Семин: "Локомотив" - это мое родное
Юрий Семин в интервью "Спорт-Экспрессу" признался, что эмоции от второго чемпионства слабее, чем в первый раз.- Скорее дело в том, что сейчас произошло чудо, а в 2002-м была закономерность. Тогда мы были сильнее всех. А сейчас - не сказал бы. Думаю даже, что сильнее были армейцы. По всему. Мы превзошли их в концовке, когда они вступили в борьбу в Лиге чемпионов и растратили много физических сил. Мы, кстати, рассчитывали на усталость ЦСКА после Лиги и "Зенита" после Кубка УЕФА. Так и предполагали, что соперники потеряют из-за этого незапланированные очки.
- Но даже в 2002-м мы не могли похвастаться таким количеством болельщиков, как сейчас. Сколько мы видим людей, которые искренне нас поддерживают, ездят за нами повсюду! Недаром ведь "Локомотив" в этом году впервые стал чемпионом Москвы по посещаемости. Вот что для нас самое важное. Важнее даже, чем золотые медали. У нас такого никогда не было! И такого количества наших фанов, как в последнем туре в Ярославле, я на выездных матчах ни разу не видел!
- Поверили, что станем чемпионами, только перед последним туром. Потому что все теперь зависело уже только от нас. Не буду спорить, что в нашу пользу сложились многие обстоятельства. Но и мы сами выступали, что называется, по восходящей, прибавляли по ходу чемпионата. Из последних семи матчей выиграли шесть при одной ничьей - причем по качеству эта ничейная игра, с "Рубином", была одной из лучших.
- Тем не менее без помощи "Динамо" финишный спурт не помог бы вам стать чемпионами. Олегу Романцеву звонили?
- Да, мы с ним в хороших отношениях. Я не благодарил Олега, а просто поздравил его с великолепной игрой. За какую-то неделю ему удалось преобразить команду до неузнаваемости! При этом до игры с ЦСКА звонить Романцеву и о чем-то его просить не видел никакого смысла - поскольку и так известно, что этот человек всегда играет только на победу. В матче с армейцами получилась ничья, но именно она в этой ситуации дала нам чемпионство.
- То, что золотой гол "Шиннику" забил юный Билялетдинов, - символично?
- Думаю, да. Надо же что-то менять, нельзя стоять на месте. Появились Сычев, Билялетдинов, на новой позиции раскрылся Асатиани. Трое молодых вошли в состав только в этом сезоне, и это важно. Кроме того, идея нашего клуба во многом строится на том, чтобы первая команда начала получать подпитку от интерната и школы. Билялетдинов - первая ласточка.
- Какой момент в создании чемпионского коллектива стал ключевым?
- Многое решило приобретение Лимы. Он - особый человек. В той ситуации нам требовалась именно такая личность - та, что дает команде энергетику и агрессию. В этом смысле до его появления у нас многое не получалось. Лима оказался тем самым аккумулятором, который придал "Локомотиву" новый заряд, а кроме того, он мгновенно стал частью нашего организма - его любят все без исключения. Порой команде не хватает какой-то одной детали, чтобы заработать на полную мощь - и вот этой деталью как раз стал бразилец.
- Что для вас значит Сычев? Когда вы его брали, многие посчитали это риском: у него была репутация непростого человека.
- А простых людей в нашем деле и не бывает. В приглашении же Сычева громадную роль сыграл наш президент, которому было очень непросто договориться с "Марселем". Но он договорился, и мы сделали сильный выбор. Во-первых, Сычев - человек российский. Его любят. Думаю, вместе с ним мы приобрели значительно большее количество болельщиков, чем у нас было прежде, и в том числе поэтому находимся на первом месте. Так что даже со стратегической точки зрения это было мощное приобретение.
