Ядреная гонка вооружений

''В воскресенье двумя матчами стартовал одиннадцатый чемпионат России по баскетболу. Размах, достигнутый наши клубами в нынешнее межсезонье при покупке новых игроков, ужаснул Старый Свет: такого наплыва классных и дорогостоящих легионеров российский чемпионат еще не знал. На баскетбольных кухнях по всей Европе сейчас судачат о том, откуда вдруг у нас взялись такие деньги, чтобы перешибать ценой -- иногда даже на несколько сотен тысяч долларов -- совсем не бедные клубы из Греции и Испании, Турции и Франции. То ли Sony с Nike раскошелились на богатый спонсорский пакет, то ли Гусинский с Березовским в своем далеке скинулись и купили за немыслимые прежде деньги телеправа на российский чемпионат, то ли наши зрительные залы ломятся от желающих заплатить 10 долларов за билет на один матч. Наивные. Мало они читали юморески Михаила Задорнова про загадочную новую русскую душу.

Экономической логики в баскетбольном буме, случившемся в России этим летом, нет никакой. Наши команды (за редким исключением) по-прежнему играют в полупустых залах. На предложение показать в прямом эфире полную версию самого лучшего, самого центрального матча национального чемпионата наши главные телеканалы реагирует примерно так же, как если бы им предложили отдать два часа в прайм-тайм под программу о приезде делегации Пермской думы в гости к руководителям Новоузенского района Саратовской области. А спонсоров у баскетбольной Суперлиги как не было, так и нет. Собственно, и Суперлиги как рабочей профессиональной организации, объединяющей профессиональные спортивные клубы, не существует вовсе. Уровня баскетбольных чиновников у нас не хватает даже для того, чтобы загодя составить планомерный, четкий календарь чемпионата страны, что является основой основ спортивного бизнеса. Наше богатство -- в другом.

Загружаю...

Наш размах -- это вам не какой-нибудь занудный бизнес-план, а раззудись плечо, потянись рука, открой толстый кошелек. Если сосед купил американского легионера за 400 000 долларов, то я ему отвечу, выложив пол-лимона. Все это одновременно напоминает задорновские истории про новых русских в магазине Версаче и принцип гонки вооружений, согласно которому ее участники на определенном этапе становятся заложниками неумолимого повышения расходной части без всякой оглядки на доходную.

Самой поражающей воображение в это межсезонье стала покупка минераловодским предпринимателем Анатолием Сухачевым македонского защитника Петара Наумоски, одного из самых известных европейских снайперов 90-х. Пока остальные российские клубы по очереди хвастались друг перед другом все новыми и новыми приобретениями, Сухачев лишь загадочно улыбался. А под самый занавес европейского трансферного рынка вдруг сделал предложение Наумоски, бывшему одной из самых ярких звезд в Турции и Италии, от которого тот не сумел отказаться. Известно, что цена, запрашиваемая агентами македонца (со скидкой на близость юга России к Чечне), колеблется от 1 миллиона долларов до 1 200 000. Это намного больше, чем Наумоски получал в минувшем сезоне в Тревизо, в клубе, спонсируемым всемирно известной маркой "Бенеттон". А в пару к Наумоски сухачевский "Локомотив" (который не имеет даже собственного зала в Минводах и вынужден теперь играть в Ростове-на-Дону) берет в аренду у богатейшего итальянского "Тимсистема" литовского центрового Эурелиуса Жукаускаса.

Агенты, работающие с нашими клубами, быстро уловили свежие тенденции российского рынка. Если раньше "северная надбавка" на контракт с приличным игроком, выступавшим за какую-нибудь уважаемую команду Испании или Турции, составляла порядка 15--20 процентов, то теперь в некоторых случаях она вырастает до шестидесяти. И это не останавливает наши клубы на достигнутом.

Загружаю...

Подобный бум в начале девяностых пережила Греция. Именно пережила, выдержала, вошла в ряд заслуженных баскетбольных держав. На положительный опыт Греции наши клубные заправилы сейчас ссылаются все чаще. Однако сравнение новых эллинов с новыми русскими выглядит не очень корректным. Греческий бум строился на яростной конкурентной гонке "Олимпиакоса" и "Панатинаикоса", за которыми стоят богатейшие семьи страны, вкладывающие в эти команды свои личные деньги. Ну есть у ребят лишние 5 миллионов долларов на то, чтобы купить на год в НБА хоть и стареющую, но еще действующую звезду Доминика Уилкинса, ну и ради бога. Кроме того, под два крупнейших клуба была потихоньку подтянута инфраструктура всего баскетбола в стране, и уже в середине девяностых национальный чемпионат стал там одним из любимейших телевизионных зрелищ, а все дворы -- от Афин до Салоник -- были затянуты сетками баскетбольных корзин. В России же сейчас клубы тратят в основном деньги чужие -- спонсорские, бюджетные, выбитые, уговоренные, а какой бы ни был добрый да богатый спонсор, пусть и большой поклонник баскетбола, эти траты рано или поздно придется объяснять не только тем, что у соседа центровой красивше.

Впрочем, что нам с того? В воскресенье начался чемпионат, в котором сыграют столько первоклассных баскетболистов, что душа болельщика высоко парит в предвкушении зрелища, не опускаясь до низменных подсчетов денег в чужих карманах. Это удовольствие уже оплачено.