Ник БОЛЛЕТЬЕРИ. Теннисная академия
Издательство Эксмо сделало отличный подарок всем любителям большого тенниса. Недавно вышла книга одного из самых известных тренеров Ника Боллетьери Теннисная академия. Тем, кто хотя бы немного интересуется этой игрой, Боллетьери представлять не надо. Среди его воспитанников такие звезды кортов, как Андре Агасси, Джим Курье, Моника Селеш, Борис Беккер и многие другие.
В данном руководстве рассмотрены все аспекты игры в теннис от правильных стоек и хваток ракетки, до особенностей стратегии. Книга написана легким доступным языком и потому понятна как профессиональным игрокам, так и начинающим. Многочисленные иллюстрации прекрасно дополняют рекомендации Боллетьери. Особый интерес представляют личные комментарии автора и других тренеров Академии особенностей игры таких звезд, как Дж. Макинрой, Бориса Беккера, Моники Селеш и др.
По согласованию с издательством Эксмо мы публикуем первую главу книги.
Nick Bollettieri Tennis Academy. Официальный сайт
Издательство «Эксмо». Официальный сайтГЛАВА 1. Уже на ранних этапах своей карьеры я понял, что для того, чтобы хоть чего-то достичь, нужно работать больше и интенсивнее, чем другие, и окружить себя надежными людьми, преданными своему делу. Я осознал, что надо учиться на ошибках и принимать помощь друзей, и тогда произойдет прорыв. В 50-х и начале 60-х годов все, что было нужно, это взять банку с теннисными мячами, пойти в парк и занять один из многих пустовавших тогда кортов. Теннисный бум только начинался. За прошедшие четыре десятилетия положение дел в корне изменилось. Сейчас теннисные клубы часто входят в состав спорткомплексов для семейного отдыха наряду с центрами аэробики, фитнесса и шейпинга, площадками для игры в сквош и тренировочными стенками, магазинами спортивного снаряжения и различными салонами. Сегодняшний профессиональный теннисист должен знать правила этого бизнеса, чтобы выжить в нем и стать профессионалом. Также ему следует понимать, что владельцы клуба вкладывают в него деньги с целью последующего получения прибыли.
Наша система охватывает все аспекты подготовки: физический, технический, тактический, психологический, социальный, а также вопросы правильного питания и отдыха. На наших занятиях ученики будут работать как на корте, так и вне его, изучая технику, стратегию игры, практикуясь в игре, обучаясь двигаться, приобретая необходимую интеллектуальную психологическую подготовку, и, наконец, будут физически развиваться. Они научатся владеть собой и своим телом в любых обстоятельствах.
Первые годы
В 1980 году Боллетьери решил, что пришло время сделать следующий шаг. Вместе со своими партнерами по бизнесу он купил поле площадью в 10,5 акра, на котором раньше выращивали помидоры. Оно находилось на 34-й Стрит-Уэст. Здесь были построены 22 корта, 32 дома, столовая с кухней и плавательный бассейн. Первый набор в Академию составил 100 студентов, за которыми присматривали 22 сотрудника. Планировка комнат предусматривала размещение в каждой комнате четверых студентов. Однако к моменту завершения строительства их оказалось столько, что Нику пришлось втискивать по восемь человек в комнату.
Такой бурный рост не давал Нику возможности сидеть сложа руки и наслаждаться достигнутыми успехами.
В 1982 году Ник приобрел еще 13 акров земли по соседству с Академией, на которых он построил еще 22 корта и первый в США крытый зал для игры в теннис. Многие заявили, что он сошел с ума, строя крытый корт во Флориде, но Ник знал, что для привлечения большего количества занимающихся и повышения их профессионализма нужна более совершенная тренировочная база.
В 1983 году Джимми Ариас вошел в пятерку лучших игроков мира, дойдя до полуфинала Открытого чемпионата США. Его успех, а также интуиция Ника стали привлекать перспективных игроков с высоким рейтингом.
В том же году Ник построил в Академии еще два здания. Получив дополнительно 16 комнат общежития, Академия смогла довести количество студентов до 160 человек.
