"Выполнять задания партии и правительства"
''В четверг на Лужнецкой набережной прошло расширенное заседание исполкома Олимпийского комитета России (ОКР). Заседатели признались друг другу, что время спокойного обсуждения итогов Афин еще не настало. Но в то же время они торопились: неумолимо приближается время Пекина, готовиться к которому нужно было начинать еще два месяца назад. "Балета нет, космос потеряли, остался один спорт", - бодрились одни. "Да, наш спорт всегда гремел в мире. Но теперь надо сделать так, чтобы он не "загремел", - отвечали другие, приводя при этом примеры невероятного разгильдяйства, продемонстрированные в ходе подготовки к последней Олимпиаде. Выяснилось, в частности, что памятный многим сбой фонограммы во время выступления синхронисток произошел потому, что диск с записью музыки был пиратским, купленным на "Горбушке". Словом, расширенное заседание исполкома ОКР лишний раз продемонстрировало тот факт, что единства в руководстве российским спортом по-прежнему нет, хотя Леонид Тягачев в заключение и произнес загадочные слова о "выполнении заданий партии и правительства".Все разбегутся в Америку, а мы их принимать обратно не будем
Формально в повестке исполкома был лишь один пункт: доклад руководителя рабочей группы Афины-2004 Анатолия Колесова об итогах выступления на прошедшей Олимпиаде и разработке концепции подготовки к Пекину. Анатолий Колесов после краткого умиротворяющего вступления Леонида Тягачева вышел к микрофону, чтобы озвучить довольно скучное сочинение на девяти листах: сколько взяли медалей, каков средний возраст команды и т.д. Свое выступление он собирался проиллюстрировать слайдами. Но все пошло не так с самого начала. Эмоции вокруг Игр не спадают, - предупредил шеф российской делегации в Афинах. - Нормального анализа провести невозможно. И дал волю эмоциям: Недостатки нашего выступлеы, которая вылезла бы из такой ситуации, когда к 22 августа у нас было 6 золотых медалей, а 29-го - 27.
График медальных завоеваний, на котором красная линия, обозначавшая США, сразу резво и недосягаемо убегала вверх, а синяя (Россия) и зеленая (Китай), переплетаясь, тянулись за ней, но не дотягивались, при этих словах Колесова действительно казался убедительной иллюстрацией. Однако новых слайдов собравшимся не показали, и через час проектор пришлось выключить за ненадобностью. Анатолий Колесов между тем разошелся не на шутку: Леонида Аркаева (президента Федерации спортивной гимнастики и главного тренера сборной, провалившейся на Играх. - ГАЗЕТА) нельзя казнить, иначе разбегутся все в Америку, а мы их принимать обратно не будем! Пусть себе в Америке живут! Зал зашевелился, а ободренный живостью реакции Анатолий Колесов смело перешел на личности. Шамиль Анвярович! - обратился он к Тарпищеву. - Почему у вас там возникли какие-то подушки?! (президент Федерации тенниса рассказывал, что ему пришлось передать спортсменам подушки из своего номера в отеле Хилтон, чтобы они могли нормально спать в олимпийской деревне. - ГАЗЕТА). При чем здесь подушки?! Это же олимпийские Игры!. Я считаю это оскорблением, - с места ответил Тарпищев. Анатолий Иванович, - обратился к Колесову председательствовавший Леонид Тягачев, - давайте по существу. А это и есть существо! - воскликнул Колесов. Тогда Тягачев сообщил докладчику, что у него осталось три минуты. Анатолий Колесов смешался, успел сказать несколько разоблачительных слов о допинге типа хватит считать, когда он выйдет из организма, надо уходить от него навсегда и сел на свое место, чтобы на оставшиеся три часа стать объектом разносторонней критики.
