Король лир, фунтов и долларов
В минувшем сезоне "Манчестер Юнайтед" впервые за долгие годы не выиграл ни одного футбольного трофея. Но если взять на вооружение все менее дискуссионный тезис "футбол -- это бизнес", то впору вновь объявлять "МЮ" чемпионом мира. На днях руководители манчестерского клуба объявили об итогах финансового года, которые на фоне охватившего европейский футбол финансового кризиса просто-таки вызывающе радужны. Доходы "Манчестер Юнайтед" в минувшем сезоне выросли на 48 процентов, манкунианцы шестой год подряд стали богатейшим футбольным предприятием планеты, а годовой оборот клуба впервые в истории игры перевалил отметку в две сотни миллионов долларов, остановившись на цифре 206.Самая дорогая покупка лета-2002 -- 42-миллионный Рио Фердинанд -- не фигурирует в этом балансе, составленном по итогам минувшего сезона. Но зато там есть расходы на приобретение Верона и ван Нистелроя -- а это значит, что "МЮ" вышел на тот уровень финансовой мощности, когда может позволить себе ежегодные подобные траты безо всякого риска для бюджета. Согласно докладу исполнительного директора "МЮ" Питера Кеньона, из 206-миллионного оборота клуба в минувшем сезоне 45,5 миллиона -- чистый доход, что на 48 процентов больше, чем годом ранее. Львиная доля европейских клубов до сих пор в той или иной степени дотируется своими хозяевами, а "МЮ", напротив, регулярно выплачивает дивиденды своим акционерам. На сей раз они составят 3,1 пенса за акцию (против 2 пенсов годом ранее).''Согласно обнародованной статистике, главной расходной статьей "МЮ" остается заработная плата тренеров и футболистов, которая в минувшем сезоне составила 98 миллионов долларов, или 48 процентов от клубного оборота (против 39 процентов годом ранее). Этот рост связан опять-таки с приходом в клуб таких звезд, как ван Нистелрой и Верон, а также с общей тенденцией повышения зарплат футболистов -- Бэкхем и Кин подписали свои новые контракты с манкунианцами как раз в отчетный период. Перспективы футбольного рынка сегодня уже не кажутся такими безоблачными, как 6--8 лет тому назад, и сейчас едва ли кто предложит за "Манчестер Юнайтед" миллиард долларов, как в свое время предлагал Руперт Мэрдок. Тем не менее акции "Юнайтед" на бирже за год поднялись на пять пунктов, и капитализация клуба по-прежнему остается самой высокой в мире спорта -- 367 миллионов долларов.
Главной доходной статьей бюджета "МЮ" привычно стали отчисления от телевидения -- 73,2 миллиона долларов (права на показ чемпионата Англии являются сегодня самыми дорогими в Европе, а контракты с премьер-лигой имеют телекомпании 161 страны). Так называемый gate receipts (абонементы, билеты и все прочие траты зрителей на стадионе -- на еду, напитки и атрибутику) возрос до 59 миллионов долларов. Как бы сбивчиво ни играла порой команда Алекса Фергюсона, а пустых мест 67-тысячник Old Trafford давно не знает. Помимо приобретения игроков в "Юнайтед" не забывали и о выгодной их продаже -- трансферы Япа Стама (в "Лацио"), Энди Коула и Дуайта Йорка ("Блэкберн") принесли в клубный бюджет еще 24,5 миллиона долларов. Все остальное -- это доходы от спонсоров (Vodafone, Nike, Pepsi, Budweiser, Lycos и Ladbrokes), а также от многочисленных коммерческих проектов, как-то собственный телеканал или сеть закусочных Man U в Азии.
Симптоматично, что в эти же дни о своих финансовых результатах рапортовали "Лидс" и "Глазго Рейнджерс". Результаты эти -- прямая противоположность манчестерским. В "Рейнджерс" объявили об убытках в 49,4 миллиона долларов (за год!) и росте долгов клуба до отметки в 73,3 миллиона. Почти такие же убытки у "Лидса" -- 47,9 миллиона за год, пусть минувшим летом они почти полностью были перекрыты продажей Рио Фердинанда. Второго Рио, на случай очередного финансового провала, у "Лидса" нет.