Савелий Мышалов: «Элитный игрок даже слушать не хочет о том, чтоб ложиться под нож в России»

Врач «Локомотива» Савелий Мышалов рассказал о том, с какими проблемами ему пришлось сталкиваться в своей работе.

«Понял, что стал доктором высокого уровня, когда лет десять отработал в футболе. Сейчас любую травму распознаю с закрытыми глазами. Вот случай с Сычевым года четыре назад. Повреждение коленного сустава было очень тяжелое.

Я вообще в выездных играх участие принимаю редко, это было мое условие прихода в «Локомотив». Информация по Сычеву оказалась расплывчатая. Коллега сказал по телефону: «Надо обследовать, возможно, мениск...» Когда Диму привезли в Баковку, я только глянул – сразу поставил диагноз: повреждение передней крестообразной связки. Через несколько часов он был уже в Германии.

Я связался с немецкой клиникой профессора Фройлиха, где занимаются нашими ребятами. В течение часа Сычеву привезли билет, и он тут же улетел. На следующий день его оперировали. Мой диагноз подтвердился.

Загружаю...

У Торбинского нет двух менисков. Пережил две операции на крестообразных. Резали паховые кольца. Когда брали его в «Локомотив», обследовали. Но за время, что Дима в команде, ни одной жалобы на колени от него не слышал.

У Маминова колено напрочь разлетелось – и ничего, собрали заново. Плохие суставы у Харлачева, у него вообще все повырезали. Неважные дела были у Пименова. В «Динамо», думаю, не заиграл из-за этого.

У Пименова были еще и проблемы с сердцем. Это выявили в «Локомотиве». Я владею методом электрокардиографии, периодически игроков осматриваю. Если засекаю что-то недоброе – отсылаю к специалистам. В свое время проблемы с сердцем имел и Джанашия. Но решили, что это функциональные отклонения. Не органические, после которых надо прекращать играть.

Сильнее всех мучился с коленями Гарас. Изумительно талантливый футболист. Когда «Бенфике» забил, та его сразу хотела купить. Но парню не повезло – трижды оперировали переднюю крестообразную. Потому и закончил.

Был футболист в «Локомотиве» – Соломатин. Проблем уйма. Тринадцать переломов, вдобавок беда с позвоночником. В открытую ему не говорил, что стоит завязывать с футболом. Получилось по-другому. Семин ко мне обратился: «Соломатина просит ЦСКА. Отдаем?» «Отдавайте смело, – отвечаю. – Перспектив у Соломатина никаких».

В ЦИТО неплохо оперирует заведующий отделением спортивной травмы, но мы футболистов туда не отправляем. Психологический момент – элитный игрок даже слушать не хочет о том, чтоб ложиться под нож в России. А вот дубль наш оперируется по страховке в хирургическом центре под руководством академика Бронштейна. Там отличные хирурги. Жалоб нет.

Не хуже, чем в Германии. Президент «Локомотива» Наумов недавно сказал: «Дорогие мои врачи, почему всех отсылаете за рубеж, когда есть клиника с такими результатами?» Но одно дело – прооперировать и совсем другое – реабилитация. В Германии с этим замечательно, в России условий нет вовсе.

Загружаю...

Совсем нелепая история вышла с вратарем Гильерме. Получил повреждение передней крестообразной связки. Пожелал оперироваться у себя в Бразилии. Вроде все нормально, прошел реабилитацию. Семь месяцев спустя поставили за дубль. Вышел – и сломался. Та же самая нога, то же самое колено, та же самая связка. На сей раз никто не интересовался его пожеланиями насчет клиники – послали в Германию.

Обычно по врачебной этике хирург хирурга не «сдает». Но тут Фройлих не выдержал: «Где его оперировали?» Отвечаю – в Бразилии. «А-а-а, тогда понятно...» Для немцев непостижимо – чтоб рвалось в том же месте, в тот же час.

Страшнее всего было у Дасаева – вырезали все четыре мениска. Но играл. Вопрос в психологии. У Овчинникова, например, слабый сустав. Но у этих ребят к доктору единственная просьба: «Сделай все, чтоб я был на поле!» А есть футболисты, которые будут вечно жаловаться.

Асатиани – очень мнительный. Пока не убедится на тысячу процентов, что здоров, – играть не станет. А тот же Дасаев приезжал ко мне домой: «Савелий Евсеич, помогите. Только чтоб Бесков не знал». Для Дасаева искусственное покрытие было смерти подобно, а Бесков всю зиму проводил в манеже. Дасаев тренировался через боль – а суставы распухали, как дыня.

