5. В социальных сетях легко проводить первоначальные исследования и отслеживать тренды, ведь у каждого пользователя есть профиль, где указаны интересы и увлечения. Эта информация может стать отличным бесплатным источником вдохновения для новых акций.
5 минусов (риски) социальных сетей
1. Участие в социальных сетях отнимает время. Несмотря на всю простоту и возможности, с аудиторией нужно постоянно общаться, поддерживать интерес.
2. Участие в социальных сетях предполагает, что придется получать неприятные вопросы и негативные комментарии, нужно быть готовым к этому.
3. Официальная страница бренда в сети такое же СМИ, как и официальный сайт, и ничто не мешает журналистам ссылаться на новости и комментарии клубов в социальных сетях, как на официальные. Об этом нужно помнить и за этим следить.
4. Необходимо постоянно создавать контент для социальной сети: зарегистрировавшись, надо о чем-то говорить. Это также отнимает время, иногда и ресурсы дизайнеров, фотографов, видеооператоров.
5. Пока сложно точно ценить возврат инвестиций и эффективность социальных сетей, хотя первые инструменты для такой работы уже появляются. Например, сервис Brandspotter.ru.
3 истории успеха
1. Собрать болельщиков. Пользователи социальных сетей любят объединяться в группы. Группа поклонников пестрых брюк норвежской сборной по керлингу тому подтверждение. Стихийно возникшая во время Олимпиады страница объединила более 600 000 фанатов, и они уговорили создателя страницы продолжить рассказывать о сборной. Теперь основатель фан-клуба ежедневно рассказывает о команде что-то новое, и практически любая новость собирает не менее ста комментариев.
2. Продать болельщиков. Роджер Федерер любим миллионами. В Facebook в его фанаты записались три с лишним миллиона человек, а он в благодарность размещает эксклюзивные фото и видео. Контент с его страницы охотно используют СМИ. В какой-то момент на странице Федерера появилась новая вкладка и новость о том, что Nike представляет на этой странице свою новую коллекцию. Рекламная кампания длилась несколько недель. Таким образом, трехмиллионная аудитория была продана рекламодателю-спонсору как на традиционном медийном ресурсе.
3. Конвертировать болельщиков. «Реал Мадрид» завел страницу на Facebook, когда задумался о создании нового сайта. Соцсеть была выбрана в качестве полигона для тестирования системы пользовательских комментариев: менеджеры «Реала» хотели знать, что и с каким настроем будут писать люди. Страница на Facebook быстро собрала более 1 000 000 фанатов, и ежедневно их число увеличивалось примерно на 3000. «Реалу» в социальных сетях нравится, что можно контролировать направление трафика и обращать внимание болельщиков на определенные новости. Оскар Угаз, Digital Business Manager: «Мы знаем, что не можем напрямую продать что-то на Facebook. Нужно вовлечь пользователей в разговор, и когда у них появится интерес, их внимание можно будет обратить на какой-то продукт или услугу. Ключ к успеху это контент, способный инициировать общение между нашими болельщиками. Мы не говорим, что вот, выпущена новая футболка игрока, идите и покупайте её здесь мы создаем интерес, который выливается в трафик на сайт, который, в свою очередь, влияет на продажи».
5 социальных сетей, в которых надо присутствовать
1. Сайт внутри сайта. Facebook.com (350 млн пользователей в мире, более 880 тысяч в России ) и его российский клон ВКонтакте.ру (70 млн пользователей) позволяют размещать практически такой же объем информации, как собственный сайт: тексты, фото, видео, аудио, интегрировать flash и html-объекты. Некоторые FMCG-бренды и вовсе переносят свои сайты на платформу социальных сетей. Так, главная страница Skittles.com перенаправляет пользователей на фан-страницу бренда на Facebook.
2. Фото и видео. Не обладающие такими же возможностями трафикогенерации видео- и фотохостинги YouTube, RuTube и Flickr тем не менее позволяют пользователю подписаться на канал бренда.
3. Блоги и микроблоги. В России самой популярной площадкой среди блогеров остается Livejournal (8 млн посетителей в месяц). Возможности ведения блогов спортивным клубам предлагают и СМИ, самая посещаемая блог-площадка внутри медийного ресурса «Трибуна Sports.ru» (tribuna.sports.ru, более 440 000 пользователей). Лидер сегмента микроблогов Twitter (60 млн пользователей в мире, более 100 000 в России).
5 инициатив российских клубов в соцсетях
1. Flash-игра «Мини-футбол» «ВКонтакте» футбольный клуб «Норильский никель».
Мини-футбольной команде, которая базируется в небольшом городе и давно не занимала призовых мест, очень сложно привлечь новых болельщиков. Социальные сети помогли менеджерам клуба найти уже существующие в социальных сетях группы, объединяющие норильчан в Москве и в Санкт-Петербурге, и собрать из них фан-клуб, который готов поддержать команду в выездных матчах.
Кроме того, «Норильский никель» создал и разместил во «ВКонтакте» простую компьютерную игру «Мини-футбол»: реальные команды Суперлиги, настоящий аудиотрек и т.д. Через 2 года после запуска приложение установлено у 100 000 пользователей Вконтакте, и все они в игре выступают за команду «Норильский никель».
2. Самый активный пользователь социального богатства сети ХК «Кузбасс».
