Желания и возможности
''В воскресенье скоропостижно завершился российский баскетбольный сезон. Пермский "Урал-Грейт" и в третьем матче золотого финала оказался умнее казанского УНИКСа на целую голову -- 82:72. Как "Барселона" у "Реала" в Испании, как "Киндер" у "Тимсистем" в Италии, серию до трех побед "Урал-Грейт" выиграл всухую -- 3:0 и впервые в своей недолгой, но насыщенной знаковыми событиями истории завоевал золото. УНИКС -- также впервые -- получит серебряные медали.В двух стартовых матчах в Перми "Урал-Грейт" прошелся по УНИКСу, как асфальтоукладочный каток по теплой податливой субстанции, как прабабушкин чугунный, весом в полпуда утюг по мятой льняной простыни. Разница лишь в том, что названные механизмы -- простейшие, а "Урал-Грейт" вдруг предстал суперсовременной электронно-вычислительной машиной. ЭВМ, с человеческой гениальностью выполняющей указания программистов-операторов -- Сергея Белова и Вальдемараса Хомичюса. Преимущество "Урал-Грейта" абсолютно во всех компонентах баскетбола было настолько велико, впечатления от их игры -- такими яркими, что никто не сомневался: в Пермь -- на решающую, пятую игру команды уже не вернутся. Чиновники Российской федерации баскетбола, например, привезли с собой в Казань комплекты медалей.
Но третий матч серии -- точнее, его первая половина -- не стал продолжением предыдущих. К исходу первых двадцати минут показалось даже, что золотая серия завершится не в этот вечер.
Игроки обеих команд -- и "Урал-Грейта" и УНИКСа -- заметно нервничали. "Это неудивительно, -- объяснял после матча Сергей Белов. -- Нам предстояло сделать последний шаг к золоту, нашему сопернику -- первый. Вот откуда нервозность, породившая массу взаимных ошибок". В итоге нули на табло были разменяны только в середине третьей минуты: Михаил Михайлов реализовал один штрафной из двух. Именно благодаря активности центровых и просто высоких игроков стартовый отрезок остался за "Урал-Грейтом" -- 4:0, 6:2, 10:7... Однако гости уже не казались ни катком, ни утюгом, дыры в обороне были заметны даже визуально: Антон Юдин, например, слишком часто бросал из-за шестиметровой линии без сопротивления, правда, неудачно.
УНИКС не мог воспользоваться провалами "Урал-Грейта" в обороне и неудачами в нападении довольно долго. До тех пор, пока на замену не вышел Руслан Авлеев. Это был, безусловно, лучший матч форварда после возвращения из дисквалификации и первый, в котором партнеры ради его интеграции в командную игру не жертвовали командной игрой. Два очка, два с фолом, перехват -- и первый период УНИКС выиграл 22:18.
Во втором периоде команды продолжили соревноваться в скорости и ловкости, это было не банальное "бей-беги", но блистательные суперскоростные наскоки, наводящие в защите соперника полнейший беспорядок, хаос. Недаром два лучших матча российского чемпионата этого сезона состоялись именно в Казани и именно с участием УНИКСа и "Урал-Грейта": отчетный и в начале апреля, когда хозяева выиграли в овертайме. На этот раз осмысленности (мысли на таких скоростях быть, наверное, не может априори) в действиях УНИКСа виделось больше. Невероятно, но уступая "Урал-Грейту" в росте, борьбу под щитами хозяева после первой половины матча выигрывали в два раза: 18 подборов (7 -- на чужом щите, то есть в нападении) против 9 (1)! Невнятен был Сергей Чикалкин, которого партнеры часто предпочитали оставлять один на один с корзиной УНИКСа. А увеличиться разрыву в счете с четырех очков до десяти или даже больше не позволил разыгрывающий "Урал-Грейта" Вячеслав Шушаков, исполнивший несколько трехочковых бросков высшей категории сложности.
