Лекарство от безумия

Самая оглушительная сенсация нынешнего европейского футбольного межсезонья -- в том, что никаких сенсаций оно, против обыкновения, не несет. Лето-2002 выглядит чрезвычайно вялым и совсем не походит на три предыдущих, озаренных ирреально-рекордными контрактами, ощутимой вибрацией воздуха от слухов, геометрической прогрессией роста цен на футболистов и их зарплат. Особенно поразительно это затишье в свете недавнего Кубка Мира: даже ему не удалось катализировать привычную трансферную горячку. В этой звенящей тишине слышится указание на весьма многозначительные явления, а именно -- на коренной пересмотр футбольными клубами своей кадровой политики. Многие из них жили явно не по средствам.

Бум закончился

Реал, неправдоподобно маскируя селекционную апатию отсутствием на рынке новых звезд, сегодня больше озабочен сокращением своей до неприличия раздутой платежной ведомости. Всегда щедрый Челси ошарашенно обнаружил на собственном счету 140-миллионный долг, заставляющий отказаться от покупок и выставить на торги фамильное серебро -- главную клубную звезду Хасселбайнка. Лидс, так же значительно переоценивший собственные финансовые возможности, вынужденно открыл летнюю распродажу: уже проданы Бойер и Робби Кин, следом может уйти Дакур. Цветущая еще совсем недавно Фиорентина после года безденежья выглядит развороченной клумбой. Президент Ромы Сенсини призывает отложить грядущий чемпионат Италии на месяц -- чтобы клубы успели уладить свои финансовые неурядицы. Интер беспрецедентно уговаривает своих звезд Рекобу, Вьери и Роналдо на сокращение зарплаты и агитирует на нечто подобное других игроков. Достояние Пармы и Лацио распродано буквально за год, ну, а на тех, кто еще не ушел, давно навешен ценник -- только покупателей не находится. В Италии вошло в обыкновение обсуждать варианты обмена игроками, так как свободных денег нет почти ни у кого. Футбольный рынок переживает состояние, похожее на шок.

Загружаю...

Столь масштабные финансовые проблемы и перспектива банкротства -- новое, неожиданное состояние для клубов, чьи доходы от телевидения, спонсоров и мерчандайзинга в последние годы выросли в разы и даже в десятки раз. Дело в том, что вместе с доходами умножились и расходы (главным образом -- на трансферы и зарплаты), и в охватившей Европу золотой лихорадке многие не заметили, как сальдо стало резко отрицательным. На протяжении последних сезонов многие суперклубы расставались с миллионами долларов с восхитительной наивностью Буратино, закапывавшего свои монетки на Поле Чудес: посеешь одну -- соберешь тысячи. Или -- с настроением клиентов Сотби, выкладывающих сумасшедшие деньги за картины импрессионистов -- дескать, дальше они будут только дороже. Однако эти расчеты оказались иллюзорными, зрелые футболисты отнюдь не дорожают с годами: даже половины сумм, уплаченных недавно за Фигу, Батистуту или Руя Кошту Реалу, Роме и Милану теперь ни за что не получить. А сама игра N 1 больше не представляется сказочным Полем Чудес. Еще пару лет тому аналитики говорили о перегретости рынка, и теперь их предсказания стали явью: об этом громко возвестила целая череда банкротств связанных с футболом компаний.

Первым рухнул концерн ISL, главный медийный партнер ФИФА, хозяин значительной доли телеправ чемпионата мира-2002. Его крах повлек за собой 115-миллионные убытки ведомства Зеппа Блаттера, а также срыв (и, похоже, окончательную кончину) клубного чемпионата мира. Телеправа ЧМ-2002 черной меткой перешли к медиаимперии Лео Кирха, одной из самых мощных в Европе -- и, вкупе с переоцененными Кирхом правами бундеслиги, привели его к банкротству. Провал бизнес-планов британской телекомпании ITV оказался менее заметным, но он поставил под вопрос выживание десятков клубов первого и второго английских дивизионов. Разорение ITV не затронуло премьер-лигу напрямую, но стало лишним свидетельством очевидного: на прежние темпы роста поступлений от телевидения и спонсоров клубам рассчитывать не следует. Футбольно-экономический бум закончился.

Загружаю...