Наши тренеры выглядят как гопники
Вольно или невольно оппонируя Анатолию Колесову, остальные докладчики делали упор на отрицательные для России события афинской Олимпиады. Александр Гомельский обратил внимание на облик отечественных тренеров: Посмотрите на американских - они в костюмах, при галстуках, а наш выходит - как гопник! Дрожит, дергается... Видимо, они поизносились. Надо дать им передохнуть. Руководитель медицинского центра сборной в Афинах Валентин Санинский нашел взаимосвязь между употреблением разрешенных восстановительных препаратов и результатами: Те, кто не просил у нас дополнительной фармакологической помощи, не добились успеха, например сборная по плаванию. Кроме того, главный государственный спортивный медик рассказал о тяжелейшей моральной обстановке в олимпийской деревне на пятый-шестой день Игр, которая потребовала усиленной психологической работы со спортсменами. Образ для характеристики научного обеспечения нашего спорта нашел вице-президент Федерации волейбола Валентин Жуков: Наука - это не только те две женщины, которые утром измеряют у команды пульс, а потом делают отчет для Карполя. Почетный президент ОКР Виталий Смирнов развивал свою излюбленную тему проигрыша американцам в стратегических дисциплинах (6:8 в легкой атлетике и 0:12 в плавании), вспоминал, как замолчала музыка во время выступления группы наших синхронисток (диск с записью был пиратским, купленным на Горбушке), и передавал слова экс-президента МОК, большого друга России Хуана Антонио Самаранча: Что же вы делаете? - говорил он мне. - Как вы можете так проигрывать американцам? Только вы всегда умели дать им духу, на вас же смотрит и надеется весь мир. Завершал свое выступление Смирнов предостерегающей фразой: Где наш большой балет? Спиваков - в Испании, а спорт наш всегда гремел. Теперь надо сделать все, чтобы он не загремел.
16 миллионов долларов - это не глупости
Давние оппоненты чиновников ОКР Шамиль Тарпищев и Вячеслав Фетисов приберегли свои выступления на концовку исполкома. Первым вышел президент теннисной федерации и для начала ответил давно примолкшему Колесову: Не по нашей вине мы не получили четыре аккредитации. А подушки из Хилтона и телевизоры, которые мы покупали на свои деньги, - это мои проблемы, и я их на других не перекладываю. Покончив с Колесовым, Тарпищев повернулся к Тягачеву: Говорят, спонсоры ОКР перечислили 16 миллионов долларов. Нам в федерации за восемь лет моего президентства не перепало ни копейки. Если ОКР - это закрытое акционерное общество, - одно дело, а если всероссийская общественная организация... Шамиль Анвярович, не говорите глупостей! - перебил президент ОКР. Повторяю, 16 миллионов - это не глупости, - упрямо продолжил Тарпищев. - Я хочу знать, кто распределял эти деньги, кому, сколько и кто за это ответит. Вот МОК ежеквартально представляет свой финансовый отчет. А почему мы от вас такого не получаем?
Не готов - иди гуляй!
Во время выступления руководителя Федерального агентства по физкультуре и спорту Вячеслава Фетисова с его лица не сходила ироническая улыбка. Я завтра, скажем, иду просить деньги в правительство. А мне скажут: а кому и почему мы их должны давать? Куда потрачены деньги? В планах у нас было 44 золота, почему мы об этом сегодня не говорим? Фетисов напомнил о волейболистках, которым пришлось набивать наволочки своими тренировочными костюмами (опять подушки!), о Светлане Хоркиной, которая накануне финала многоборья была на светском приеме, вручала приз Жаку Рогге и встречала сестру в аэропорту. Кстати, Леонид Аркаев стал единственным президентом наиболее оскандалившихся федераций (спортивная гимнастика, плавание, фехтование), решившимся выйти и сказать несколько слов: Я понял свою стратегическую ошибку. Я упустил бразды правления командой в олимпийской деревне. Весь мой опыт восьми Олимпиад был размазан на финальном этапе. Тяжелый разговор с Аркаевым у Фетисова состоялся еще в Афинах, на глазах корреспондента ГАЗЕТЫ, в тот вечер, когда засудили Алексея Немова. В этот раз руководитель агентства кратко прошелся по и без того растоптанному Анатолию Колесову: Я себя неловко чувствовал, слушая этот бред в начале. Не готов - иди гуляй, не справился - свободен - и сделал главной мишенью своей критики президента Всероссийской федерации плавания Геннадия Алешина. Он у нас сейчас по популярности выше президента, - иронизировал Фетисов. - Почему он все еще держится? Я спрашивал: много зарабатываете? Отвечает: денег нет. Геннадий Петрович, соберите, как обещали, перевыборную конференцию. Мы все придем, выслушаем вас, и если вас теперь переизберут, будем вам помогать. Александр Попов, который весной боролся с Алешиным за пост президента, появился на исполкоме в начале, но вскоре ушел и последнего разговора уже не слышал. А Алешин после окончания заседания в кулуарах излагал коллегам свою версию нелюбви к нему Фетисова: Да я ему в Афинах пропуск в бассейн не сделал, не смог сделать, вот его и закоротило....
