Через моря и океаны
''В южнокорейском Пусане турниром в рамках Азиатских игр завершился плавательный сезон-2001/02. Еще раньше -- таковы причуды календаря соревнований -- случилось наверняка главное событие межсезонья: первый гений мирового спорта, австралиец Ян Торп сменил наставника -- от великого Дага Фроста перешел к безвестной Трэйси Мензес, обмолвившись о желании перебраться с Зеленого континента в Старый Свет. И Торп не единственный из великих действующих пловцов, кто в нынешнем межсезонье может сменить австралийскую прописку -- на европейскую. В российской плавательной среде уже довольно продолжительное время ходят слухи о возможном переезде на родной материк четырехкратного олимпийского чемпиона Александра Попова. После телефонного разговора с великим чемпионом корреспондент "Известий" убедился: эти предположения небезосновательны.Напомним, что в Австралию Александр Попов переехал почти десять лет назад -- в 1993 году, вскоре после триумфального выступления на Олимпиаде в Барселоне. Выбор был обусловлен исключительно тем, что в национальный институт спорта в столицу страны Канберру уехал работать по контракту его учитель -- Геннадий Геннадьевич Турецкий. Однако все последующие успехи Попова в определенной мере случились благодаря идеальным условиям подготовки, которые организовали для него местные спортивные боссы. У них был свой резон: по мнению Турецкого, именно Попов научил австралийцев плавать и побеждать.
Однако последнее время отношение к Турецкому изменилось категорически. Последний год в жизни знаменитого тренера -- это череда проблем, скандалов и судов. Потеря почти всех австралийских учеников, обвинение в хранении запрещенных препаратов, временное отстранение от тренерской работы, операция на сердце, обвинение на этот раз в неподобающем поведении на воздушном судне, и наконец -- увольнение из института спорта. Естественно, на Попове это не могло не сказаться. После берлинского чемпионата Европы по водным видам спорта он объявил, что останется в спорте до Олимпиады-2004. Но в описанных условиях подготовка Попова к Играм в Афинах вряд ли могла оказаться качественной, а потому -- успешной.
Впервые о возможности переезда Попова в Европу заговорили в конце лета этого года. В течение довольно короткого промежутка времени он совершил несколько визитов в Швейцарию. В принципе -- для участия в календарных мероприятиях Международной федерации плавания и Международного олимпийского комитета. Однако по неофициальной информации Попов также проводил переговоры с представителями нескольких плавательных клубов Швейцарии о возможности своего переезда. Чтобы узнать, действительно ли знаменитый спортсмен собирается перебраться из Австралии в Европу, корреспондент "Известий" позвонил ему в Канберру.
-- Ничего конкретного о своем будущем я пока сказать не могу, -- сразу предупредил Попов. -- Мы с Геннадием Турецким находимся сейчас в подвешенном состоянии. Наши дальнейшие действия зависят лишь от того, когда и чем закончится судебное разбирательство моего тренера с авиакомпанией. Пока обвинение против Турецкого не выдвинуто, и я не исключаю мирного исхода. Однако в институт он уже совершенно точно не вернется -- контракт разорван. Короче, никаких конкретных шагов пока не предпринимаем. Ждем информацию от адвокатов.
Несмотря на неопределенность, Попов косвенно подтвердил, что завершающий этап своей карьеры он по объективным причинам хотел бы провести в Европе.
-- Если здраво оценить сложившуюся ситуацию, то переезд на европейский континент -- это идеальный вариант. Чемпионат мира в следующем году пройдет в Барселоне. Олимпийские игры в 2004 году -- в Афинах. Чтобы рассчитывать на успешное выступление -- а иначе бы я объявил о завершении карьеры, -- было бы полезней тренироваться в Европе. Постоянные авиаперелеты на другой конец света организм переносит все тяжелее и тяжелее: мне уже не 20 лет. Однако есть одно "но". Прежде чем уезжать из Австралии, нужно найти работу для Ген Геныча, а также подходящие условия для моих тренировок и жизни моей семьи. Если уезжать из Австралии -- то навсегда, мотаться с одного континента на другой каждый месяц не имеет смысла. Повторю: пока мы ждем, выбирать и решать будем позже.
Геннадий Турецкий, которому также дозвонился корреспондент "Известий", высказался более категорично: "Я не хочу говорить ничего, что касается стратегических планов".