Экономика должна быть экономной

Если человек зарабатывает в год двадцать фунтов и тратит девятнадцать фунтов девятнадцать шиллингов шесть пенсов, то он счастливец, а если тратит двадцать фунтов, то ему грозит беда. Принцип диккенсовского мистера Микобера, исповедуемый большинством клубов английской премьер-лиги, застраховал ее от финансовых потрясений. Пожалуй, только в Англии трансферный рынок в этом году работает на привычных оборотах. Только там сохранился стабильный приток ярких иностранцев: в июне и июле на Туманный Альбион перебрались восходящие звезды Италии (Маккарони), Португалии (Виана), Нигерии (Йобо), Камеруна (Фоэ) и сверкнувшие на чемпионате мира сенегальцы (Диуф, Диао, Алиу Сиссе). Премьер-лиге пока нет нужды разворачивать кампанию по сокращению зарплат футболистов, наподобие начавшейся в серии А: там всегда подходили к этому вопросу с высочайшими взвешенностью. Зарплата даже явных звезд вроде Роя Кина и Дэвида Бэкхема обсуждалась годами и выверялась до пенни. Кстати, самый высокооплачиваемый английский футболист до сих пор играет за пределами страны -- это скамеечник Реала Стив Макманнаман.

Итальянская серия А, переживающая сегодняшний кризис болезненнее других топ-лиг, всегда была антиподом Англии в кадровых вопросах. Именно Италии футбольный мир обязан многократным ростом цен на игроков и их зарплат, именно она была самым горячим (сегодня уже хочется сказать горячечным) рынком в минувшие годы. Из 15 самых дорогих трансферов в истории футбола на нее пришлись 9 (5 -- на Испанию, 1 -- на Англию). Если взять 45 крупнейших трансферов, то в Италии свершились почти две трети из них -- 28 (10 -- в Испании, 4 -- в Англии, 2 -- во Франции, 1 -- в Германии). Подобная легкомысленность в отношении к деньгам имела своим истоком традиции финансирования: в отличие от английских грандов, итальянские служили эдаким значком на лацкане богатейших людей страны, их любимой игрушкой, и не ставили перед собой цели приносить прибыль. Однако нынче эти игрушки стали слишком дороги даже для олигархов масштаба Гори, Берлускони и Краньотти. Прискорбный опыт Фиорентины обозначил ультимативное: или клубам придется учиться быть рентабельными, или их не будет вообще. Щедрость патриция больше не в моде: итальянцы вынуждены учиться соразмерности и сомасштабности, положенным в основу построения английских клубов. Убытки Лидса и Челси нарушают пасторальную картину благоденствия премьер-лиги, но лишний раз свидетельствуют в пользу английской экономической модели: патроны двух этих клубов по направленности своей кадровой политики были сущими итальянцами.

Загружаю...

Поле битвы -- Земля

Финансовые проблемы в конечном итоге наверняка излечат трансферное безумие клубных владельцев, сделают более умеренными стоимость игроков и их зарплаты. Но это только одна из тенденций футбольной экономики, явивших себя в этом году. Другая состоит в глобализации футбола, так как ресурс внутриевропейского телевизионного и рекламного рынков, а также рынка атрибутики, практически исчерпан. Цена футбольной продукции резко остановилась в росте, а увеличивать количество этой продукции дальше решительно невозможно. Напротив, осознавая перегрузку календаря, УЕФА был вынужден объявить о сокращении второго этапа Лиги чемпионов, а значит -- и о сокращении отчислений ее участникам. В этой связи существенно возрастает значимость новых рынков сбыта -- Дальнего Востока, Африки, Австралии и Северной Америки. Первым извлекать доход из них начал Манчестер Юнайтед, и отчасти именно этот провидческий шаг предопределяет его четырехлетнее лидерство в списке самых богатых клубов мира. Только на Тайване МЮ имеет 30 тысяч подписчиков клубного журнала, а билеты на обыкновенную тренировку команды в Бангкоке прошлым летом купили 35 тысяч зрителей.

Загружаю...

Теперь идея экспансии в новые регионы подхвачена и другими суперклубами -- они спешно переводят свои веб-сайты на японский и китайский, планируют турне по азиатским и африканским весям, присматриваются к звездам из экономически перспективных стран. Развитие телекоммуникаций способствует созданию общего, всемирного футбольного рынка, -- говорит директор по маркетингу мадридского Реала Хосе Анхель Санчес. -- На нем будут доминировать не более шести глобальных брендов. Люди по всему миру будут болеть за какую-нибудь местную команду и один из клубов этой шестерки. Санчес надеется, что через несколько лет жители Рио-де-Жанейро будут наблюдать на экранах своих мобильных телефонов, как Роберто Карлос забивает очередной гол, и платить за это.

