Замороженные

В среду сборная России по футболу сыграла на руку всем отечественным пессимистам, показав именно ту игру, которую эти пессимисты от нее ждут. Черепашьи бега на протяжении почти всего матча и полная анархия в защите обернулись для команды оглушительными 0:3 уже по истечении часа игры. Пара ускорений и большее количество собранности в конце игры, позволившие вмиг сократить отставание до минимума, наглядно показали, как немного нужно было для того, чтобы совладать с таким соперником. Тем не менее именно не самая грозная команда Норвегии нанесла первое поражение сборной России эпохи Георгия Ярцева.


При взгляде на стартовый список игроков сборной понемногу прояснялось, кто же такие те самые 80 процентов состава, поездка которого в Португалию -- уже решенное дело. Точно Овчинников. Вундеркинд Акинфеев был поставлен в ворота, во-первых, потому что лучшей возможности нюхнуть международного пороха вплоть до окончания Евро-2004 у него не представится, а во-вторых, Овчинникову после двух голов от Есипова в Волгограде и обострения микротравмы отдых был так же необходим, как и вратарские перчатки во время игры. Акинфеев сыграл без провалов, все три гола может списать на беспредел защитников. Только в первом случае он мог что-то сделать, когда Андресен нанес очень странный удар, после которого мяч буквально ввалился в ворота по замысловатой траектории.

Судя по стартовому составу, казалось, что Ярцев не имеет сомнений и в том, кто будет играть в защите. Последние четыре матча (два стыковых -- с Уэльсом и два товарищеских -- с Болгарией и Норвегией) защита играет в сочетании Евсеев -- Игнашевич -- Онопко -- Сенников. Но, учитывая, что в среду провалились все четверо, а во втором тайме Шаронов стояще смотрелся на месте Игнашевича, дальнейшая реконструкция защитных порядков не исключена. Евсеев последний месяц сильно нервничает и в сборной, и в "Локомотиве", что довольно непривычно: мы знаем, что Вадим -- человек скорее очень эмоциональный, но никак не дерганый. Евсеев прикрывать свой правый фланг защиты не успевал, чем без зазрений совести пользовались проникавшие туда норвежцы. Пожар на этом краю был потушен только после того, как Ярцев пошел на экстренные меры и во втором тайме перевел Смертина на место Евсеева.

Загружаю...

Онопко и Игнашевич друг друга не понимали. Оба ошибались, а Онопко в своем 112-м матче за сборную еще и не везде успевал. Сенников на общем уровне сыграл лучше других, но все видели, каким был этот уровень: аккурат между Сенниковым и Онопко закрутил мяч Солли, когда забивался третий гол. Российских оборонцев не могли подбодрить даже крики "Мальчики, соберитесь!", которые доносились от российских болельщиц, расположившихся рядом с микрофонами и пищавших в уши телезрителей на протяжении всей трансляции немудреные слова поддержки.

Из общекомандных огрехов в игре сборной в удручающем первом тайме значились замедленное возвращение из нападения в защиту и отсутствие какого-либо прессинга. Если норвежцы безжалостно уничтожали большинство российских атак в зародыше, то команда Ярцева давала сопернику спокойно выходить некий плод и с ним подобраться к своим воротам. Норвежцев не встречали перед штрафной, а чинно дожидались в ней: из-за этого и был забит первый гол. Второй мяч был отгружен в ворота россиян после того, как Евсеев не сумел завершить точным ударом розыгрыш углового, норвежцы провели быструю атаку и образцово ее разыграли. Очевидно, оставшихся в обороне игроков сборной России сильно напугал грозный вид Русфельдта, лицо которого было украшено сочным фингалом под глазом: по крайней мере защитники оставили форварда соперников в гордом одиночестве в самом центре штрафной и, похоже, даже не думали к нему подступаться.

Загружаю...

Немногие положительные эмоции по итогам вчерашнего матча были спровоцированы игроками атаки, преимущественно теми, кто появился во втором тайме. Но и в первом постоянно радовали Измайлов и Булыкин. Первый устроил беговую дорожку на левом фланге, порою с издевательской легкостью освобождаясь от марокканского норвежца и без пяти минут финалиста Лиги чемпионов Эль-Факири из "Монако". Марат отчаянно пытался оживить партнеров, однажды, покрутившись слева и в центре, выдал классный пас на Сычева, нанесшего почти безопасный для вратаря удар. Булыкин после долгого перерыва снова сказал спасибо природе за данные ему габариты и стал ими пользоваться. Булыкин в сборной -- это башня, на самый верх которой партнеры пытаются закинуть мяч, а динамовский форвард потом уже думает, кому бы эти мячи лучше сбрасывать. В середине тайма Булыкин блестяще поборолся в центре поля, выдал впечатляющий проход и создал момент для Гусева. Еще однажды воспользовался пасом Евсеева, прибежавшего вперед искупать грехи, обыграл защитника и пальнул по воротам.

Вновь разочаровал игрок сборной Лоськов, имеющий множество отличий от футболиста "Локомотива" Лоськова. Главное из них: постоянные сбои, который дает его знаменитый "передачемет": в среду точных пасов почти не вылетало. Даже Радимов, во втором тайме игравший на позиции опорного, выдал больше острых передач, начинавших небезынтересные атаки.

''Гусев сыграл беззубо и инертно, как это часто бывает. Почти все подачи этого футболиста даже в перспективных атаках шли не туда, куда требовалось. Бояринцев, впрочем, был немногим лучше. Приходится мириться с тем, что правый фланг атаки сборной сейчас очень заурядный. Остается надеяться, что любящий эксперименты Ярцев не списал еще 20-летнего петербуржца зенитовца Быстрова со счетов.

Загружаю...

В Норвегии состав сборной вновь формировался блоками: в первом тайме пятеро железнодорожников (плюс ранее игравшие в "Локомотиве" Булыкин, Смертин и Игнашевич), во втором -- трое посланцев "Зенита". Как раз во втором тайме игра сборной и обострилась, правда, в большей степени из-за заряженности Каряки. Самарский хавбек все так же весело уходил от Эль-Факири и создал как минимум половину первого гола-престижа россиян. Он заработал угловой, сам же его подал, после чего сыгравший на подборе Радимов попал точно в пятку норвежскому игроку, от которого мяч направился в угол.

Кержаков не имел возможности играть в зенитовской манере, которую болельщики шутливо окрестили принципом "четырех Б" (бил, бью, буду бить), но один раз к мячу приложился с чувством -- в самом начале тайма, ударив в угол и заставив вышедшего на замену Йонсена вытягиваться в струнку. А в конце встречи после паса Аршавина Кержаков подыгрывал себе назад, но прямо у мяча оказался Кириченко, который четко положил его в угол и снова не ушел с поля без гола -- на этот раз в матче за сборную.

Поражение от Норвегии при невыразительной игре -- это ни в коем случае не трагедия. Напротив, это поражение из разряда поучительных щелчков по лбу, после которых в голове сразу появляется множество мыслей, в том числе умных и интересных. Время на то, чтобы применить эти мысли на деле, пока остается.