Марат Измайлов от нас не вылезал. Жалоба за жалобой. Но некоторые травмы были от головы. Мне кажется, Измайлов давно мечтал, чтобы его отпустили из «Локомотива», вот и сочинял болячки. Помню, на сборе в Германии сообщил, что болит спина. Обследование ничего не показало. Я направил Измайлова к врачу «Баварии» и сборной Германии Мюллеру. Посмотрите, говорю, может, мы чего-то не понимаем? Немцы тоже ничего не нашли. Мюллер потом мне сказал: «У этого парня проблема в голове».

Загружаю...

В другой раз Измайлов улетел в Дортмунд. В местном реабилитационном центре познакомился с Арчилом Арвеладзе, который посоветовал ему грузинского мануальщика. На самом деле какого-то проходимца, но что-то Измайлову он внушил. Марат ему безоговорочно верил, в Москву вызывал. Правда, в «Локомотиве» поставили условие – чтоб в Баковке этот тип не появлялся.

Обиора и Драман ездили в свою Африку к шаманам. Помогало не сильно. Хоть что-то, конечно, в этом есть. Эти колдуны умеют внушать, используя специфические травы. Однако тот же Обиора – настоящий симулянт. На первых порах в «Локомотиве» с ним забот не знали. А дальше пошло-поехало. Как тяжелая тренировка или далекий выезд – Обиора пытался соскочить. То колено, то бедро, то еще что-нибудь. Парень хитрый и фантастически ленивый.

Булыкин – славный малый. Но тоже лентяй каких поискать. Даже с Семиным умудрился разругаться, хоть с Палычем у игроков конфликтов почти не было. Булыкин стал искать легкой жизни. Обидно, что такой талант сам закопал в землю. У Димки феноменальные данные. Я говорил: «Потолка твоих функциональных возможностей не видно».

Билялетдинов – боец. У него была серьезная проблема год назад, тут мы дали маху. Динияр жаловался на боли в голени. Снимок показал, что это ушиб. Лечили-лечили – все без толку. Когда сделали томографию, выяснилось, что у Билялетдинова перелом малой берцовой кости.

Малая берцовая – кость не несущая. К тому же обошлось без смещения. У Динияра на месте перелома уже образовалась костная мозоль. Так что все закончилось благополучно. Гипс не потребовался. Билялетдинов – очень мужественный парень. Другой бы на его месте рухнул на кушетку и голосил: «Лечите». А Динияр ни одной тренировки не пропустил.

В «Динамо» в драке ломали челюсть Сметанину. Как-то милиция поколотила Тетрадзе – тоже переломом челюсти закончилось. В «Локомотиве» в этом смысле вне конкуренции был Джанашия. Однажды перед отлетом на матч Кубка УЕФА звонит среди ночи Семин: «Зазу отметелили. Поезжай к нему, выясни, что стряслось». Джанашия жил неподалеку от меня, в Измайлове. Приезжаю – в квартире не протолкнуться. Какие-то грузинские братья, сестры, шум-гам. А на кровати лежит Заза.

Загружаю...

Я его не узнал – настолько распухшее было лицо! Сразу набрал Семину: «Джанашия никуда не летит. Его на таможне не выпустят – слишком большая разница между оригиналом и фотографией в паспорте». Джанашия часто в драки попадал, и Семин даже подозревал, что тот на рынке приторговывает. Параллельно с футболом... При этом на поле Заза кулаками никогда не махал, хотя защитники его лупили по ногам нещадно. Вставал – и ковылял к чужим воротам. По части травм это Железный Феликс. Что бы ни болело, через два дня Джанашия был в строю», – цитирует Мышалова «Террикон».

Популярные комментарии
mi1an*
Я сначала было перепугался.. Думал, это селекционер какого-то клуба российского.
Paul78
Про Соломатина гон. Он в ЦСКА в 2002г. по физике вообще лучший был. Никаких болячек. Ни одной травмы. А «специалист великий» Мышалов типа насоветовал Семину продавать Солому как нелеквид. Подозреваю, что и откровения с выводами по другим также надо делить надвое, а то и больше...
xidex82
у меня знакомые дедушку в бакулеве за 250к ремонтировали, итог неделя и деда нет...
Еще 13 комментариев

Еще по теме

16 комментариев Написать комментарий