Спасение титула
''Выиграв 14-ю партию матча за мировое первенство у венгерского претендента Петера Леко и сравняв таким образом счет - 7:7, россиянин Владимир Крамник сохранил звание чемпиона мира по классическим шахматам.Напомнив, как когда-то свели на самом финише свои матчи вничью М. Ботвинник и Г. Каспаров и тем сохранили звание чемпионов мира, "Известия" призывали Владимира Крамника брать пример с учителей-предшественников. Теперь эти самые параллели проводятся повсеместно. А мы разовьем тему стрессовых ситуаций. Вот уже более полувека Д. Бронштейн не забывает, как упустил тогда победу, хотя постоянно подчеркивает, что формальное звание это для него ничего не значило. Ладно, ордена и титулы - лишь некие призраки текущей жизни, но ведь экс-чемпион мира - это все-таки пожизненно, да и после крепче помнят их, а не претендентов. И мало кто знает, какое потрясение испытал Г. Каспаров между проигранной А. Карповым предпоследней партией их матча и последней, выигранной счастливым прыжком через пропасть равной позиции в Севилье.
А что Крамник накануне решительного поединка? Его походный лагерь дальше по берегу озера Маджори - километрах в 10-12 от Бриссаго, официального места игры. Пара наших журналистов обнаружила чемпиона на красивой набережной городка Асконы и якобы даже с приятной спутницей. Выходит, простуда преодолена, жизнь налаживается, а может, и вовсе удалась. Кстати, спутницу ту "вычислили", когда после окончания 14-й партии вдруг всплакнула от счастья одна зрительница. Роль окружения в соревнованиях на высшем уровне велика и весьма ответственна. Ближний круг обязан тщательно ограждать подопечного, например, от лишней и тем паче от неприятной информации. А как непросто скрыть, что в эндшпиле предыдущей партии обнаружен за Крамника выигрыш, мимо которого он прошел. Отрезать от интернета или отобрать персональный ноутбук? Вмешиваться в личную жизнь рискованно. Порой ведь и самых близких посылают "на минутку" подальше.
...За пять минут до партии прошел никого не замечающий Владимир Крамник. Объявили и Петера Леко, но его пока не было, и директор Ж. Лотье сообщил, что игра начинается ровно в 15 часов. Крамник - точно изваяние над столиком. Уже появились люди Леко, и маршем пробежали операторы и развернулись, чтобы телекамерами, точно медными трубами, встретить героя. Арбитр пускает часы, белая пешка двигается от короля. Неужто претендент уже входит в роль нередко задерживающихся чемпионов?! Под аплодисменты он поднимается на сцену, здоровается и, не делая ответного хода, берет бутылку, наливает себе воды... За спинами репортеров разворачивают и быстро убирают венгерский флаг. Эх, хорошо бы ответить российским гимном, а не превращаться в страну многих экс-чемпионов. Пристроившись в уголке авансцены, где фотографы не шибко толкаются, ваш обозреватель наблюдал, как Леко необычайно тщательно поправляет черные фигуры и ритуально "ввинчивает" их в доску. Опять выбирает ползучий Каро-Канн. Белые сразу выдвигаются по флангу, как любил Таль. Петер ладонями поправляет в рамке лица свои очочки и внимательно смотрит на Владимира...
А с доски тем временем уходят ферзи, и возникает нечто между серединой игры и многофигурным окончанием. Не дебют и даже не миттельшпиль, да еще и не эндшпиль. У белых лучше, но Леко активно уравнивал и худшее. Однако Крамник не предоставляет повода для контригры. Черные вынужденно бравируют своей неуязвимостью, прислонившись к канатам по 7-й и 8-й горизонталям. Так белые и не бьют, а лишь замахиваются, финтами заходят слева и справа и повсюду теснят, теснят... Претендент мог где-то пойти лучше, но не в этой партии - против него играл настоящий чемпион, типичный Крамник в лучшем виде.
