Еще не вечер

''Первый стыковой матч за право играть в финальной части футбольного чемпионата мира-2002 между сборными Украины и Германии начался песней. Популярный киевский вокалист Александр Пономарев вышел на зеленое поле и, подхваченный выкрученными чуть ли не на полную мощность динамиками, спел "Ще нэ вмэрла Украйины ни слава, ни воля, ще нам, браття молодии, усмихнэться доля". 83 с половиной тысячи болельщиков на "Олимпийском" стадионе, одетые в желтые и голубые накидки, согласно подпевали. Через девяносто с лишком минут после свистка итальянского арбитра Стефано Браски, зафиксировавшего на табло итоговый счет 1:1, стадион лишь разочарованно погудел немного и смолк. Теперь сборной Украины ехать на запад, в немецкий Дортмунд, где в среду состоится ответный матч. Далекие Япония с Кореей стали еще дальше. Но только по километражу.

Стрелка часов игры только сменила вторую минуту на третью, как перед вратарем Оливером Каном раскрылись дверцы немецкой защиты, через которые вылетел Воробей. Форвард донецкого "Шахтера", совершенно неожиданно оказавшийся на свободе (ошалелый Руди Феллер даже метнулся к бровке, будто мог захлопнуть клетку), сильно и прицельно пальнул в левый от себя угол. Мяч, разминувшись с правой ногой раскрывшегося как циркуль Кана, врезался в штангу, и долгий стон на трибунах был ему эхом. Спустя ровно полчаса немецкая защита выпустила на голевой простор птицу более высокого полета. Андрей Шевченко, вылетевший на Кана, примерно под тем же углом, что и его тезка Воробей, ударил мягче, щечкой, казалось - прицельнее, в тот же левый угол, но на этот раз гимнастически развитый вратарь сборной Германии не дал мячу обойти свою правую ногу. Между двумя этими эпизодами уместились и оба гола, и самые опасные за весь матч моменты, и все главные страхи главного бундестренера Руди Феллера, признавшегося после игры, что в первые тридцать минут он был сильно недоволен действиями своей команды.

Загружаю...

В эти динамичные полчаса сборная Украины была похожа на команду, способную обыграть немцев. Твердый росчерк прессинга, поставленный, как автограф, Валерием Лобановским. Легкокрылые переходы из защиты в атаку. Первый гол, по форме - случайный, а по сути - закрепляющий игровой перевес хозяев. На 19-й минуте центральный защитник немцев Йенс Новотны завалил в 25 метрах от ворот Воробья, и Браски (вопреки страхам украинской футбольной общественности отсудивший нормально) велел пробить штрафной. Сплотившаяся немецкая стенка ожидала от Шевченко обводящего удара верхом, и как только форвард "Милана" завершил свой разбег, дружно подпрыгнула. Мяч же, пущенный Шевченко низом, скользнул им по подошвам и отлетел вправо - на караулившего отскок Геннадия Зубова. Одним ударом донецкий хав-легковес пробил защиту Кана. В эти минуты самым горячим головам могло показаться, что от хваленой немецкой машинности, моторности осталось лишь одно масло: лей - не хочу. Однако прогнувшись слегка под стартовым натиском хозяев, сборная Руди Феллера стала выправляться. На 27-й минуте чуть не случился ответный гол. Бернд Шнайдер подал справа угловой, и вылетевший выше всех Томас Линке боднул головой - мяч ударился в перекладину. По просьбам немецких телезрителей спустя полминуты был показан повтор. Вновь Шнайдер подавал, вновь защитник гостей, на этот раз Марко Ремер, прыгнул выше прочих голов, откинув мяч на Баллака, который ударил, уже скорректировав прицел после промаха коллеги. Поставленный в караул у ближней штанги Зубов вынес мяч с линии ворот - это по версии Браски. По другой версии, совершенно неофициальной, подкрепленной не судейским решением, а лишь многократным изучением видеоповторов, весь Зубов, с ног до головы, находился за линией ворот.

Загружаю...

Накануне, на пятничной вечерней тренировке сборная Германии усиленно отрабатывала фланговые навесы с дальнейшими ударами головой. И отработанное закрепилось на поле в виде второго гола. Всего через три минуты после двойного удара Линке-Ремера на левом фланге украинской обороны Браски заметил нарушение правил, назначил штрафной, штатный их податель Шнайдер вновь удачно, в обход чужих защитников, закрутил мяч и вновь нашел знакомую голову - теперь Александра Циклера. Наверное, форвард "Баварии" намеревался забить сам, но вышел гениальный пас влево, на освободившегося от опеки Андрея Гусина Михаэля Баллака - 1:1.