В 1986 году Академия ввела курс для взрослых. Это значило, что надо было строить дополнительные корты, общее число которых достигло 54 (14 с грунтовым покрытием, 4 крытых и 36 с покрытием типа хард). К этому времени ТАНБ была признана лучшей в мире Теннисной академией. Ник тренировал многих игроков экстра-класса. К 1990 году из стен ТАНБ вышли три первые ракетки мира среди профессионалов Андре Агасси, Джим Курье и Моника Селеш. Материалы об Академии выходили в таких телепрограммах, как 20x20 на канале Эй-би-си, 60 минут на Си-би-эс и в Вечерних новостях на Эн-би-си.
Эта известность привлекла внимание Интернэшнл Менеджмент Групп (ИМГ), самой крупной в мире компании по спортивному менеджменту. В 1987 году Ник решил продать права на ТАНБ этой компании, придя к выводу, что дальнейшее развитие и расширение Академии требует финансовой и прочей поддержки ИМГ. Он согласился и далее оставаться на работе в Академии в качестве ее президента и основателя.
Получив поддержку со стороны ИМГ, Академия стала расширяться и совершенствовать свою тренировочную базу. Столовый комплекс был укрупнен с целью обслуживания взрослых. Были построены еще один бассейн, помещения для отдыха и тренажерный зал для занятий общефизической подготовкой.
Воодушевленные успехом ТАНБ, Ник, Тэд Микма и исполнительный директор Грег Бройнич снова стали строить планы на будущее. В 1990 году они решили применить накопленный Ником опыт тренерской работы в теннисе к другим видам спорта. Так была создана Спортивная академия Боллетьери, использовавшая идеи и опыт Ника Боллетьери в тренировочных программах других видов спорта.
Это стало первой попыткой проведения тренировок по различным видам спорта на одной тренировочной базе. Критики тотчас заявили, что такое невозможно в принципе.
Настоящее
К 1994 году стала реальностью очередная идея Боллетьери. Начав тренировки еще в трех видах спорта, ТАНБ превратилась в Спортивную академию Боллетьери (САБ). Имея в своем составе Академию гольфа Дэвида Ледбеттера, а также Футбольную и Бейсбольную академии, на сегодняшний день САБ является крупнейшей спортивной академией в мире. Тренировочная база, занимающая 45 акров, все также находится на 34-й Стрит-Уэст в Брэдентоне. Она представляет собой спортивный комплекс, оборудованный по последнему слову науки и техники, и дает больше возможностей для тренировки, чем где бы то ни было.
В 1996 году САБ завершила создание Международного института физической подготовки, оснащенного крытым тренировочным комплексом. В сущности, он представляет собой футбольное поле с синтетическим травяным покрытием площадью 2800 квадратных метров. Под куполом МИФП, как его называют, проводятся самые различные спортивные тренировки. Зал оборудован для проведения занятий практически по любым видам спорта, в которых используется мяч.
В том же году в САБ был открыт центр спортивной медицины. Он доступен для всех, а работают в нем дипломированные специалисты по спортивной медицине. В течение всего года его посещают профессиональные спортсмены самого высокого уровня, выступающие в разных видах спорта.
В 1997 году САБ провела Юниор Инвитэйшнл Эдди Херра, одно из наиболее престижных в любительском спорте соревнований. Этот год был наиболее успешным в 11-летней истории этого международного спортивного турнира. В нем приняли участие 1100 спортсменов из 87 стран мира, среди которых были 130 чемпионов своих стран и 88 вторых призеров.
На сегодняшний день в САБ постоянно занимаются более 400 студентов из более чем 40 стран. Летние тренировочные сборы и недельные семинары одновременно посещают более 500 человек. Теперь, когда завершена постройка первых 10 зданий Виллас-Боллетьери, Академия в состоянии справиться со все увеличивающимся потоком учеников. Стоимость программы обучения за академический год (с сентября по май) составляет примерно 28 000 долларов, плюс плата за школьное обучение. В САБ имеется некоторое число стипендий для тех, кто нуждается в финансовой помощи или обладает выдающимися способностями.
