Быки из Лейпцига. Австрийский роман немецкого клуба

Немецкая Бундеслига богата на своеобразные клубы, команды с богатой историей. Благодаря большим деньгам австрийского миллиардера Дитриха Матешица, на футбольной карте элитного дивизиона Германии на один уникальный клуб стало больше. «РБ Лейпциг» совершил путь из самых низов в Бундеслигу всего за семь лет, а в планах руководства покорение Лиги чемпионов. Никита Никулин рассказывает о связи новичка немецкой лиги с наиболее известным производителем энергетических напитков.

На последней пресс-конференции главный тренер «Ингольштадта» Ральф Хасенхюттль не смог сдержать слёз. Всего десяток минут назад клуб, который он покидал по окончанию сезона, проиграл дома «Баварии» со счётом 2-1. Это были не слёзы радости, а разочарования от того, что ему не удалось напоследок порадовать болельщиков, ведь мюнхенский клуб к тому времени уже обеспечил себе чемпионство.

Загружаю...

Хасенхюттлю удалось год назад вывести «Ингольштадт» из второй Бундеслиги в элиту, а за две недели до своего последнего матча на посту главного тренера клуба ему удалось сыграть вничью (2-2) с «Ганновером», что позволило сохранить прописку.

«Ингольштадт» Хасенхюттля не отличался красивой игрой, тренер с австрийским паспортом был освистан своими же фанатами в последнем матче даже несмотря на тот факт, что игроки нанесли по воротам баварцев больше ударов, чем какой-либо другой клуб Бундеслиги в сезоне. Некоторые болельщики зашли еще дальше, вывесив плакаты в знак протеста следующего содержания: «Лучше быть шутом Рангника (бывший главный тренер «РБ Лейпцига», ныне - спортивный директор), чем королем Шанцера? (прозвище Ингольштадта – прим.)

Назначение австрийца в «РБ Лейпциг» выглядело удивительным. Клуб, как и «Ингольштадт» годом ранее, заслужил повышение в классе, заняв второе место во второй Бундеслиге благодаря домашней победе над «Карлсруэ». Ральфу Рангнику пришлось подвинуться, чтобы предоставить своё место новому боссу. Бывший полузащитник запомнился не только поднятием с низов немецкой футбольной системы клуба, но и травмой подколенного сухожилия: во время празднования повышения в классе Рангник убегал от традиционного пивного душа и поскользнулся на газоне.

Загружаю...

Откуда вообще взялся этот «РБ Лейпциг»? Он строился не с нуля, а на основе «Маркранштедта», клуба, который базировался в пригороде Лейпцига. После того, как Дитрих Матешиц, создатель и владелец Red Bull, решил расширить географию принадлежащих ему футбольных клубов и обратил свое внимание на соседнюю его родной Австрии Германию, на карте Германии появился клуб RasenBallsport Leipzig. У концерна было желание назвать его «Ред Булл Лейпциг» по подобию «Ред Булл Зальцбург» или «Нью-Йорк Ред Буллс», но по немецким законам реклама в названиях клубов невозможна, как и обладание контрольным пакетом акций. Австрийцы пошли на попятную, да и другого выбора у них не было: 49% акций и название «РБ Лейпциг». На вопрос  Der Speigel «модель какого футбольного клуба наиболее близка «РБ Лейпцигу» представитель Red Bull сказал следующее:  наша цель – быть как «Хоффенхайм». То есть, тратить много.

Нового клуба из Восточной Германии могло и не быть. Причем по очень странной причине. Немцы известны своей въедливостью и скрупулезностью, а также четкому следованию определенным нормам. Так случилось и с «РБ Лейпцигом». Все клубы второй и первой немецких лиг проходят обязательную сертификацию, аттестацию и лицензированию. Ладно бы у «быков» были финансовые проблемы, проблемы с составом или стадионом, что как бы кричит о невозможности допуска без проведения работы над ошибками. «РБ Лейпциг» не сразу получил лицензию из-за…эмблемы. В Немецком футбольном союзе посчитали, что логотип клуба является открытой рекламой производителя и главного спонсора – Red Bull. Однако вопрос удалось уладить и клуб был допущен к лиге.

Загружаю...

И ведь не обманули. Летом 2014 года клуб из Лейпцига потратил на трансферы 50% от общей суммы, которую освоили все клубы второй Бундеслиги. В прошлом сезоне за 8 млн евро был куплен Дэви Зельке за рекордную сумму для данного дивизиона (за столько же в свое время переходил в «Хоффенхайм» Карлос Эдуардо). Поговаривают, что Рангнику был предоставлен трансферный бюджет в 100 млн евро, когда он только появился в клубе, а было это в 2012 году. За два года до этого «РБ Лейпциг» переехал на местный «Централштадион», на котором никто не играл после проведения чемпионата мира 2006 года. Теперь стадион, естественно, называется Red Bull Arena сроком на десять лет. Вам кажется, что вы читаете про какие-то невероятные суммы, но ежегодного дохода Red Bull в 5 млрд евро вполне хватает для того, чтобы покрывать расходы своих клубов.

