Каспаров догнал лидера чемпионата России
''Дистанция суперфинала 57-го чемпионата страны достаточно короткая, и гроссмейстерам -- их, как в футболе, ровно одиннадцать -- осталось пройти по четыре, а кому-то и вовсе по три партии. В свободный от игры день они подсчитывали свои плюсы и минусы и строили планы на финиш."Как стоишь?" -- спрашивают шахматисты друг друга по ходу турнира и, как правило, отвечают просто: плюс (или минус) столько-то. Многое говорящая за себя цифра эта с обязательным знаком означает разность между количеством побед и поражений в прошедших турах. Опыт и статистика позволяют прикинуть, сколько надо для того или иного места в итоговой таблице с уточнением, как это соответствует сегодняшнему рейтингу шахматиста. Скажем, для Каспарова это практически совпадает: чтобы наверняка занять первое место, здесь потребуется "плюс четыре" (7 из 10), заодно сохранится его по-прежнему высочайший индивидуальный коэффициент.
В седьмом туре экс-чемпион мира играл черными с "дважды двукратным" экс-чемпионом СССР и РСФСР. При анализе у Цешковского спросили, почему сразу рванулся по центру, не разменявшись выгодно на фланге, он ответил: "Не терпелось сыграть красиво, а то где еще встретишься с Каспаровым". (Впервые они встречались, когда Гарику было лет 15, а в последний раз -- когда идущие сейчас вслед за лидером гроссмейстеры еще не родились.) Черные удачно отбились, но потом, допустив неточность, могли и проиграть. Соперник не использовал свой шанс, и Каспаров выиграл еще одну партию. Уже прокомментировав этот интересный и отнюдь не безошибочный поединок, победитель на ходу услышал реплику: мол, и накануне Дреев мог против него не проиграть, а выстроить ничейную крепость в эндшпиле. Он резко вернулся к демонстрационной доске: "Ну и как? Я, конечно, постарел, но кое-что еще вижу" (это специально для тех, кто ждет, "когда Акела промахнется") и показал, что ничья в прошлой партии если и достигалась, то красивейшим, поистине этюдным путем. Удивительно! Он за доской рассчитал то, чего не обнаружили другие в комфортных условиях компьютерного анализа.
Финишное напряжение, безусловно, породит новые ошибки, отчего борьба станет только интереснее. Ведь нелепо полагать, будто у безнадежно отставшего -- в плане борьбы за высшие места -- Морозевича не свербит самолюбие и он не постарается хотя бы разок-другой разгромить кого-то, а заодно и поправить свой рейтинг, безразмерно располневший и тут вдруг стремительно худеющий. Подтягивается Свидлер... Не проигравший пока никому Тимофеев, имея "+1" и играя строго позиционно, значительно превосходит свой индивидуальный коэффициент. Уступив этому казанскому юниору привычные было эпитеты самого молодого участника, Грищук имеет свои "+2" без поражений и даже худших позиций, зато с большим резервом сил -- средняя продолжительность его партий всего-то 31 ход. На финишной прямой с перечисленной четверкой предстоят нелегкие встречи Каспарову, уже "отгулявшему" свой персональный выходной...
К слову, совсем не исключен дележ первого места, что, случалось, вызывало серьезные осложнения. В 1988 году мне тоже доводилось руководить пресс-центром в шикарном по тем временам Центре международной торговли, а журнал "64" тур за туром издавал лучший по любым меркам спецвыпуск с характерным названием "Созвездие". Все шло превосходно. Но в итоге даже главный арбитр М.М. Ботвинник почему-то не смог рассудить Каспарова с Карповым, разделивших первое место. И вот совсем недавно они хором признались, что до сих пор не знают, где их тогдашние медали.
В регламенте суперфинала 57-го чемпионата России записан ряд пунктов с дополнительными показателями, по которым определяется победитель в случае дележа первого места двумя или несколькими шахматистами. На собрании участников перед самым началом турнира по инициативе Каспарова и Грищука (что делает честь обоим и свидетельствует об уверенности в себе) решено: при дележе первого места уже на следующий день будет проведено дополнительное соревнование в быстрые шахматы. Чемпионом может стать только один!
Александр РОШАЛЬ
Фото - журнал "64"