Иркутск - это два часа лета от Пекина
Из примерно полутора десятка докладов один звучал совершенно вразрез. Это были спокойные, прагматичные рассуждения главного и государственного тренера по легкой атлетике Валерия Куличенко, команда которого выиграла в Афинах 6 золотых медалей. Оказывается, он после Олимпиады уже успел объехать все российские территории, пригодные для подготовки к пекинским Играм. Есть Иркутск и Чита. Иркутск - это два часа лета от Пекина, тот же климат и часовой пояс. Чита пока совершенно пустая. Куличенко уже озаботился тем, чтобы провести в Восточной Сибири контрольный старт в 2006 году и разузнал все о базах высокогорной подготовки: Есть Цохкадзор и Иссык-Куль. Второй вариант предпочтительнее - там круглый год нет снега, масса санаториев, которые можно арендовать прямо сейчас. Вот, человек хочет выигрывать, - уважительно заметил Вячеслав Фетисов.
Мы все плывем на одном Титанике
Главный итог заседания - очередное проявление раскола в верхах российского спорта. Некоторые докладчики, посматривая в сторону небольшой группы журналистов, умоляли друг друга не выяснять отношения у микрофона и на страницах печати. Валентин Жуков заявил, что все мы плывем на одном Титанике и на дно пойдем только все вместе. Миротворческие усилия прикладывал и Леонид Тягачев, который подчеркивал, что ценные работники в нашем спорте на вес золота, что у него нет личных разногласий с Вячеславом Фетисовым. А Тарпищеву сказал: Тягачев ни от кого не скрывает финансовую часть, мы все отчеты направили в федеральное агентство. В конце своего заключительного слова президент ОКР даже заявил о неслабеющей готовности выполнять задания партии и правительства, после чего оставшиеся заседатели вяло проголосовали за итоговую резолюцию, по которой выступление в Афинах признано успешным. Против был один Шамиль Тарпищев. А дать проявить себя воздержавшимся Леонид Тягачев как-то позабыл.
Счетная палата РФ в 2005 году может проверить правильность расходования бюджетных денег на спорт
Счетная палата России готова проверить расходование государственных средств, выделенных на развитие спорта, в том числе для подготовки к Олимпийским играм 2004 года. В управлении информации и общественных связей Счетной палаты ИТАР-ТАСС заявили, что такая проверка назрела, но мониторинга расходования бюджетных средств на спорт в плане на этот год нет, а план на 2005-й еще не сформирован.
Вместе с тем, если инициаторами такого запроса станут депутаты Госдумы или члены Совета Федерации, он будет в соответствии с законодательством проведен в максимально сжатые сроки, - отметили в управлении.
Накануне на коллегии Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму его глава Вячеслав Фетисов заявил: Перед нами стоит задача проанализировать и отчитаться прежде всего перед налогоплательщиками о проделанной работе и затраченных на нее средствах.