Самый посещаемый клуб хоккея с мячом (в среднем 8 300 зрителей на матче), ведет страницы на YouTube, Flickr, Twitter, «ВКонтакте», блог на Sports.ru. В каждой социальной сети «Кузбассу» есть что рассказать и показать. В блоге пишет о матчах сборной, о мерзнущих болельщиках на трибунах, матчах в самый мороз и городской забаве хоккее на валенках. В Twitter первым среди вообще всех российских спортивных клубов стал вести онлайн-трансляции матчей. Во «ВКонтакте» обсуждает лидеров команды, кричалки, выезды и судей. Во Flickr делится фотографиями, а на канале YouTube предлагает посмотреть голы.
Егор Крецан, руководитель службы информации: «При работе с социальными сетями спортивным клубам надо учитывать российскую специфику. То, что мы сделали Twitter и Flickr, это отлично, но болельщики после того, как мы анонсировали это дело, писали письма на клубный ящик с требованиями «сделать страницы по-русски, у нас же русский хоккей». С другой стороны, многие так же быстро и привыкли.
Еще я бы отметил, что соцсети это самый хороший способ зацепить подростковую аудиторию. У нас в этом году произошел такой легкий фанатский бум, то есть появилась большая организованная фирма категории от 12-ти до 21-го, и это тоже во многом из-за того, что мы могли вместе договориться о каких-то движениях во Вконтакте, например.
В целом же я бы не переоценивал соцсети применительно к хоккею с мячом и относился к ним больше как к развлечению и возможности узнать общественное мнение. Интернет-пользователи 1/20 часть нашей аудитории, а для всех остальных хватает и более классических методов вроде публикаций в «Комсомолке».
3. Баскетбольный ЦСКА равняется на запад.
Свои усилия ЦСКА направляет на англоязычную аудиторию: для нее созданы аккаунты в Facebook, Twitter и YouTube. ЦСКА постоянно обновляет все страницы, но, видимо, некоторая небрежность оформления не позволяет собрать большое число пользователей.
Группа «ЦСКА» во «ВКонтакте» единственный реверанс клуба перед русскими болельщикам. Несмотря на активное обновление страницы, свежие фото и видео, клубу пока не удается заставить пользователей общаться на этой странице.
4. «Спартак» пришел в социальные сети со стратегией.
Вместе с новым сайтом «Спартак» открыл аккаунты в Facebook, Twitter и «ВКонтакте»: «Страницы в социальных сетях это дополнительная зона ответственности, дополнительный канал коммуникации и автоматически приглашение всех желающих к диалогу. Мы понимаем это и идем на этот шаг сознательно. Количество информационных ресурсов растет огромными темпами, и мы предоставляем болельщикам и всем желающим возможность общаться с клубом не только на нашей территории там, где это комфортно нам, но и там, где привыкли общаться они. Для нас это новый опыт. Опыт общения, где нет стандартов, как в традиционных СМИ, зато есть живые люди, вместе с которыми мы планируем создать комфортные и интересные каналы общения онлайн».
«Спартак» единственный из клубов проводит в социальных сетях розыгрыши абонементов и билетов, при этом не заставляя пользователей переходить на официальный сайт, размещает на страницах эксклюзивные видео- и текстовые интервью игроков.
5. «Зенит» пришел в Twitter с правильным контентом.
Twitter «Зенита» с первых сообщений показал, что клуб пришел в социальную сеть с пониманием того, чего ждут пользователи в отличие от «Ростова», который злоупотребляет заглавными буквами, и «Кубани», которая разговаривает с болельщиками на сленге и клянчит у них активности. «Зенит» ведет текстовые трансляции с матчей и успешно перемежает новости и ссылки на сайт с неофициальными фотографиями, снятыми, как и принято у пользователей, на мобильный телефон. Недавно зенитовский Twitter первым из российских футбольных микроблогов стал тысячником на него подписалось более 1000 пользователей.
Николай Пантелеев, редактор официального сайта «Зенита»: «Мы решили делать Twitter довольно давно, еще осенью прошлого года это общепринятая мировая практика, а в России этого ни у кого не было. Мы решили, что нам это интересно, и поскольку наши болельщики любят обмениваться статусами во «ВКонтакте», соответственно, вероятно, что им такими же статусами будет интересно обмениваться и в режиме «Твиттера» и смотреть, какие статусы им будет выдавать клуб. В декабре мы провели несколько текстовых трансляций посмотрели, как работает система и насколько интересно потом читать эти трансляции. Официально мы его запустили на матч со «Спартаком», первый домашний матч этого сезона, и после анонса на официальном сайте у нас сразу была аудитория в 300 человек. Надо сказать, что мы сейчас никак специально не рекламируем Twitter, и тем не менее, каждое событие прибавляет 20-30-40 новых подписчиков.
Почему нам было это интересно? Мы хотим обратить внимание людей на некоторые новости и сделать их более доступными: людям, которые читают официальные пресс-релизы на сайте, не всегда интересно узнавать подробности, им интересно узнать саму суть. Twitter дает такую возможность. В настоящий момент в клубе «Твиттером» занимаюсь только я. Ну и иногда фотослужба кидает туда фотографии я надеюсь, мы приучим их делать бэкстейджи для «Твиттера» напрямую.
На что надо обращать внимание тем, кто ведет футбольный Twitter? Самое главное на разные моменты, которые остаются за кадром, бэкстейдж. Как пишется, как делается большой материал это тоже всегда интересно. Плюс людям интересно превью когда человек, который ведет Twitter, заходит в раздевалку, снимает футболку, которую болельщик никогда не увидит живьем, а так он может посмотреть фотку вблизи. Интересны протоколы предматчевые, которые заполняют начальники команд. Для того, чтобы выложить его на официальный сайт, надо проделать довольно много действий, а в «Твиттере» есть возможность просто сфотографировать и отправить его в эфир. Ну и живое отражение матча эмоции, которые мы не можем давать на официальном сайте».