Стоп-кран

Нет, не таким представлялось окончание пути "Локомотива" в Лиге чемпионов-03/04: после исторической, почти что эпической кампании московский клуб пал героем второстепенной беллетристики -- как-то странно, случайно, нелепо и буднично. В игре, от которой никто не получил удовольствия -- кажется, даже победитель. Лучше бы Пршо забил этот злосчастный пенальти на 19-й минуте -- только бы обошлось без желтой карточки Лоськова, приведшей тремя минутами позже к его удалению.

Не знаю, так ли уж чрезмерными были возражения Дмитрия Лоськова (кстати, капитана) португальскому арбитру, чтобы заслуживать желтой карточки, но справедливыми они были наверняка. Кардошо Кортеш Батишта, собственно, и сам поначалу призвал Эммануэля Адебайора подниматься с газона -- но падение длинноногого африканца после невинного соприкосновения с Пашининым как-то по-особому растрогало лайнсмена, раз тот взялся санкционировать одиннадцатиметровый. Овчинников вытащил мяч после удара Пршо с одиннадцатиметровой отметки в левом углу, но через три минуты от Лоськова на поле осталась только капитанская повязка -- карточка за нерасчетливый подкат под Морьентеса в центральном круге стала для Дмитрия второй. Лоськов, не самый большой в команде мастер подкатов, похоже, пал жертвой собственного куража: в самом дебюте матча, еще до этого фола, он пошел в два подката -- и исполнил оба здорово.

С удалением Лоськова игра "Локомотива" сломалась -- и не осталось уже никаких ресурсов для того, чтобы ее починить. Команда Юрия Семина потеряла не столько численно, сколько качественно: Лоськов был неотъемлемой частью пускового механизма атаки гостей (можно фантазировать, какой именно частью: распредвал, коробка скоростей, приводной ремень), удаление любого из форвардов или любого из защитников не повлекло бы за собой таких необратимых последствий. В отсутствие травмированного Хохлова "чистых" хавбеков у "Локомотива" осталось всего двое -- Измайлов и Маминов: разрываясь между необходимостью прессинговать соперника в центре поля и совершать рывки в атаку, оба выдохлись уже где-то к 60-й минуте. Ашветия, сколько мог, пытался цепляться за мяч -- но все же он, что называется, "домашний" форвард, лучшим образом проявляющий себя при игровом перевесе, хорошо чувствующий себя в сутолоке у чужих ворот. Отвечавший в среду за левый фланг Обиора тоже делал что мог -- шел в обыгрыш четырех защитников разом, но заранее знал, что ничего из этого не получится. А любые подключения крайних защитников были чреваты фланговой контратакой: собственно, пенальти на 19-й минуте (точнее, то-что-показалось-пенальти-боковому-судье) случился после провала на правом фланге обороны "Локо", не усмотревшей за юрким Ротеном. Если до удаления Лоськова "Локомотиву" удалось несколько пусть не очень острых, но вполне внятных и стройных атак -- то после удаления до вратаря с фамилией Roma на спине было так же далеко, как до Рима пешком. На 24 удара "Монако" по воротам в этом матче "Локомотив" сумел ответить только двумя, на 8 угловых -- лишь одним.

Загружаю...

''"Локомотив" оказался в партере -- и "Монако" стал спокойно, без суеты подстраиваться под победный захват. Хозяева безраздельно владели инициативой, Эвра окончательно переквалифицировался из защитника в хавбека, а Ротен в итоге выполнил столько навесов своей левой, что у него должна была заболеть нога. При такой конфигурации атаки монегасков (Ротен со своими выверенными кроссами, крупногабаритные Пршо и Адебайор, отлично чувствующий себя в тесноте штрафной Морьентес) гол хозяев представлялся вопросом времени -- и он случился-таки на 60-й минуте. "Локомотив" попытался поднять голову, распрямить плечи и перевести игру за демаркационную линию центра поля -- но ни физических сил, ни игровых ресурсов для того, чтобы подкрепить это желание, уже не оставалось. К тому же "Монако" переключился в режим наибольшей осторожности и постепенно довел количество своих форвардов на поле с 3 до 1. Никакого желания развивать перевес (как это было в недавних домашних матчах с АЕКом -- 4:0 и "Депортиво" -- 8:3) ценой возможной локомотивской контратаки у него не было. И в этом состоит единственный оптимистичный итог этой встречи: лидер чемпионата Франции слишком зауважал "Локомотив" после первого, московского матча, чтобы рисковать.