САБ прошла долгий путь, начав с 22 преподавателей тенниса, которые, кроме собственно тренировок, делали и всю остальную работу. На сегодняшний день в Академии работают 250 человек, объединенные в 25 отделов, куда входят тренеры по профессиональному теннису (для взрослых и детей), гольфу, бейсболу, футболу, баскетболу и хоккею, а также гостевая служба, коммерческий отдел, служба бронирования, административно-хозяйственная служба, столовая, спортивные психологи, фитнесс-инструкторы, отдел исследований и планирования, а также многое другое.
Торговая палата округа Мэнэти подсчитала, что Академия ежегодно вкладывает в развитие экономики округа более 20 миллионов долларов. САБ пользуется большим уважением среди местных жителей, считающих ее современным примером жизненного успеха и гордящихся тем фактом, что она продолжает оставаться в Брэдентоне. Ник имел достаточно возможностей для того, чтобы перевести Академию в другое место, однако местное общество нравится ему, и он чувствует себя здесь дома.
Будущее
Спортивная академия Боллетьери, ныне известная как Академия ИМГ (Интернэшнл Менеджмент Групп), создала большой задел на будущее. База отдыха Боллетьери Виллас приобрела огромную популярность. В настоящий момент в ее состав также вошли клуб с конференц-залом и бассейн. В собственности и аренде Академии ИМГ находятся 190 акров земли. Планируется построить новый тренировочный комплекс для игры в гольф, два игровых поля для бейсбола, пять футбольных полей, до 15 новых теннисных кортов и 60 домов для проживания. Эти постройки займут более 100 акров территории. В спортивную программу будут введены новые дисциплины, такие, как летние тренировочные сборы по баскетболу и велоспорту.
Ник Боллетьери, ИМГ и сотрудники Академии ИМГ намереваются и далее оставаться законодателями мод в деле многопрофильных спортивных тренировочных программ, смело вступив в XXI век.
Система питомника
В свое время ТАНБ стала признанным лидером в деле командного обучения индивидуальному виду спорта. Это шло вразрез с принятыми тогда представлениями о том, что единственно правильным способом обучения является работа тренера один на один с учеником. В обучении в группе есть много положительных моментов. Студенты учатся друг у друга, а дух соревнования способствует росту их мастерства, они как бы подталкивают друг друга.
В нашей Академии мы преуспели в практике такого подхода к обучению, когда создается нечто типа питомника. Студенты распределяются по группам, исходя из результатов матчей между ними. Проводятся также отборочные матчи, по результатам которых студенты переводятся в группы более высокого или более низкого уровня. Акцент делается на соревнование. Мы развиваем у учеников волю к победе. Важным компонентом является регулярная игра как в одиночном, так и в парном разряде. В особых случаях при формировании групп мы принимаем во внимание пол, возраст, стаж занятий и тому подобное.
Развитие способностей игрока представляет собой долгосрочную программу, в которую входят различные курсы, работа в малых группах и дополнительная работа с тренером один на один. Как выяснилось, наша программа является достаточно гибкой, чтобы подстроиться под нужды самых разных игроков. Нет ничего удивительного в том, что вес ученики требуют индивидуального подхода. Наша система позволяет выделить отдельные аспекты игры каждого ученика и повысить уровень его мастерства.
В процессе обучения ученикам удается играть со многими профессиональными спортсменами, живущими или тренирующимися у нас. Например, в декабре 1997 года Ксавье Малисс выиграл международный турнир среди юниоров в рамках проекта Эдди Херра. После этого он пропустил Оранжевый кубок, в течение трех недель играя с Марселло Риосом, Томми Хаасом, Марком Филиппус-сисом, Джимми Ариасом, Петром Кордой и Томасом Энквистом. Получив такой опыт, Ксавье перешел в профессиональную лигу, и Теннис мэгэзин предсказывает ему большое будущее. Вряд ли он мог бы получить такой опыт где-нибудь еще. В 1997 и 1998 годах, еще играя среди юниоров, Томми Хаас тренировался здесь с Борисом Беккером. Они продолжают тренироваться вместе и сейчас.Мартина Хипгис тренировалась в Академии в ноябре 1998 года, готовясь к серии турниров WTA. Находясь здесь, она по два часа в день играла с лучшими из моих молодых студентов, которые даже не могли поверить, что им выпало такое счастье. В ходе своих тренировок в Академии Винус и Серена Уильяме и Джимми Ариас никогда не отказываются поиграть с любым желающим.