Игрой подопечных в защите (в первую очередь) Белов был взбешен. В одном из моментов он не пожал руку уходившему с площадки с опущенными глазами, но ждавшему поддержки и ободрения Сергею Панову; показалось -- не пожал демонстративно. Но к началу послематчевой пресс-конференции, куда пришел уже в ранге тренера команды -- чемпиона России, успокоился. "В первой половине матча мы наделали в защите много ошибок, не позволивших нам сразу выйти вперед и контролировать ход матча. Наделали не потому, что УНИКС предложил нам что-то новое и оригинальное. Накануне матча мы подробно разбирали ту комбинацию, которую раз за разом пропускали. Просто ребята не выполнили тренерские установки", -- сказал Белов и попросил наставника УНИКСа Станислава Еремина не обижаться.
Как бы то ни было, после большого перерыва на паркет казанского Дворца спорта вышел другой "Урал-Грейт". Две стартовые минуты третьего периода оба тренера признали решающими: "Урал-Грейт" усилиями все того же Шушакова и Чикалкина спуртовал 9:0 и -- 48:43. "Зная, что соперник наверняка продолжит атаковать, я попросил игроков не таскать мяч поперек площадки, а попытаться организовать контратаки, быстрое нападение. Получилось. Если мы проскакивали защитников УНИКСа, дальше была пустота", -- категоричен Белов. Но Еремин с ним соглашается: "В начале второй половины команду будто подменили. Я хотел, чтобы ребята уперлись в защите. Но они не играли прессинг, а имитировали его. Если бы сегодня наши высокие помогли малышам, мы могли бы побороться за победу. Однако на позиции центра, где играет Уисби, у нас сегодня была огромная дыра. Пробовал ставить туда Корнева, Микса, но -- безрезультатно".
В течение двух последних четвертей счет несколько раз менялся в пользу УНИКСа или "Урал-Грейта". Однако у гостей теперь получалось почти все, особенно в защите; Белов уже не рычал на судей, а саркастически улыбался, считая, что они ошибаются. Из состояния умиротворенности его не вывел даже пятый фол Вилли Бертона. Поздравлять друг друга с победой и золотыми медалями -- пока сдержанно и скрытно, чтобы не заметили, -- пермяки начали уже за четыре с половиной минуты до окончания не основного времени, как принято оговариваться, но матча: Панов в очередной раз забил сверху, "Урал-Грейт" повел 69:62, и Еремин взял тайм-аут. Но попытка прессинга УНИКСу опять не удалась, а от тактических фолов хозяева и вовсе отказались.
После двух первых разгромных -- не столько по счету, сколько по игре -- поражений в Перми Еремин сетовал на разницу в классе исполнителей. Тогда показалось, что он не прав если не категорически, то концептуально. Ведь в том, что Майкл Микс или Глен Уисби не сыграл даже вполовину Вилли Бертона или Сергея Панова; что Томас Пачесас и даже Вячеслав Шушаков не только с помощью партнеров, но и индивидуально стали вдруг переигрывать Евгения Пашутина; что основные игроки УНИКСа уступали даже скамеечникам "Урал-Грейта", появляющимся на площадке по большим праздникам, таким, как финал чемпионата России; что пресловутый микроклимат в УНИКСе оставлял желать много лучшего -- ответственен прежде всего главный тренер. О превосходстве "Урал-Грейта" в физической и тактической подготовке, проявившейся в финальной серии, и вовсе умолчим.
Проиграв финал, Еремин признался: "Главная причина, по которой мы уступили в серии с неприличным счетом 0:3, как мне кажется, лежит в области психологии. Некоторые игроки посчитали, что, выйдя в финал, мы выполнили задачу на сезон. Им не хватило мотивации и веры в то, что удастся победить "Урал-Грейт", не имея преимущества своей площадки". Белов оказался проще: "В итоге сказалось большее желание "Урал-Грейта" победить". Но как все-таки хорошо, когда наши желания совпадают с нашими возможностями.
Казань