Прогресс «РБ Лейпцига» не был простым. Болельщики «Маркранштедта» были против продажи их любимого клуба производителю энергетических напитков до такой степени, что забросали поле стадиона гербицидами (химическое вещество, убивающее растительность – прим.). В то же время двадцать тысяч болельщиков «Унион Берлин» украсили себя черными пончо и в течение первых пятнадцати минут матча с «Лейпцигом» просидели в тишине. Это было в 2014 году. Также они вывесили баннер следующего содержания: In Leipzig stirbt die Fussballkultur – Футбольная культура Лейпцига умерла.

Загружаю...

Вообще Red Bull и ранее предпринимал попытки стать частью немецкого футбола. Причем Дитриху Матешицу, который три с половиной года искал возможности инвестировать в футбол в Германии, сперва приглянулся другой клуб из Лейпцига – «Саксен». Как приглянулся, ему его посоветовал близкий друг Франц Бекенбауэр. Клуб, между прочим, с традициями, но постоянно переживающий нехватку денег. Естественно, что новые владельцы вмиг решили бы эту проблему, планировали инвестировать около 50 млн евро, но получили мощный отпор от местных болельщиков. Дошло до столкновений и кровопролития. Да и федерация, мягко говоря, не поддержала стремление изменить название, логотип и исторические цвета, а также оказывать слишком большое влияние на деятельность клуба через обладание контрольным пакетом акций. Конечно, все планы были сорваны.

Но и это не остановило Дитриха Матешица и Ко. Red Bull обратил свой взор на Западную Германию, выйдя на контакт с клубом «Санкт-Паули», известный своими «левыми» болельщиками. Состоялась встреча между представителями клуба и Red Bull, на котором была обговорена возможная сделка. Стоит отметить, что фанаты «Санкт-Паули» в своё время участвовали в акциях протеста против поглощения австрийского «Зальцбурга», который сейчас носит имя «Ред Булл Зальцбург». После того, как стало ясно, что простым спонсорством производитель напитков ограничиваться не желает, все переговоры были свернуты.

Загружаю...

Другая попытка была предпринята практически сразу по отношению к «1860 Мюнхен». Правда, переговоры за закрытыми дверями показали, что руководство клуба не заинтересовано в подобных инвестициях и разговор закончился быстро.

В 2007 году Red Bull планировал инвестировать в дюссельдорфскую «Фортуну», клуб с более чем столетней историей. К сожалению для Матешица, переговоры стали достоянием общественности. Причем вплоть до деталей: желание приобрести более 50% клуба, переименовать его в «Ред Булл Дюссельдорф» или нечто похожее. Как вы думаете, что произошло? Верно! Болельщики устроили акции протестов. Кроме этого было большое количество юридических проблем. Опять федерация запретила менять название клуба из-за явной рекламы, да и контрольный пакет акций в руках одной компании запрещен. В конечном счете планы Red Bull провалились вновь, а кампания по вхождению в мир немецкого футбола вернулась в Восточную Германию.

«Мы поставили для «РБ Лейпциг» цель играть в Бундеслиге в течение трёх-пяти лет. Мы также хотим оказаться в Лиге чемпионов и быть успешными там. Этого может достичь лишь тот клуб, который играет в одной из сильнейших лиг»

Дитрих Матешиц

План владельца Red Bull Дитриха Матешица был прост: «Мы поставили для «РБ Лейпциг» цель играть в Бундеслиге в течение трёх-пяти лет. Мы также хотим оказаться в Лиге чемпионов и быть успешными там. Этого может достичь лишь тот клуб, который играет в одной из сильнейших лиг». Заметный камень в огород «Ред Буллу» из Зальцбурга и австрийской лиге. «Лейпциг» пока выполнил лишь часть плана: три года в четвертом дивизионе, год в третьем и два во втором. Шесть не пять, но большинство клубов позавидуют такому спурту, а другим элитного дивизиона не видать вовсе.

Загружаю...

Многим не нравится «РБ Лейпциг», но не только из-за миллионов Матешица, но и из-за разрушения традиций и духа игры, а также одного из ключевых принципов страны: болельщик – владелец клуба, нарушения понятия «50% + 1»

Немецкие традиции разорваны в клочья. Многим не нравится «РБ Лейпциг», но не только из-за миллионов Матешица, но и из-за разрушения традиций и духа игры, а также одного из ключевых принципов страны: болельщик – владелец клуба, нарушения понятия «50% + 1». Технически клуб не нарушает последнее правило, владея 49% акций, но по сути Red Bull все равно контролирует абсолютно все происходящие процессы, как мажоритарий.