Группы
Когда в сентябре прибывают студенты, постоянно проживающие в Академии в течение года, всю первую неделю с утра до вечера проводятся матчи. Их результаты регистрируются, и в соответствии с ними мы распределяем студентов по группам.
Интересно заметить, что Андре Агасси был 32-й ракеткой Академии среди юниоров, а Томми Хаас 7-й. Это может дать вам представление об уровне соревнований, проводимых в рамках Академии.
На сегодняшний день в Академии есть группа девочек, тренирующаяся под непосредственным контролем Ника Боллетьери, обладающая потенциалом занять первые позиции в WTA. Это, например, Хелена Янкович, выигравшая Открытый чемпионат Австралии среди юниоров 2001 года в возрасте 15 лет, в па-стоящее время имеющая титул 2-й ракетки мира среди юниоров. Джэми Джексон получила титул 1-й ракетки США среди игроков в возрасте до 16 лет, когда ей было 13. Мария Шарапова в 13 лет выиграла турнир Эдди Херра в возрастной группе до 16 лет. Татьяна Головина в возрасте 12 лет выиграла Оранжевый кубок в своей возрастной группе и национальный чемпионат Франции в возрастной группе до 14 лет. Штефани Херц стала первой ракеткой Нидерландов в возрастной группе до 12 лет, когда ей было 9. Ник считает, что между этой группой девочек и группой мальчиков, которых он тренировал в конце 80-х, есть много общего. В ту группу входили такие игроки, как Агасси, Курье, Уитон и другие.
Среди мальчиков выделяются Тодд Рейд и Адам Кеннеди, занимающие первое и второе места в австралийской национальной классификации в своей возрастной группе. Хориа Тико дошел до полуфинала Оранжевого кубка 1999 года в возрастной группе до 14 лет и в настоящее время занимает первую позицию в национальном чемпионате Румынии в возрастной группе до 16 лет. Донг Чой, выигравший Оранжевый кубок в возрастной группе до 12 лет, на сегодняшний день в возрасте 14 лет является самым титулованным игроком в классификации ITF в возрастной группе до 18 лет. Джэррет Чирико имеет титул 2-й ракетки США среди мальчиков в возрасте 14 лет, а его брат Кристофер стал первой ракеткой США в возрастной группе до 12 лет.
К каждой группе прикреплен тренер, который отвечает за выполнение тренировочной программы студентов в соответствии с уровнем группы. Он помогает спланировать и организовать работу в течение всего учебного года (девяти месяцев). Он руководит, направляет и воодушевляет учеников. Мы все время контролируем их выполнение и выставляем оценки. Кроме того, тренер общается с родителями студента.
Родители
Родители играют важную роль в карьере любого спортсмена. Все великие спортсмены достигли своих успехов благодаря поддержке со стороны отца или матери. Родители хорошо знают своих детей то, что придает им силы, чего они боятся, и многое другое. Родители, тренеры и студенты должны научиться работать вместе, поддерживая хорошие отношения друг с другом. Родители являются мощной силой, воздействующей на спортсмена не только в период его карьеры юниора, но даже после перехода в профессиональный спорт.
Взаимоотношения с родителями являются одним из самых трудных аспектов тренерской работы. За многие годы нам приходилось общаться с самыми разными родителями. Мы считаем, что в этом плане нашей основной задачей как тренеров является обучение родителей с той целью, чтобы они поняли всю важность своей роли в жизни спортсмена. Они могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние. Например, многие родители разрушают свои взаимоотношения с детьми своими действиями как на корте, так и вне его. Они могут стать диктаторами, пытающимися контролировать каждую секунду жизни своих детей. Они могут начать говорить о теннисе и на корте, и за его пределами, ставя перед своими детьми недостижимые цели. Очень часто родители пытаются реализовать в детях свои собственные мечты, в силу различных причин не ставшие реальностью.
