Назад в будущее
''Иначе и не назовешь то, что происходит сейчас в "Формуле-1". Самый высокотехнологичный вид спорта решил вернуться к своим истокам: ко времени, когда в болидах не было радиосвязи, телеметрии и прочих "электронных игрушек". Это может стать началом конца. Конца современной "Формулы-1", и рождением новой гоночной серии.Три последних десятилетия в "Формуле-1" идет напряженная борьба между командами с малым бюджетом и заводскими конюшнями, не ограниченными в деньгах. Нынешнее руководство автогонок пришло к власти на гребне коммерциализации и, фактически, уничтожении так называемых "гаражных команд", состоящих из нескольких десятков человек и мизерного бюджета. Теперь же Берни Экклстоун и Макс Мосли пытаются удержать бразды правления за счет ущемления интересов автогигантов и "спасения" малобюджетных команд.
Первый шаг в этом направлении был сделан в конце октября прошлого года, когда "ФИА" приняла серию изменений в спортивном регламенте. При этом упор был сделан на регламент квалификации и систему начисления очков. На минувшей же неделе функционеры добрались до технической начинки машин.
С первой гонки сезона 2003 будет запрещен: обмен данными между машиной и боксами; радиосвязь между командой и пилотом; использование командой более двух машин (т.е. запрет запасной машины); система контроля тяги и старта, а также полностью автоматической коробки передач. И дополнительный нюанс: между квалификацией и гонкой машина будет помещаться в специальную зону на пит-лейне, где механики смогут работать только под контролем технических наблюдателей "ФИА".
Все эти "нововведения" вдвойне удивительны из-за того, что их главной целью, по заявлению авторов, является "снижение расходов команд". До первого старта нового чемпионата в австралийском Мельбурне осталось всего полтора месяца. Большинство команд уже закончили компоновку машин и заняты их подготовкой к презентациям и первым тестам. Изменение чего-либо в болидах подобно катастрофе, поскольку повлечет за собой массу новых технологических решений, на которые просто нет времени. Особенно много доработок, по мнению инженеров, потребует отказ от электронных систем контроля и автоматической коробки передач. Поэтому у нас есть шанс увидеть на первом Гран-При сезона двадцать машин, за надежность которых никто не сможет поручиться.
Кроме технических аспектов, есть финансовые, и они совсем не в пользу Макса Мосли. Любые изменения, которые, возможно, в будущем и принесут экономию на первом этапе требуют дополнительных расходов. Чтобы отказаться от систем контроля тяги надо внести дополнительные изменения в ходовую часть болида, а это деньги как на перепроектировку, так и на дополнительные испытания. Чтобы наладить работу по подбору настроек без систем обмена данными между болидом и боксами, надо разработать системы сохранения телеметрии в компьютере машины, а затем их быстрого считывания и обработки. А ведь на разработку запрещенных теперь систем за последние два года потрачены десятки миллионов долларов!
Да и как быть со спонсорами и партнерами, которые вложили в электронику команд миллионы и миллионы? Например, "Макларен" совместно с "Сан" готовил презентацию своей новой машины на ГП Сан-Марино, и главной сенсацией этого болида должна была стать именно электронная система управления. А спонсорские контракты с компаниями, обеспечивающими связь с пилотом? Например, с "Кенвудом", изрядно потратившемся на этом деле?
И последняя проблема, которая волнует противников изменений - безопасность. Ненадежные машины с пилотами, не успевшими привыкнуть к новому поведению болидов - не закончится ли это новыми авариями и новыми расходами на ремонт?
И это далеко не все аргументы противников изменений. Поэтому заявление топ-команд о том, что они готовы бойкотировать первую гонку сезона, не вызвало удивления у специалистов. Пока против не высказались лишь 5 команд: "БАР", "Тойота", "Заубер", "Джордан" и "Минарди", но их, согласно регламента, недостаточно для проведения гонки. А автогиганты продолжают подготовку к созданию своей гоночной серии в 2008 году.
Но главное, чтобы не случилось то, о чем все молчат. Введение электроники в 2001 году не только не уменьшило доминирования Михаэля Шумахера, но, наоборот, подарило "Формуле-1" доселе не виданный сезон господства одного пилота. Как бы вся эта чехарда с переделкой спортивного и технического регламента не принесла немцу шестой чемпионский титул.