Послав вперед ладью с конем, белый король за ними сам направился разбираться и вершить судьбу своей короны. Близился контроль, а компьютер уже подсчитал: форсированный конец черным наступит через 10 ходов. Король пришел, увидел, привел приговор в исполнение. Большинство здесь болело за венгерского шахматиста, и потому кругом стало совсем тихо. Эту мертвую тишину мы шумно спугнули, когда за два хода до неизбежного мата Леко сдался и ожил бледный Крамник, дважды ударив правым кулаком вверх по воздуху.
Уже примерно через час российский гимн прозвучал на в меру торжественном и деловом закрытии матча. Объявленный по-прежнему 14-м чемпионом мира по классическим шахматам, Владимир Крамник получил свой тяжеленный "трофи". Трофей поменьше выдали сопернику, а миллион швейцарских франков они разделили поровну. Петер Леко говорил коротко и достойно "в этот не лучший для себя день". Правильно, что равный счет 7:7 недостаточен для завоевания чемпионского титула. Поблагодарил всех и, почти извиняясь, успокоил своих близких и многочисленных болельщиков: "Мне 25 лет, и я постараюсь улучшить свои достижения в будущем". Владимир Крамник благодарил дольше и подробнее остановился на роли компании "Даннеманн". Этот тяжелый матч организован был лучше, чем тот, который он гораздо легче выиграл у Каспарова. И со сцены, и позже его частые сравнения экс-чемпиона мира с нынешним претендентом - все в пользу последнего, который на данный момент самый трудный соперник для любого.
Пробиваясь сквозь строй коллег, пользуясь многолетним и близким знакомством, я применил "запрещенный прием" и громко заявил, почти по Пушкину: "Ай да Крамник, ай да сукин сын! Сколько же ты крови у нас выпил!" Он заулыбался и сказал: "А у себя, думаете, меньше?"
ВЛАДИМИР КРАМНИК: "Главным стала психология"- Все завершилось вполне закономерно, хотя, конечно, Леко это неприятно осознавать. Он годами шел к своей цели, блестяще подготовился и имел прямо-таки дикий настрой. Знаю по себе: стимул в матче против Каспарова 2000 года был для меня раза в три выше, нежели теперь. Нет, это не просто красивые слова - мол, защищать труднее, чем завоевывать. Здесь я убедился в этом. Правда, удалось - и не впервые - проявить характер на решающем этапе. В шахматы тоже неплохо игралось, но главным стала психология. Пусть поначалу мало что получалось в дебютном отношении, белыми не достигал преимущества... И все-таки никак нельзя было проигрывать 8-ю партию. Да, Леко играл ее блестяще, но я-то имел ничью - и вдруг прокол (белыми!) на довольно короткой дистанции.
Вот здесь и вступила в действие та самая психология. Я нажимал, давил и в конечном счете был вознагражден за настойчивость и за то, что больше нигде и ни в чем не уступал. На финише Петеру стало особенно трудно; не понаслышке знаю, как тяжело даются последние партии перед, казалось бы, уже близкой заветной целью.
Вот спрашивают, был ли я уверен в успехе. Ни перед матчем, ни в ходе его абсолютной уверенности в выигрыше не было. У Леко нет такого имени, как, скажем, у Каспарова, но сейчас-то он куда опаснее. А защищается он просто чудесно, это теперь все увидели. Да, обидно ему было проигрывать самую последнюю партию, но и после нее Петер держался молодцом. Ничего, он помоложе, у него больше энергии. Верю, ждут его еще успешные матчи.
Готов ли я играть объединительный матч с победителем пары Касымжанов - Каспаров? Думать об этом не имело смысла, пока шел поединок с Леко... А в принципе это не финансовый вопрос, и дело ведь не только и не столько в одном матче - куда важнее понять, что будет дальше. Предстоят довольно долгие и сложные переговоры и согласования, и я готов не только слушать, но и вносить свои предложения. Ситуация в шахматном мире требует серьезного обсуждения и неординарных решений.
Бриссаго