В сознании ребенка теннис становится кошмаром, а родители врагами. Жить под таким непрекращающимся давлением становится практически невозможно. Тренеру оказывается весьма непросто общаться с ребенком, родители которого избрали своим стилем общения постоянную критику. Чаще всего игроки предпочитают, чтобы родители оставались просто папой и мамой, а не становились тренерами.
Андреа Тэмешвари и Мэри Пьере могут послужить примером того, как родители игроков трясутся над своими детьми. По прошествии времени стало очевидно, что эти родители просто не могли решить, что им следует делать. В результате их взаимоотношения с дочерьми серьезно ухудшились. Тэмешвари и Пьере прошли через весьма непростой период взаимоотношений с родителями, в результате каждая из них пошла своим собственным путем. Обе спортсменки вошли в десятку лучших игроков мира, выиграли многие чемпионаты и турниры, в том числе турниры Большого Шлема. Воображаемые награды и деньги оказались клином, вбитым между детьми и родителями! Разве так должно быть? В моей книге нет места этому!
Другие родители, например Крикштейна, Агасси или Курье, также включались в процесс обучения, но всегда хорошо понимали, когда им не следует вмешиваться. Они хорошо разбирались в игре, но оставляли исключительное право на указания, поправки и создание мотивации тренерам. Мы работали с этими игроками, постоянно определяя текущие задачи, наблюдая за их прогрессом и оценивая его, вырабатывая у них стимул к дальнейшим занятиям. Ключевым моментом было общение всех сторон, принимавших участие в обучении. Капитаном являлся игрок, все остальные были его командой, и им следовало понять это. В качестве примера приведу ситуацию, возникшую на Открытом чемпионате США. Арон Крикштейн сыграл плохо и проиграл матч. Его отец, доктор Крик-штейн, находясь на трибуне, просто взбесился, сказав, что Арон не мог ни подавать, ни бить справа и был слишком медлительным. Но после матча доктор Крикштейн показал себя совсем с другой стороны, разговаривая с сыном в коридоре по дороге в раздевалку. Он поздравил сына и обнял его, чтобы выразить свое чувство гордости за него, сказав Арону, что соперник просто переиграл его и он не смог ничего с этим сделать. Доктор Крикштейн смог переступить этот барьер, проявив себя не как тренер, а как отец. Тренерскую работу он оставил тренерам, за счет чего их взаимоотношения и по сей день очень хорошие. Мистер Селеш дает нам совсем другой пример. И он и я тренеры. Он участвовал во всем, что касалось тренировок Моники, но с самого начала мы договорились, что разговоры о теннисе между ним и дочерью ограничиваются пределами корта. Выйдя за пределы Академии, они не должны касаться теннисной темы никоим образом. Мистер Селеш смог выполнить это условие, и между ним и Моникой установились отношения, о которых можно только мечтать. Многие родители не способны поставить четкую границу между жизнью на корте и вне его. Когда семья собирается дома, а родители продолжают говорить об ударе справа у сетки, они поступают неправильно. Студентам необходимо, чтобы их жизнь в теннисе и жизнь с родителями были отделены друг от друга.
Встречаясь с родителями, особенно с теми, которые находятся здесь в течение всего учебного года, мы пытаемся привить им понимание следующих истин:
– Самой лучшей помощью их сыну или дочери будет общение с ними, пользуясь помощью тренеров, веря в то, что тренеры сделают для их детей все, что
им необходимо.
– Их роль в плане поддержки студента трудно переоценить.
– Они должны поддерживать и любить своих детей.
– Все темы, касающиеся тенниса, должны передаваться детям через тренера.
– Все стороны: и родители, и ученик, и тренер должны хорошо понимать, какие цели стоят перед игроком и как работает система, с помощью которой эти цели достигаются.