Пролог
''"Бавария" -- "Реал". Рим и Карфаген современного европейского футбола. Сколь различны они стратегией и игровыми приоритетами, столь же равны в амбициях. Этим противостоянием Лига чемпионов украшена третий год кряду. На протяжении двух последних сезонов именно в нем фактически определялся обладатель главного евротрофея. Аттестация нынешнего их спора досрочным финалом кажется некоторым перебором, а вот наиболее притягательным, наиболее "брендовым" четвертьфинальным дуэтом -- в самый раз.Матч на "Олимпиаштадионе" контрастно развалился на два куска. Водораздел прошел не между двумя таймами, а минуте где-то на 70-й. "До" игру вел "Реал", подчеркнуто спокойно и безмятежно. "После" -- "Бавария", причем не просто вела -- она ее выигрывала. Заперев "Реал" на его половине поля, расстреляв перекладину, запоров пенальти, но соорудив-таки два мяча.
В этом матче "Реал" прежде всего был озабочен тем, как сохранить перевес в один гол, подаренный Оливером Каном, -- тот уже в дебюте не совладал с отскоком после несильного удара Жереми в ближний угол. Роберто Карлос на сей раз не особенно увлекался атакой и зарядил свою "мортиру" лишь однажды. Необычайно глубоко сыграл в этом матче Иван Эльгера, выглядевший скорее третьим центральным защитником, нежели вторым опорным хавбеком. Зидан вспомнил свою итальянскую молодость и с полдюжины раз классно сыграл в отборе. Аккуратист Солари и особенно трудолюб Жереми в редутном смысле были полезнее Макманамана и Фигу. Пожалуй, во вторник мы видели самый осторожный, самый дисциплинированный, самый умеренный "Реал" в этом сезоне. Турнирная конъюнктура заставила его на полтора часа отказаться от диктата зрелищности и предпочесть созидательным изыскам игру с оглядкой. И долгое время этот тактический вариант хотелось называть оправданным -- "Баварии" удавалось немногое. Порой мадридцы просто упивались собственными неуязвимостью и контролем мяча (который даже без упомянутых Макманамана и Фигу давался им все равно лучше мюнхенцев). Несколько раз уверенность гостей хлынула через край: зрителю наверняка памятны эпизоды, когда Зидан, Солари и Роберто Карлос издевательски жонглировали мячом у левой бровки, пробуждая в Саньоле ярость и необоримое желание въехать кому-нибудь по ногам.
Встреча с противником, лучше всех в мире умеющим "привязать" мяч к ноге, сделала прессинг "Баварии" неэффективным. Другая козырная карта команды -- края атаки -- в первые 70 минут потерялась в рукаве пальто Хитцфельда. Он зачем-то придержал на скамейке шустрягу Салихамиджича, вверив правый фланг усердному, но малоопасному в этом качестве Харгривзу. Пауло Серджио слева и вовсе был невнятен. Пожалуй, лишь один футболист "Баварии" провел этот (львиный, надо заметить) кусок матча на безупречном, звездном уровне -- Элбер. Гений полумомента, маэстро эпизода, обладатель редкой интуиции, этот форвард, как и в последние несколько лет, прекрасно обходился без содействия тонкого плеймейкера, без удобно "вырезанных" передач, питаясь тривиальными навесами, продольными забросами, срезками и отскоками. Если кто-то имеет обыкновение записывать матчи на видео, прокрутите вторничную игру еще раз и повозмущайтесь надменностью Луиша Фелипе Сколари, мнящего бразильскую сборную настолько богатой на таланты, что Элбер для нее якобы не гож. В перманентном цейтноте, в давке штрафной скученно оборонявшегося "Реала" бразилец нашел возможность для шести (!) ударов. Несмотря на сложнейшие позиции (помните, как на 38-й минуте он в борьбе с Мичелом Сальгадо изловчился пробить через себя?), один из них пришелся в перекладину, а еще четыре -- строго в створ сесаровых ворот. Весь "Реал", замечу между прочим, побеспокоил Кана всего дважды.
Добейся "Реал" успеха в таком вот окопном усердии -- его наставнику Дель Боске спели бы осанну. Как пели уже в 2000 году после открывшей путь к главному евротрофею тактической победы на "Олд Траффорд". Увы, теперь оправданной выглядит иная тональность. Искушение отстоять победу с минимальным счетом было столь велико, что мадридцы порой выглядели напрочь позабывшими о существовании ворот на другом конце поля. Наступивший на горло собственной песне "Реал" пал в Мюнхене не отважно-разудалым романтическим героем, а эдаким футбольным армрестлером, что сдался в итоге более искушенному в этом виде борьбы противнику. Классического "Реала", "Реала", креативно великого и атакующе ужасного, на поле в этот вечер не было. А вот "Бавария" в ее лучшем виде была, пусть только в последние 20 минут. Что переменилось в ее игре на этом отрезке? Просто наконец вышел Салихамиджич -- вышел как крайний защитник, но из-за отсутствия работы в этом качестве сыграл как крайний форвард. Появился Писарро, за короткий эпилоговый отрезок успевший сделать больше, чем Санта-Круз за весь матч. А главное, стали вознаграждаться голами умения Элбера. Оба гола фактически сделал он, филигранно разобравшись в теснотище штрафной, тонко выведя Эффенберга и Писарро на расстрельные позиции. 2:1 -- еще не самый худший для "Реала" итог встречи.
Впрочем, для того чтобы рассуждать о силе и шансах таких соперников, одной игры всегда мало. 10 апреля на "Сантьяго Бернабеу" мы увидим нечто новое. Мы увидим команды в их излюбленных стихиях: "Реал" -- "первым номером", "Баварию" -- "вторым". Вот это да. Это будет битва. В Мюнхене же имел место лишь многозначительный ее пролог.