В ближайших сезонах мы, конечно же, опять станем свидетелями сюрпризов и получим новые подтверждения тезиса о том, что футбол подчиняется экономической логике отнюдь не всецело. Но уровень клубов теперь все больше зависит от класса менеджеров, а не только от класса игроков и тренеров. Борьба между клубами ведется не два раза в неделю по 90 минут, а круглый год и круглосуточно. Не только на зеленом прямоугольнике размером 105х70, а по всей планете.Хроника безумстваШесть самых неоправданных трансферов в истории футбола по версии Известий

Загружаю...

1. Денилсон (Бразилия). Сумма: 31 миллион долларов. Трансфер: из бразильского Сан-Паулу в испанский Бетис. Год: 1998.
Сегодня в это невозможно поверить, но игрок с повадками клоуна, нападающий, почти не интересующийся чужими воротами, 4 года назад был самым дорогим футболистом планеты. Один из этих четырех лет он провел со своим клубом во втором испанском дивизионе, а за три остальных забил в Ла Лиге 8 мячей. Выходит почти по 4 миллиона за каждый -- так вот что значит золотой гол.

''2. Николя Анелька (Франция). Сумма: 28 миллионов. Трансфер: из испанского Реала во французскй Пари Сен-Жермен. Год: 2000.
Enfant terrible французского футбола стоил ПСЖ многих нервов, но еще больше -- денег. Продав своего воспитанника Арсеналу в 98-м за символические несколько сот тысяч долларов, парижане выкупили его через два года у Реала уже за 28 миллионов! Для того, чтобы повоспитывать бедового форварда скамейкой запасных, подарить парижской бульварной прессе несколько новых склок, отправить в краткосрочную ливерпульскую ссылку, а затем перепродать в Манчестер Сити -- за 16,9 миллионов. Реал, конечно, тоже погорел на Анелька, но не так основательно -- потери на его трансфере составили всего 5 миллионов. Мелочь, по нынешним меркам.

3. Элвир Балич (Босния). Сумма: 17 миллионов. Трансфер: из турецкого Фенербахче в испанский Реал. Год: 1999.
Уж не знаю, сколько из своих совокупных 115 миллионов отработали в Реале Фигу и Зидан, но приобретенный за абсурдные 17 миллионов боснийский форвард точно не наиграл ни на один из них. Десять матчей, ноль голов, копеешная аренда в Фенербахче и Райо Вальекано, переход в Галатасарай летом этого года. Бесплатно.

Загружаю...

4. Руи Кошта (Португалия). Сумма: 39 миллионов. Трансфер: из итальянской Фиорентины в итальянский Милан. Год: 2001.
По цене молодой мегазвезды Милан купил ветерана явно на спаде его карьеры. Экс-плеймейкер Фиорентины провалил свой единственный миланский сезон так явно, что теперь, похоже, будет следующим игроком клуба после Деметрио Альбертини и Хосе Мари, депортированным в мадридский Атлетико.

5. Хосе Мари (Испания). Сумма: 18 миллионов. Трансфер: из испанского Атлетико в итальянский Милан. Год: 1999.
Еще один колоссальнейший селекционный промах Милана: самый дорогой форвард в истории испанского футбола за два с половиной сезона в серии А забил только 5 мячей. Еще один акт благотворительности Милана по отношению к мадридскому Атлетико: Хосе Мари вернется туда за совершенно символические деньги.

6. Гаиска Мендьетта (Испания). Сумма: 40 миллионов. Трансфер: из испанской Валенсии в итальянский Лацио. Год: 2001.
18 матчей в серии А, 0 голов и ничтожное количество ярких впечатлений. Мендьетта -- игрок, конечно, стоящий, но вряд ли столько. В рейтинге Известий Лацио представлен только одной фамилией, но уж если определять клуб с самой неадекватной кадровой политикой -- то римский клуб затмит и Реал, и Милан. Его недавние приобретения Клаудио Лопес (31 миллион), Яап Стам (24), Стефано Фиоре (21), Джулиано Джанникедда (20), Иван де ла Пенья (15) едва ли оправдали пока хотя бы половину из этих вложений.