Пляски под Дуду
Впервые с 1996 года - усеченная Сапролига-2001 не в счет -- российский клуб сыграет в "финале четырех" элитного европейского клубного турнира. Грезы почитателей столичного ЦСКА у многих в среду заполночь превратились в слезы. Слезы радости. Чуть раньше армейцы в преисполненной нервозности домашней встрече взяли реванш за двухочковое поражение в Стамбуле у турецкого "Эфес Пилсена", а чуть позже королевский подарок ЦСКА преподнесла испанская "Уникаха", обыгравшая хорватскую "Цибону". Таким образом, за тур до окончания второго группового этапа ЦСКА (как и итальянская "Сиена" в группе Е) стал недосягаем для преследователей и обеспечил себе путевку в Барселону, которая с 9 по 11 мая примет квартет сильнейших клубов Старого Света.Душан Ивкович с первой попытки решил задачу, на которую ему отводилось три года. "Наша долгосрочная цель: выход в финал четырех Евролиги в 2005 году, -- говорил перед началом сезона новый гендиректор ЦСКА Сергей Кущенко. -- Сами понимаете, чемпионские команды за год не создаются". В сущности, он прав. Но никто и не торопится вдаваться в риторику, что ЦСКА уже сегодня -- команда масштаба чемпиона Евролиги. Дело в другом. Очевидный прогресс организации командных взаимодействий по ходу текущего сезона вкупе со столь же явной позитивной динамикой индивидуального роста (как добавили за полгода Моня, Башминов!) и -- нельзя не признать очевидного -- еврожребием, предоставил армейцам возможность покорить Европу с первого же захода. И ЦСКА предоставленным шансом блестяще воспользовался.
"Перед игрой я не стал говорить ребятам, что поражение лишает нас "финала четырех", -- признается позднее Душан Ивкович. -- Мы просто проанализировали наши ошибки, допущенные в матче в Стамбуле". Работа над этими ошибками ЦСКА поначалу московской встречи никак не удавалась. Хряпа и Хацивретас, как и в Стамбуле, теряли подвижного форварда "Эфеса" Антонио Грэнгера, и американец продолжал свою удивительную серию трехочковых попаданий (в первой четверти - четырех из четырех).
"Эфес" выглядел ошеломительно: такого темпа видеть в европейском баскетболе не доводилось давно, даже в исполнении его самого быстрого клуба, ЦСКА. Армейцы достаточно долгий отрезок не могли придти в себя, забыть о стоимости матча, сбросить психологический груз. Первая четверть проиграна вчистую -- 13:20. На скамейке турков царит радостное возбуждение, миниатюрный сектор горячих болельщиков "Эфес Пилсена" ходит ходуном и распевает что-то сложновоспроизводимое. Публика местная верить в просиходящее отказывается . И тут Ивкович командует: "Моня, на выход".
''19-летний форвард ЦСКА в игру не вошел -- ворвался. Первым же касанием забил трехочковый, отдавил Грэнгера в защите, искусно сыграл "на добивании" из-под щита. Партнеров завел. Турки занервничали, Октай Махмут запросил тайм-аут, и не успел тот закончиться, как ЦСКА сравнял счет -- 22:22. С этой минуты в игру вступили нервы. Моня впервые выводит ЦСКА вперед (23:22), однако инициативный во второй четверти Браун отвечает взаимностью (27:29). Но Грэнгер уже наглухо прикрыт Моней, а Камбала, почти как в Стамбуле -- Александером. В тоже время сам русский американец за две секунды до антракта ставит точку -- 33:30. То, что требуется -- "плюс три". Но играть-то еще сколько! Да и задняя линия ЦСКА (Холден с Хацивретасом) буксует, действуя в нападении чуть ли не с отрицательным КПД. Правда Моня полностью перекрыл кислород Грэнгеру (против Сергея тот не набрал ни одного очка, зато получил 2 фола), но насколько хватит его выдержки, не перехслетнут ли эмоции, выдюжит ли?..
Выдюжил ЦСКА, успокоился в раздевалке, услышал призыв Дуды к агрессивной обороне. "Сегодня мы продемонстрировали лучшую в сезоне игру в защите", -- скажет после матча Ивкович. В третьей четверти - образцовую, добавлю от себя. С каждой новой атакой глаза Октая становились все грустнее, жесты -- отчаянее, раздражение - яростнее. Турки все реже находили бреши в армейском механизме, все чаще совершали броски отчаяния, и на глазах теряли контроль над ситуацией. "Машина Ивковича" заработала по полной. "Стена Ивковича" выросла до непреодолимых плотности и размеров. "Эфес" за четверть наскреб всего девять очков. ЦСКА, при беспрецедентной поддержке трибун, был все дальше и недоступнее: менее чем за 10 минут до сирены Холден впервые довел разницу до двузначной -- 51:41. Надежда крепла. А вскоре "Эфес Пилсен" в безобидной ситуации потерял Маркуса Брауна ("он приехал в Москву и так будучи травмированным", -- пожалуется потом Октай), и окончательно понял, что амбициозные планы можно отложить до следующего сезона.
"Невозможно обыграть ЦСКА, когда играешь тремя баскетболистами", -- резюмировал главный тренер "Эфеса", дублеры которого совместными усилиями внесли в финальный протокол3 очка. Ивкович сочувственно кивнет головой, ему-то подобная кручина неведома. Он казался умиротворенным. Профессионалом, честно выполнившим работу. И даже -- впервые на моей памяти -- позволил себе элемент самокритики, признав что "допустил ошибку, не выпустив Саврасенко на площадку после перерыва". Сказал, и с хитрецой ухмыльнулся. Мол, есть еще над чем работать и даже после такого результата.
Победа с необходимой разницей над турецким клубом вынудила администрацию ЦСКА продлить вечер еще на несколько часов: в случае поражения "Цибоны" в Малаге, армейцы досрочно становились победителями группы и обладателями пропуска в "финал четырех". "Честно говоря, уверен, что "Цибона" возьмет свое в Испании, и наша судьба решится через неделю в Хорватии", -- признался мне один из сотрудников армейской администрации. Пари заключать с ним не стал, хотя мнение высказал ровно противоположное. "Уникаха", несмотря на отсутствие всякой турнирной мотивации, не подкачала. В следующий раз обязательно сыграю на деньги. В "финале четырех".