Детский пат
''Главный матч первого круга серии А обернулся для всех тех, кто его ждал, большим разочарованием. Встречу "Ювентуса" и "Милана" -- двух на сегодняшний день сильнейших итальянских команд -- можно рассматривать как идеальную иллюстрацию к собранию заблуждений о серии А. 0:0 -- и ноль эмоций.Иные итальянские нули похожи на бездонный колодец, где отражается вся мудрость мира, накопленная за век увлечения футболом. Италия часто очень убедительно настаивает на том, что ноль -- это знак гармонии, а гол есть поругание округлого совершенства ноля. Кстати, такой, близкой к совершенству, получилась нулевая ничья "Милана" и "Интера" в октябре. Итальянские нули часто ссорят и разделяют болельщиков. Тот, кто упивается (или внушает себе, что упивается) сложной красотой безрезультативной ничьей, с высокомерием знатока коллекционных вин смотрит на тех, кто хлещет пиво, -- и чем больше пива и голов, тем веселее.
Никакого высокого оправдания нулевой ничьей, случившейся в Турине, не существует. Никакой самый высокооплачиваемый адвокат кальчо, никакой самый титулованный защитник катеначчо не сможет загнуть сейчас что-нибудь про высокое действо на "Стадио делли Альпи", не понятое толпой. Потому что ни в одном разделе футбольного искусства, включая скорость и даже плотность борьбы, которой так любит похваляться Италия, это зрелище не было высоким. Две по-настоящему великие команды, сконструированные по самому последнему слову техники, вяло отбивались и вяло фантазировали.
Болельщики "Милана", а также многие нейтральные обозреватели склонны винить "Юве" в том, что самая ожидаемая игра первой половины итальянского чемпионата превратилась в унылую окопную войну. Дескать, это "Юве", подобно Греции на Евро-2004, умышленно жался почти всем составом к своим воротам, это "Юве" успокаивал ритм игры, убаюкивая "Милан" бессмысленным поперечным перепасом. Великое обвинение. Ну так ведь убаюкал. И в бессмысленном поперечном перепасе "Милан" в итоге намного превзошел "Юве".
Если в первом тайме в атаках "Милана" еще было какое-то целеполагание, то после перерыва цель совершенно скрылась из поля зрения действующих чемпионов Италии. Как будто с альпийских склонов на "Альпийский стадион" Турина пришел густой туман (как это на самом деле, кстати, довольно часто случается). И "Милан" не только опасался заблудиться на чужой половине поля, но и всерьез подозревал, что "Юве" под покровом тумана переставил свои ворота в какое-то другое место. Скажем, к болельщикам на трибуну. В середине второго тайма молодому арбитру Беттарини впору было прекращать игру, настолько беспомощными выглядели попытки "Милана" пробиться к чужим воротам. А "Ювентус" не очень-то даже и пытался.
Взрослые, очень титулованные дяди попали в детский пат. Это была не знаменитая итальянская игра "я знаю, что ты знаешь, что я знаю", а жалкое "я знаю, что ты знаешь, что я ничего не знаю, но и я знаю, что ты ничего не знаешь". Единственным человеком, который если не знал, то хотя бы желал узнать, как можно пробиться к воротам соперника, был Андрей Шевченко. Даже в такой игре он умудрился доказать, что достоин "Золотого мяча" хотя бы потому, что был ближе всех к невозможному -- голу. В начале матча, получив простор, он ускорился и на ходу метров с двадцати ударил в штангу. В самом конце он опять ушел из-под прессинга и выложил мяч под удар Пирло. Вряд ли Пирло промахнулся намеренно, но в том, что гол не случился, конечно, заключена высшая справедливость. У такой игры не должно быть победителя. 0:0 -- как приговор.
Разумеется, после матча тренеры и игроки давали комментарии без тени стыда. Миланцы дружно твердили, что были лучше. Капелло сказал, что его команда совершила слишком много ошибок, слишком легко отдала сопернику владение мячом и порадовался ничьей. "Юве" уходит на рождественские каникулы, сохраняя перевес над "Миланом" в четыре очка. "Милану" не следует отчаиваться, потому что четыре очка -- разрыв все-таки преодолимый. В общем, ничья так ничья, без голов так без голов. Ничего страшного, ничего непоправимого. Если не считать того обстоятельства, что за этой игрой по всему миру наблюдало несколько сот миллионов человек. Что примерно равно аудитории матча "Арсенал" -- "Челси", случившегося ровно неделю назад.
Пересечение аудитории двух этих зрелищ с приставкой "супер" на афише, по самым скромным прикидкам, составляет процентов 60, не меньше. Конечно, среди этих 60 процентов и 50 миллионов итальянских болельщиков по всему миру, которые, разумеется, не променяют серию А, пусть она целиком будет состоять из нулевых матчей, ни на какие английские чудеса. Есть и убежденные фанаты серии А, хотя очень хотелось бы посмотреть, в каком состоянии находятся их убеждения после субботнего "дерби Италии", как высокопарно называют матчи "Юве" и "Милана". Но большая часть этой общей аудитории двух больших матчей смотрит футбол как кино. Так вот английский боевик по всем пунктам перекрывает субботнюю итальянскую тягомотину. "Арсенал" и "Челси" не только во всех смыслах -- высоких и низких -- играли зрелищнее "Юве" и "Милана", но и умнее, хотя бы потому, что они не забывали об этих сотнях миллионов.
Если бы серия А была единой лигой подобно НБА, а не собранием трех богатых и 17 бедных клубов, как липки богатыми обдираемых, то руководству лиги следовало жестоко оштрафовать "Милан" и "Юве" за причинение колоссального имиджевого, а следовательно, и финансового ущерба всему итальянскому клубному футболу. "Милан" и "Юве" как будто по заказу английской премьер-лиги, конкурирующей с серией А в пространстве мирового телевизионного эфира, представили злобную, злобнее не бывает, карикатуру на итальянский футбол. Если можно представить территорию, где не знают, как изменился итальянский футбол за последнее время, как бывает всемерно и всемирно прекрасен "Милан" и даже "Юве", то можно сказать, что где-нибудь в шотландском Данди или Абердине об итальянском футболе думают ровно так, какими были в субботу на поле "Делли Альпи" две величайшие итальянские команды: "М-да, вот в такой футбол эти итальяшки и играют".