Вячеслав Грозный: «Работать на Украине всегда было интересно, хотя и непросто»

Главный тренер «Терека» Вячеслав Грозный рассказал о своем украинском этапе карьеры, а также приоткрыл завесу в истории со смертью двух футболистов местного «Арсенала», который он тогда возглавлял.

«Именно на Украине я начал осваивать азы тренерского ремесла. Начинал с детских команд, работал с коллективом физкультуры, потом с командами мастеров. Первые шаги в большой футбол я делал в качестве помощника Александра Томаха в запорожском «Металлурге». Затем с ним же трудился в винницкой «Ниве». Позднее, в качестве главного, тренировал днепропетровский «Днепр», «Арсенал», вновь «Металлург», который вывел в Кубок УЕФА. Украина – футбольная страна. И работать там мне всегда было интересно, хотя и непросто. Кроме того, в украинском чемпионате есть плюсы – отсутствие дальних переездов. Были случаи, когда на гостевые матчи «Арсенал» выезжал даже в день игры. Помимо всего прочего, многие украинские клубы стали вкладывать деньги в инфраструктуру, детско-юношеский футбол, строить современные базы, стадионы. Уверен, что крен в сторону приглашения легионеров – дело временное. Что касается самого памятного, то это и работа с футболистами, которые затем доросли до сборной, и признание лучшим тренером Украины.

Загружаю...

В 1996-м, когда я помогал в «Спартаке» Романцеву, мне предложили возглавить «Днепр», куда я и отправился с благословения Олега Ивановича. Принимал команду после Бернда Штанге, который возглавляет сейчас сборную Белоруссии. Находилась она тогда, после ухода группы ведущих игроков в только создававшийся «Борисфен», в плачевном состоянии. Из опытных футболистов остался лишь ветеран Багмут, да прооперированный Горилый и еще несколько молодых, неизвестных ребят. До начала чемпионата оставалась пара недель – и все вокруг считали меня самоубийцей. В считаные дни удалось собрать игроков, которые были не востребованы в других клубах, и сыграть на их психологии, давая каждому шанс доказать, что на них рано поставили крест. Есть два пути, по которым за короткий срок можно вывести команду из кризиса. Первый – создание в коллективе обстановки полного взаимного доверия. Второй – прививание футболистам психологии победителя. И это удалось. Близнюк, Мороз, Поклонский, Павлюк доросли до национальной сборной, а другие – до молодежной. Тогда же я взял в «Днепр» и 17-летнего Калиниченко, которого потом довел до «Спартака» и сборной страны.

Сейчас появился модный термин – «антикризисный тренер». Пожалуй, я могу себя к таким отнести. У любого тренера рано или поздно случаются ситуации, когда наступает время кардинальных перемен. И он просто обязан знать, что необходимо предпринимать в такой момент. Со мной это случалось не раз, хотя, конечно, я бы хотел работать системно и спокойно – заниматься селекцией, проводить предсезонную подготовку, а не приходить в разгар сезона и наверстывать уже упущенное. Это очень тяжело. Так было в «Днепре», запорожском «Металлурге», «Арсенале», «Левски», теперь вот в «Тереке». Но, видно, такова судьба... То, что меня на Украине объявили персоной нон грата, – это выдумки падких на сенсации журналистов. За что мне могли объявить вотум недоверия? За то, что сыграл с киевским «Динамо» – 2:2? Глупости! Тогда мы опережали его на шесть очков. Тогда еще возник конфликт с Суркисом. Впрочем, я бы не стал называть это конфликтом. Просто считал, что президентом федерации должен быть не зависимый от клубных привязанностей человек. Что в итоге и случилось. А говорил об этом открыто. И, конечно же, это не всем нравилось. На днях я поздравил Григория Михайловича с днем рождения, пожелал ему здоровья и удачи. У нас очень добрые отношения.

Загружаю...

Когда я возглавлял «Арсенал», в команде умерли два футболиста, и поползли слухи, что это следствие применения запрещенных препаратов... Полная чушь! Есть пословица – «никогда не оправдывайся, поскольку враги не поверят, а друзьям это не нужно». Так вот мне не в чем здесь оправдываться. Шалва Апхазава умер накануне отъезда команды на сбор в Турцию, сразу по возвращении из дома. Утром это первым обнаружил его сосед по номеру Шакеладзе, который позвонил врачу и сообщил, что Шалва не просыпается. Согласно медзаключению, у него были обнаружены врожденные проблемы с сердцем, о которых никто не мог знать. А ведь он даже был кандидатом в сборную Грузии... Нечто похожее произошло с Пуэртой в «Севилье», когда никто не подозревал о его вероятных проблемах со здоровьем. Не случайно ФИФА и УЕФА ставят сейчас вопрос о тщательных обследованиях футболистов в специальных кардиологических центрах. Только после этого их можно будет допускать к участию в чемпионатах. Что касается второго несчастного паренька – Повицкого, то он выступал за дубль. О его смерти мне сообщили, когда я находился с основной командой в Турции. Позвонил один из представителей наблюдательного совета и рассказал, что на тренировке игроку стало плохо. Врач вместе с массажистом сразу же отвезли его в больницу, где констатировали остановку сердца. Позднее стало известно, что у него тоже были проблемы с сердцем. Кстати, об этом знала и его сестра, но футболист просил ее никому не рассказывать, поскольку выступления за «Арсенал» помогали ему материально поддерживать мать.

Загружаю...

Честно говоря, тогда много неприятного довелось о себе услышать. Особенно то, что касалось смерти Апхазавы. Сами знаете, «доброжелателей» всегда хватает. А тема смерти Повицкого вообще не обсуждалась. Позднее выяснилось, что даже существовала расписка, согласно которой, в случае чего, он снимал с врачей ответственность за собственную жизнь. Если бы я знал об этом раньше, не поддался бы ни на какие уговоры. Человеческая жизнь превыше всего. Сейчас медики проверяют игроков очень хорошо – не допустят ни к одному занятию человека, если есть хоть малейшие противопоказания. Если икроножная мышца побаливает – это не страшно, но с сердцем шутить никто не станет. Сейчас столько приборов, которые моментально дают информацию о состоянии игрока...» – цитирует Грозного «Спорт-Экспресс».

Популярные комментарии
Annihilator
Не понимаю, кто пиарит этого пучеглазого дегенерата, через две ветки на третьей по сто строк. Оратор мля...
kiti
классный тренер. очень жаль, что уехал. здесь еще не написано про Олега Гусева, его Грозный нашел, еще когда Жирков приезжал на просмотр в Киев Грозный его очень хотел взять, не получилось. удачи ему
Фарго
послушать Грозного, то он этого хотел взять, то того воспитал... а Марадону и Пеле не он воспитал?

Еще по теме

2 комментария Написать комментарий