Последний шанс
''Сегодня ночью по московскому времени генеральный менеджер и главный тренер олимпийской сборной России по хоккею Вячеслав Фетисов должен объявить окончательный состав команды, которая поедет в Солт-Лейк-Сити. Российские болельщики по старинной русской привычке до последней секунды не знали имена тех, кто будет представлять их Родину и отстаивать (все мы надеемся, что как минимум отстаивать) серебро предыдущей Олимпиады в Нагано. Гадать, на ком остановит свой выбор Фетисов, -- дело неблагодарное, пустое. Анализировать сборную поименно станем чуть позже, а сегодня мы предлагаем вспомнить о том, как рождалась олимпийская хоккейная сборная-2002.Шаг первый: рокировка. По условиям контракта с Федерацией хоккея России главным тренером сборной до 2002 года включительно должен являться Борис Михайлов, в многочисленных беседах подчеркивавший, что дал согласие подписать контракт в обязательном порядке обговорив свое участие в Олимпиаде. Однако вскоре инициативу помочь сборной проявляет Вячеслав Фетисов, работающий за океаном ассистентом главного тренера вице-чемпиона НХЛ "Нью-Джерси Дэвилз".
Президент ФХР Александр Стеблин во время прощального матча Фетисова в Москве проводит переговоры с прославленным защитником советского хоккея, во время которых достигает с ним соглашения о наделении того полномочиями генерального менеджера сборной России. Вместе с тем Фетисов требует, чтобы в его обязанности входили не только административные функции, но и полномочия формирования состава, естественные для генерального менеджера любого клуба НХЛ. После встреч с руководителем ОКР Леонидом Тягачевым, вице-президентом МОКа Виталием Смирновым и президентом Российской федерации Владимиром Путиным Стеблин идет на уступки и отстраняет Бориса Михайлова, 20 августа официально объявляя Фетисова генеральным менеджером и главным тренером сборной. Российские хоккеисты, выступающие в НХЛ (и в частности, Павел Буре), встречают эту замену с нескрываемым удовольствием.
Шаг второй: "восемь неприкасаемых". Фетисов сетует на то, что подготовку к Олимпиаде Россия начинает позже других, и объявляет 8 олимпийцев, которым гарантировано право поехать в Солт-Лейк-Сити: Николай Хабибулин, Дмитрий Юшкевич, Олег Твердовский, Дарюс Каспарайтис, Сергей Гончар, Алексей Яшин, Павел Буре и Алексей Ковалев. Фетисов подчеркивает, что намерен убедить поехать на Олимпийские игры также Сергея Федорова, Сергея Зубова и Александра Могильного, перспективы которых на тот момент рассматривались всеми с огромным пессимизмом. Вячеслав Фетисов впервые заявляет, что олимпийская сборная будет формироваться из энхаэловцев ("в НХЛ играет около 60 россиян, каждый из которых является автоматическим кандидатом в сборную"), правда, оставляя надежду и тем, кто играет в российском чемпионате ("шанс поехать на Олимпиаду получит каждый вне зависимости от того, играет он в НХЛ или России").
Шаг третий: ставка на легионеров. На ноябрьские "Шведские хоккейные игры" приезжает помощник Фетисова Владимир Юрзинов, который конспектирует действия сборников команды Михайлова, чтобы поделиться ими с главным тренером. Выводы Юрзинова неутешительны: ни один "михайловский" полевой игрок не заслуживает места в олимпийской сборной. Речь может идти только о вратарях, с которыми в России дела обстоят особенно туго. Руководствуясь в том числе и этими рекомендациями, Фетисов в неделю по зернышку называет имена остальных олимпийцев. За сутки до крайней даты объявления состава уже известны 17 хоккеистов. К "восьмерке неприкасаемых" добавилась еще "девятка": голкиперы Евгений Набоков и Егор Подомацкий, защитники Борис Миронов, Владимир Малахов, Даниил Марков, нападающие Сергей Самсонов, Игорь Ларионов, Алексей Жамнов, Сергей Федоров. Голкипер Набоков хотя и включен в состав, получает вето ИИХФ на выступление за Россию, так как в 1994 году он был заигран за Казахстан. Фетисов подает апелляцию на решение ИИХФ в Международный арбитражный суд, но не исключает Набокова из заявки.
Шаг четвертый: самый важный. Фетисову остается назвать имена еще шестерых олимпийцев. По его личному признанию, последний день до дэдлайна -- "самый сложный в жизни". Кого предпочесть -- Брылина или Николишина, Ковальчука или Афиногенова, Виктора или Вячеслава Козлова, Валерия Буре или Сергея Березина, Виталия Вишневского или Алексея Житника? Олимпиада-2002 станет последним шансом уйти в историю хоккея в ранге победителей для целой группы воспитанников прежней, советской школы хоккея. Через четыре года дорога на Олимпиаду станет для них слишком сложной. Фетисов понимает это, как никто другой, и бьется над дилеммой "опыт или молодость". Сегодня рано утром Россия узнает о его выборе.
Борис МИХАЙЛОВ, главный тренер национальной сборной России:
"Ребята, выступающие в моей команде, уже год, если не больше, из матча в матч проявляют на льду мужество и огромное желание играть. Почему никто из них не попал на Олимпиаду? Обращайтесь за ответами к Леониду Тягачеву, Александру Стеблину и другим. Если они посчитают нужным, я выскажу свою позицию. Пока же по всем вопросам обращайтесь к Вячеславу Фетисову".
Владислав ТРЕТЬЯК, тренер олимпийской сборной по работе с вратарями: "Не надо делить хоккеистов на россиян и энхаэловцев. Объективно говоря, сейчас все лучшие хоккеисты играют в Северной Америке. В российском первенстве нет пятерки, которая могла бы войти в состав сборной. К тому же энхаэловцы имеют еще несколько преимуществ, например, они все время находятся в Америке, где проводится эта Олимпиада, едят ту пищу, ощущают атмосферу жесткой игры НХЛ. Поверьте, наши игроки за океаном всегда чувствуют себя россиянами -- вне зависимости от того, какого цвета у них паспорт".
Вячеслав ФЕТИСОВ, главный тренер олимпийской сборной:
"Честно говоря, не ожидал, что на всех предолимпийских турнирах на уровне сборных наша команда будет действовать столь невыразительно. Меня удивил и невысокий темп игры россиян, и отсутствие продуманных комбинаций. В качестве кандидатов я изначально рассматривал Максима Сушинского, Александра Прокопьева и Андрея Разина. Но когда задал вопрос, есть ли в России хоккеисты, способные подвинуть лучших наших легионеров НХЛ, Юрзинову и Стеблину, оба ответили "нет".