«В таких странах, как Германия, болельщик обретает идентичность благодаря конкретной истории своего клуба», – сказал Борис Хайгис из Вюрцбургского университета фанатской культуры. «Поэтому Red Bull, как красная тряпка для большого количества болельщиков других клубов. У «Лейпцига» нет за спиной десятилетиями устоявшейся традиции, они просто пытаются купить всё».

В августе в Германии стартует Бундеслига, а это значит, что впервые в своей истории «РБ Лейпциг» дебютирует в элитном дивизионе. Вряд ли стоит ожидать, что команду Хасенхюттля тепло встретят на стадионах клубов-соперников. Скорее всего, их ждем прием, сравнимый с тем, который оказывают фанаты «Вольфсбургу» и «Байеру» – клубам, которых поддерживают крупные заводы и производители. Недружелюбный и холодный.

Загружаю...

Но у каждой истории есть как негативная, так и позитивная сторона. Вскоре после появления в Лейпциге нового клуба на руинах старого, местной газетой жителям города был предложен опрос по результатам которого выяснилось, что реорганизацию поддерживают уже 75% жителей. 43000 человек стали свидетелями главного матча против «Карлсруэ», тысячи вышли на улицы города, чтобы поприветствовать команду, совершавшую на двухэтажном автобусе победный марш. Красные и белые конфетти цветов Red Bull были повсюду, закрыв полностью дорогу и тротуары.

Город почувствовал прилив денег и успеха: в Лейпциг пришли Amazon, DHL, BMW и Porsche, что позволило создать тысячи новых рабочих мест и позволило вырасти населению города до 530 тысяч человек. За 25 лет город, который был на грани превращения в большую руину, вырос яркий пример восточного капитализма. Некоторые немцы даже прозвали Лейпциг «новым Берлином».

В Восточной Германии футбол, скорее, мертв, чем жив. Хотя определенные проблески имеются. Например, болельщики «Унион Берлина», известные своими анти-штази настроениями, а также фанаты «Санкт-Паули», которые, в свое время, отказались от 140.000 часов личного времени, чтобы участвовать в реконструкции домашнего стадиона клуба в 2008-2009 годах, а также сдавали кровь, чтобы помочь родной команде пережить финансовую яму.

«Объединение не было добро к клубам бывшей Германской Демократической Республики. Несколько клубов ГДР были успешны в прошлом, но не смогли найти себя в новом мире свободного рынка и капитализма. Вот почему столько надежд связывают с «Унион Берлин»

Загружаю...

В 2012 году Эрик Джулландер написал в Guardian следующее: «Объединение не было добро к клубам бывшей Германской Демократической Республики. Несколько клубов ГДР были успешны в прошлом, но не смогли найти себя в новом мире свободного рынка и капитализма. Вот почему столько надежд связывают с «Унион Берлин».

«РБ Лейпциг» имеет семилетнюю историю с момента их противоречивого старта. Они финансируются миллиардером, названы в честь энергетического напитка и их ненавидит большая часть немецких футбольных болельщиков, но при этом именно «РБ Лейпциг» – первый представитель Восточной Германии в новом сезоне. Последним был «Энерги Котбус», но клуб был понижен в классе в далеком 2009 году.

Так не должно быть, но так есть. Разрыв по ВВП между Востоком и Западом Германии сейчас значительно больший, чем это было в 1991 году. В это же время уровень безработицы на востоке выше по сравнению с более богатым западом. Возможно из-за современных веяний времени для немецкого «Ред Булла» путь, усеянный деньгами, единственный, который способен вернуть восток обратно в большую немецкую футбольную семью. Спустя 27 лет после падения Берлинской стены кажется, что очередной барьер между Востоком и Западом будет разрушен, а к лучшему это или к худшему покажет лишь время.

При подготовке использовались материалы FourFourTwo, IBWM, Forbes, RedBull.com.

Популярные комментарии
Никита Никулин
Мой блог. Шо хачу, то и постчу
Ответ на комментарий Alexander Agushevich
Блогом ошиблись
Dima_Inter
Отличная статья
Семён Жуйло
Rasen(нем.) - трава, газон. In Leipzig stirbt die Fussballkultur - В Лейпциге умирает футбольная культура Разрыв по ВВП между Востоком и Западом Германии сейчас значительно больший, чем это было в 1991 году. - Ложь! Зачем писать откровенную ерунду?
Еще 7 комментариев
10 комментариев Написать комментарий