Но оно оказалось сильным и с игровой точки зрения. Забить 15 мячей, не имея отпуска после перехода из чемпионата Франции в первенство России, - это, знаете ли, результат! А ведь из-за такого графика у Сычева было много травм, и еще, заметьте, ни один из этих 15 мячей не был забит с пенальти! (У нас, впрочем, за весь сезон был один-единственный 11-метровый.) В общем, мы приобрели серьезного, большого игрока, который полностью подошел под нашу игру. Все сошлось - одно к одному. Не только для клуба, но и для России, для болельщиков.
- Доводилось слышать такое мнение: Семин - единственный тренер, который может терпеть Евсеева. Он ведь и ответить в резкой форме на какое-то ваше замечание может...
- Всегда любил работать с независимыми людьми. Евсеев именно таков, он по-своему смотрит на жизнь и имеет на это право. Но для меня самое важное - дело. Когда Евсеев находился не в лучшем состоянии и не выполнял требований футбола, я не мог этого терпеть, и у меня был с игроком конфликт. Но когда он начал работать, и к нему вернулась вся былая энергетика, Евсеев стал моим лучшим другом. А то, что он сказал в газетах о конфликте с Семиным, - да пожалуйста! Говори что хочешь, главное - дело делай!
Я люблю Евсеева. За его энергетику, за то, что привнес в команду невероятную агрессию. Тот мяч, который он забил "Галатасараю", - фантастика, он до сих пор стоит у меня перед глазами. Когда весь стадион в Стамбуле нас, мягко говоря, не любил, он оказался способен на такое. Евсеев - русский человек, со всеми плюсами и минусами. Он может быть в лучшей или худшей форме. Когда в худшей - мы с ним враги. Когда в лучшей - друзья.
-Думаю, он останется. Евсеев не может обижаться на "Локомотив", он здесь дважды стал чемпионом. Но и "Локомотив" приобрел многое от того, что пришел Евсеев. Именно из "Локомотива" он попал в сборную. И я надеюсь, что те общие достижения, которые были за эти годы у клуба и у игрока, в конце концов заставят его сделать выбор в пользу продолжения карьеры в "Локомотиве". Думаю, что у Евсеева состоится хороший разговор с президентом, и все закончится благополучно.
- Если бы в случае серебра и отсутствия Лиги на будущий год вам предложили возглавить сборную, как бы отнеслись к этому?
- Сегодня не хотел бы касаться темы сборной. У нее есть тренер - Георгий Ярцев, который потерпел только одно сокрушительное поражение, но при этом что-то и выиграл. Вообще же, какой бы тренер в последние годы ни возглавлял национальную команду, игроков из "Локомотива" в ней всегда много. Мы готовы предоставлять наших футболистов в сборную ровно настолько, насколько они там нужны. А что будет дальше - не знаю.
- Юрию Семину, опытному тренеру и амбициозному человеку, не хочется когда-нибудь попробовать свои силы во главе сборной страны?
- На этот вопрос ответить не могу. Момент тут сложный и тонкий. "Локомотив" - это мое родное, и сделать такой шаг мне было бы непросто.
- Можете рассказать, как вы помирились с Валерием Газзаевым? По тому, как после матча второго круга вы пришли на пресс-конференцию вместе и обменялись комплиментами, это стало ясно тут же.
- Нужно понимать одно: он работает на одной территории, я - на другой. И эти территории - соперничающие. У человека появляется зависимость от определенной группы людей. Я менее зависим, чем он, потому что я здесь родной. Но как я готов за "Локомотив" голову положить, так, наверное, и он за свою команду. Неизбежно появляется много противоречий, которые иной раз идут не от нас.
Одно могу сказать: Газзаев - большой тренер. Если бы он работал в сборной без совмещения с клубом, у той команды было бы будущее. Но никто не помешал такому совмещению произойти, и плясать в формировании сборной стали именно от клуба ЦСКА. В этом и была вся проблема. Мы относимся друг к другу нормально, но есть профессиональные моменты, где надо отстаивать свои интересы.