Дмитрий ШЕПЕЛЬ: Пускать кровь и высасывать спинной мозг я не позволил
''После победы на январском чемпионате Европы в многоборье молодого Дмитрия ШЕПЕЛЯ назвали главной надеждой России в коньках. Но олимпийский сезон начался не так, как планировалось. Накануне первого этапа Кубка мира в Берлине Шепеля отстранили от стартов, намекнув на положительный результат допинг-теста. Накануне отборочного турнира в олимпийскую команду России он впервые рассказал подробности происшедшего в эксклюзивном интервью корреспонденту "Известий" Сергею ПОДУШКИНУ.-- Накануне сезона вы, если верить тренировочным стартам, находились в великолепной форме. Казалось, ничто не предвещало проблем
-- Действительно, лето и начало осени получились плодотворными. В составе сборной провел несколько высокогорных сборов -- по одному в Казахстане и Болгарии и два в Канаде. Во время контрольной тренировки в Калгари на дистанции 5000 метров показал личный рекорд. Так что на первый этап Кубка мира в Берлин отправился в хорошем настроении. Большая часть сборной, и я в том числе, прилетела в Германию за двенадцать дней до соревнований.
-- Когда поняли, что бежать в Берлине вам не суждено?
-- Допинг-пробы брали за день до соревнований. Результаты стали известны в 3--4 часа дня, но нам сообщили в 9 вечера. Вот тогда и узнал, что результаты моего анализа крови не соответствуют норме.
-- Для вас такое известие стало шоком?
-- Понимаете, у меня высокий природный уровень гемоглобина. И с тех пор, как пару лет назад ввели тест на эритропоэтин (ЭПО -- вещество, стимулирующее выработку эритроцитов и повышающее количество гемоглобина в крови), мои показатели всегда находились на грани допустимого. А тут еще подготовка проходила на высокогорье. В итоге все три параметра -- гемоглобин, гематокрит и количество молодых кровяных телец в моей пробе немного превысили норму.
-- Вы не пытались объяснить это организаторам?
-- Пытался, конечно, но безуспешно. Формальный повод не допустить меня к соревнованиям имелся, и они им воспользовались. Тем более что до сегодняшнего дня ни один спортсмен в мире не был пойман на применении ЭПО, и накануне Олимпиады ко всем подозрительным случаям относятся с особым вниманием. Хотя многие считают, что в коньках, в отличие от лыжных гонок и велоспорта, от эритропоэтина особой пользы и нет. Но, возможно, влияет и финансовый аспект, ведь лаборатория, которая первая поймает нарушителя, получит гранты на много миллионов долларов. Вот все на меня и набросились. За три следующие недели анализы крови я сдавал раз десять. И до, и после, и во время соревнований.
-- Речь о дисквалификации заходила?
-- По существующим правилам меня могли отстранить только от конкретных соревнований. Поэтому вместе со сборной переехал в Инцель на второй этап Кубка мира. В отличие от Берлина, там никаких проверок не планировали (в Германии пробы на допинг сдавали все без исключения конькобежцы), но для меня сделали, скажем так, исключение. И так как параметры не изменились -- вновь лишили возможности стартовать.
После этого тренерский совет нашей сборной принял решение отправить меня и доктора команды Александра Филимонова в Москву на обследование. Чтобы там разобрались и выдали соответствующее заключение. Однако уже на следующий день ситуация изменилась. Функционеры Международного союза конькобежцев дали понять, что мнение российских специалистов их не волнует, и договорились провести обследование в институте в Гааге. Накануне третьего этапа Кубка мира у меня взяли много крови, но результаты остались прежними. Тогда предложили сдать пробу спинного мозга, но я, естественно, отказался. Посоветовали сделать кровопускание, чтобы понизить уровень гемоглобина. Но если уменьшить свой природный уровень искусственным путем -- буду некомфортно чувствовать себя на дорожке и не покажу приличный результат. Согласитесь, я ведь все-таки мало похож на донора. Это обычный человек может сдать кровь и спокойно пойти отдыхать, а мне надо выдерживать приличные нагрузки.
-- Но как вас тогда допустили в Гааге к участию в беге на 1500 м?
-- Все просто. На следующий день я опять сдал кровь, и уровень гематокрита и гемоглобина в пробе уменьшился до разрешенных пределов. Поэтому мне позволили выступить. Но, сами понимаете, при такой нервотрепке на высокий результат рассчитывать не приходится. Пробежал я неважнецки.
-- Как развивались события в дальнейшем?
-- Прилетел в Москву, где прошел углубленное обследование у врача-гематолога. Затем встретился в ОКР со знаменитым профессором Дурмановым. Он объяснил ситуацию и вселил уверенность. Сейчас собираем документы, данные всех моих обследований за последние пять-шесть лет. Доказательства, что причина высоких показателей анализов -- не результат употребления допинга, а индивидуальные особенности организма. Верю, что меня перестанут мучить и разрешат участвовать в соревнованиях.
-- В коньках конкуренция очень высокая. Не думаете, что в вашем случае кто-то хотел убрать потенциального претендента на олимпийскую медаль?
-- У меня возникали подобные мысли. Никаких доказательств этого нет, но кто знает.
-- Эта нервотрепка может отрицательно сказаться на подготовке к Играм?
-- Парадокс, но вынужденная месячная пауза может даже пойти мне на пользу. Ведь в оптимальную форму я традиционно вхожу в январе, а теперь, потеряв несколько недель, должен подойти в идеальных кондициях к февралю. К Олимпиаде.
-- После победы на чемпионате Европы вас окрестили главной конькобежной надеждой России. Испытываете дополнительное давление?
-- Я всегда реально оцениваю свои шансы и завышенных целей не ставлю. Моя задача -- выложиться на Олимпиаде на сто процентов. А там посмотрим.
-- Вы всегда говорили, что предпочитаете бороться за награды в многоборье. Но в Солт-Лейк-Сити медали будут разыгрываться только на отдельных дистанциях. Считаете, у вас есть шансы?
-- Как бы ни любил многоборье, но на чемпионате Европы в Базельга ди Пине я победил в забеге на 1500 метров. И на "пятерке" оказался в призерах. На этих дистанциях надеюсь выступить и на Олимпиаде. Ну а ехать на главный старт четырехлетия с пораженческим настроением бессмысленно.
-- Для того чтобы выступить на Олимпиаде, вам необходимо еще пройти всероссийский отбор. Для получения заветной путевки вам обязательно занять место в тройке или помогут старые заслуги?
-- У нас очень много конькобежцев со старыми заслугами, на это лучше не рассчитывать. С другой стороны, некоторые могут специально выйти на пик формы к отбору, выиграть его, а в феврале не показать ничего путного. Поэтому место в олимпийской команде скорее всего забронируют только победители отбора, а остальных доберут по решению тренерского совета.
-- Вы раньше соревновались в Utah Olympic Oval?
-- Если в Нагано каток -- настоящий дворец, то в Солт-Лейк-Сити -- большой ангар. Но при этом качество льда -- высочайшее. В прошлом году в чемпионате мира на отдельных дистанциях мне так и не довелось поучаствовать. Как назло, я заболел и после дня тренировок в Солт-Лейк-Сити принял решение отказаться от выступлений. Надеюсь, на Олимпиаде повезет больше.
Санкт-Петербург