Загружаю...

Пенальти был надуманным, а значит, и половина роковой красной карточки Лоськова -- тоже. Но такую неуправляемую, непредсказуемую и, в сущности, вполне житейскую вещь, как арбитраж, обсуждать не хочется -- есть в этом что-то от рулетки, второй опоры Княжества Монако после футбольного клуба. Российской сборной повезло с испанским арбитром Ибаньесом в прошлом году в Швейцарии -- и отчасти благодаря этому она сыграет на чемпионате Европы. "Манчестер Юнайтед" в минувший вторник не повезло с российским арбитром Ивановым -- и манкунианцы впервые за восемь лет не сыграют в четвертьфинале Лиги чемпионов. Всякое бывает. И со всеми.

Хочется обсуждать итоги кампании в целом -- а она оказалась лучшей в истории "Локомотива". Солидные матчи с "Шахтером" и "Динамо", превосходные -- с "Интером", вполне убедительная домашняя игра с "Арсеналом" (одна из редчайших в этом сезоне, когда лондонский клуб с его изумительной атакой ушел с поля без гола) и первая встреча с "Монако", которая вполне могла обернуться разгромом лидера чемпионата Франции, имейся у "Локомотива" хотя бы один форвард уровня Лиги чемпионов. Вполне качественный по европейским меркам футбол в исполнении "Локомотива" не был преходящим настроением -- он выглядел логичным результатом работы Семина и его подопечных. Железнодорожники никогда еще не играли в четвертьфиналах Лиги чемпионов и никогда не выводили из борьбы лидера какого-либо из пяти ведущих европейских чемпионатов -- но в среду Юрий Семин вслух сожалел о том, что этого не случилось. Если верить Марку Аврелию в том, что "каждый стоит ровно столько, сколько то, о чем он хлопочет", то стоимость "Локомотива" за это время нынешней лигочемпионской кампании поднялась заметно.

Загружаю...

Монако

Юрий СЕМИН, главный тренер "Локомотива": Решать исход борьбы надо было еще в Москве

-- Первый раз вижу, чтобы лайнсмен назначал пенальти, -- не дожидаясь вопросов, развел руками Юрий Семин, выйдя после игры в микс-зону, к российским журналистам. -- Не понимаю также, что такого мог сказать судье Лоськов, чтобы это требовало желтой карточки. Тем более что он капитан и имеет все основания для обращения к рефери.

-- Тем не менее, вы подали после игры руку арбитрам.

-- Ну, надо быть корректным. И проигрывать надо уметь.

-- Будете ли вы подавать официальный протест на судейство?

-- К чему это сейчас, когда результат известен и его уже не изменить? Надо думать о том, что изменить можно, -- о своей игре. Решать исход борбы с "Монако", честно говоря, надо было еще в Москве, где мы не реализовали несколько отличных моментов и пропустили необязательный гол.

Загружаю...

-- О чем говорит отсутствие Лекхето как в стартовом составе, так и в числе игроков, вышедших на замену?

-- О том, что сегодня он не был готов к игре на должном уровне в физическом отношении.

-- Чего сегодня не хватило "Локомотиву"?

-- Спокойствия. Было бы спокойствие -- не случилось бы этой красной карточки на 22-й минуте. После удаления Лоськова команда сделала все, что могла, и у меня нет никаких претензий к игрокам. Могли мы вдесятером, к сожалению, не очень много.

-- Вы могли бы резюмировать выступление "Локомотива" в Лиге чемпионов-2003/04?

-- Если говорить односложно, то назову выступление успешным. Нам удалось провести весь турнир на высоком уровне, без явных срывов и даже добавляя от игры к игре в некоторых компонентах. Некоторые из матчей и голов, проведенных по ходу этой кампании, надеюсь, еще долго не забудутся болельщиками. Однако есть чувство неудовлетворенности тем, что не удалось пройти "Монако". Даже сегодняшний матч не разубедил меня в том, что нам это было по силам.