Беглецы
Первый комплект наград на чемпионате Европы по фигурному катанию был разыгран без скандалов и сенсаций. Зато есть открытие Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин после совершенного проката произвольной программы завоевали серебро. А золото выиграли Елена Бережная и Антон Сихарулидзе. На этот раз их выступление было адекватно чемпионским оценкам в отличие от короткой программы.Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин ушли от тренера Натальи Павловой. Обычная история. Такие переходы случаются всюду, где есть фигурное катание. Но уже одно то обстоятельство, что Маринин и Тотьмянина расстались с Павловой в пик сезона, за три недели до начала чемпионата Европы, делает эту историю абсолютно русской. Трудно представить, что такое могло бы случиться в Америке или Германии.
История, как выяснилось, долгая, с обилием эмоций и бытовых деталей -- не оказаться бы на коммунальной кухне. Начнем с конца, с того, как объясняет случившееся Максим Маринин: "Мы не могли продолжать работать вместе. Наталья Евгеньевна взяла нас, когда Тане было 15, а мне -- 19. И продолжает относиться к нам как к детям". Маринин замолкает. Ему, очевидно, трудно говорить на эту тему, даже сейчас, в ранге вице-чемпиона Европы.
Ничего не понятно. И в самом деле -- детский сад какой-то. Дети могут покидать родителей, потому что те считают их детьми, но не за день же до свадьбы. Спрашиваю у питерских коллег, что это значит. Те любезно делятся ворохом сложных подробностей. Оказывается, Тотьмянина и Маринин полтора года назад пытались перейти к знаменитой Татьяне Москвиной, тренирующей Бережную и Сихарулидзе. Но Лена и Антон за несколько лет жизни в Америке -- этой образцовой стране в области составления договоров -- поняли, что лучший способ предотвращать конфликты отцов и детей -- закон. Согласно их контракту, Тамара Москвина не может тренировать другие пары из России.
Тотьмянина и Маринин остались у Павловой. В сущности, деваться было некуда. Но установить ровные, договорные отношения, как это водится в России, тренеру и ее паре не удавалось. Было много личного. Какие-то споры о премиальных и эмоции, эмоции, эмоции. Говорят, что в финале их сотрудничества была бурная ссора. Все эти сцены из семейной жизни сами по себе не слишком интересны. Они имеют ценность лишь в связи с тем, что произошло на льду Братиславы. Это то, что объясняет одну из трех фраз, которые смог из себя выжать на пресс-конференции Максим Маринин: "Это был прокат нашей жизни".
Бывают совпадения, которые делают похожими жизнь и искусство. Или наоборот -- жизнь подлинная, ничуть не усеченная или приукрашенная, становится сюжетом искусства.
Тотьмянина и Маринин всегда знали свое место в российской иерархии парного катания. Это место -- третье. Не выше, не ниже. Я видел Тотьмянину и Маринина по меньшей мере на десяти турнирах, и на их лицах всегда читалось: мы знаем свое место. При этом своими выступлениями они доказывали, что это место на самом деле может быть каким угодно -- и пятым, и десятым, и первым. На прошлогоднем чемпионате России они выиграли короткую программу. И испугались самих себя.
Все это можно было бы называть домыслами, если бы сам Маринин не соглашался с этим: "Понимаете, очень сложно верить в успех, если ты приезжаешь из провинции и за тобой никто не стоит".
Но теперь ситуация перевернулась -- перед чемпионатом Европы они потеряли тренера и оказались вне иерархий. Сами по себе. Мне хочется думать, что Тотьмянина и Маринин выиграли серебро, потому что катались в этот день под музыку "Вестсайдской истории", потому что чувствовали себя ее героями. Им ничего не нужно было "изображать", потому что они оказались в той же ситуации. Ситуации бегства и одиночества вдвоем.
Независимо от того, кто прав или виноват в их конфликте, безумно жаль Павлову. Ведь этот триумф должен был быть и ее триумфом. Это превосходная работа, великолепно выстроенная и рассчитанная. Настоящий шедевр адаптации канонической хореографии "Вестсайдской истории" к нуждам фигурного катания. Но, с другой стороны, смогли ли бы исполнить Тотьмянина и Маринин все, что задумала Павлова, с ней не расставшись? На чемпионате России эта программа не произвела ошеломляющего впечатления.
Я нарушаю законы жанра и ничего не пишу о чемпионах. Маринин и Тотьмянина не стали чемпионами. Но "Известия" уже столько раз в этом сезоне говорили о произвольной программе Бережной и Сихарулидзе, что автор обречен повторяться. Новыми были только костюмы. Они стали более отвлеченными, не отсылающими буквально к Чаплину. Это сделало программу еще более беспроигрышной. Зал реагировал на каждый новый поворот номера аплодисментами и визгом -- так публика на поп-концертах хором поет хит, уже тысячекратно исполненный. Произвольная программа Бережной и Сихарулидзе все больше и больше напоминает священнодействие, коронацию. Все прошло хорошо. Лена упала только один раз. А как бы выглядели другие королевы на скользком льду?
Братислава