Вот и все, что было между двумя вылетами Воробья и Шевченко. После - из ударно-голевой серии - вспоминается лишь неловкий удар выше "бессарабских" ворот Сергея Шищенко во втором тайме, штрафной Андрея Шевченко, отраженный Каном, с одной стороны, да коварный полет мяча после удара Новотны, когда Максим Левицкий не дал себя облететь, с другой. События в игре происходили скорее тактического свойства. Нарастающий немецкий прессинг против ослабевающего украинского. Выдвижение во втором тайме Андрея Шевченко вперед, в линию атаки: в первые 45 минут самый острый форвард Украины играл глубоко, очень глубоко. По словам Леонида Буряка, "перекрывал зоны". Замены, произведенные Лобановским, - очевидные, напрашивающиеся (Реброва на Шищенко, Тимощука на Парфенова, Воробья на Мелащенко), но, увы, не очень усилившие командную игру. И когда Браски просвистел в последний раз, чуть ли не отчаяние разлилось по трибунам. Хоть и по-болельщицки совершенно понятное, но довольно преждевременное. Накануне киевской игры главный тренер сборной Польши Ежи Энгель предупреждал коллегу Феллера, что украинская команда в гостях выглядит даже сильнее, чем дома, - потому что любит простор, любит контратаки, в которых более сильна, чем в планомерной осаде, и потому что в ее составе есть человек, который один может решить все: Андрей Шевченко. Руди Феллер, пришедший на послематчевую пресс-конференцию, выдохнул, что такого пресса немецкой прессы он не чувствовал даже когда - игроком - выступал в финалах чемпионата мира. И попросил не поздравлять его с гостевой ничьей и не спешить хоронить сборную Украины - у них в Дортмунде еще дела.Андрей ГУСИН: В ответном матче все будет зависеть от нас- После победы принято поздравлять, после поражения - сочувствовать. А какие слова вы принимаете сейчас - после домашней ничьей с Германией?

Загружаю...

- Ближе к сочувствию, наверное. Я очень неудовлетворен.

- В основном чем - результатом или самой игрой команды?

- Игра-то была как раз скорее хорошая, чем плохая. А вот результат для нас - не очень успешный. Считаю, что мы вполне достойно противостояли сборной Германии. Конечно, у них сейчас не самая сильная сборная, но и провальной, слабой ее никак нельзя назвать. В начале встречи немцы часто ошибались, заметно нервничали, мы успешно прессинговали, накрывая их игроков, и могли забить не один гол. Но у Руди Феллера очень грамотная, хорошо обученная команда, которая способна исправляться по ходу игры.

- Вскоре после окончания матча уже пошли разговоры, что сборная Украины проиграла соперникам в первую очередь в середине поля, собственно там, где действуете вы. Согласны ли вы с такой оценкой?

- Мне понравилась немецкая полузащита. Она хорошо сыгранна, все-таки ее костяк - Рамелов, Шнайдер, Баллак - играет вместе в леверкузенском "Байере". Они равно хороши были как в защитной работе, так и в организации атак. Но не думаю, что мы уступили им. В таких играх, как правило, все решается тем, кто бережнее относится к редко создаваемым голевым моментам.

Загружаю...

- Главный тренер поляков Ежи Энгель утверждает, что в Дортмунде немцам придется ничуть не слаще, чем в Киеве. Разделяете ли вы эту точку зрения?

- Частично - да. Необходимость выигрывать, дортмундская публика погонят немецкую сборную вперед, и в этом есть наш шанс. Я помню, как мы играли в Дортмунде против "Боруссии", и помню, как недовольно, резко реагировали тамошние зрители на то, как мы вынудили хозяев защищаться, по аутам бить, вратарю мячик отбрасывать. Свист стоял на стадионе очень сильный, благо и акустика там хорошая.

- Как вам судейство Стефано Браски, которого так боялись некоторые ваши коллеги?

- Нормально. Я лично боюсь другого человека в черном - португальца Перейра, который будет судить в Дортмунде. Года четыре назад он работал на матче "Панатинаикос" - "Динамо", мы его проиграли 1:2, и этот человек запал мне в память. Вон сколько лет уже прошло, а я никак не могу забыть, что он тогда с нами вытворял. Но, знаете, совершенно не хочу нагнетать страсти по этому поводу. Судьи судят, а игроки играют, и успех в первую очередь будет зависеть от нас самих.

Киев