Владимир ВУЙТЕК: Когда ехал в Россию, думал, что знаю русский язык

''О чешском тренере Владимире ВУЙТЕКЕ нынче принято спорить. Одни считают, что его завоеванные подряд два чемпионских титула -- заслуга четкой организации ярославского "Локомотива". Другие предсказывают аналогичный успех в нынешнем сезоне уже с казанским "Ак Барсом". С виновником дебатов встретился корреспондент "Известий" Александр ЛЮТИКОВ, чтобы по возможности прояснить ситуацию.

Сам не знаю, как меня нашел "Локомотив"

-- Можете объяснить, почему "Локомотив" именно вас пригласил?

-- (Смеется.) Хоть убейте -- не знаю. Позвонил президент клуба Юрий Яковлев. Встретились, поговорили. И через некоторое время я уже поставил свою подпись под контрактом.

-- Когда ехали в Россию, чего боялись?

-- "Боялся" -- это слишком громко сказано. Я просто не располагал в тот момент никакой информацией о российском чемпионате. Не знал, какой он -- сильный или слабый. В Чехии ведь тогда мало писали о вашей суперлиге, очень мало. Еще я думал, что могу свободно говорить по-русски, и это было моей главной ошибкой. На первой же тренировке выяснилось, что одних только школьных познаний явно недостаточно. Игроки понимали меня с трудом. Так что первые месяцы работы с командой очень сложными выдались. Как, впрочем, и весь сезон-2001/2002.

-- В себе как тренере были уверены?

-- Сказать, что уверен, не могу. Немножко опасался.

Загружаю...

-- Чего?

-- За свою репутацию. А вдруг не получится? Что тогда? Возвращаться в Чехию и разводить руками: мне, дескать, чуть-чуть не повезло?..

-- Два года в Ярославле можно назвать самыми счастливыми в жизни?

-- Да. В Чехии все-таки я ни разу не побеждал. Понимаете, ни разу! А тут приехал и выиграл чемпионат. А потом еще один... Это было хорошее время.

-- У соперников перед вашей командой коленки-то дрожали?

-- Может быть. Мы ведь очень уверенно играли. И повода усомниться в силе "Локомотива" не давали. Побеждали всех.

-- И болельщики вас на руках носили

-- Точно. Хорошая игра всегда привлекает зрителей. В протоколах в графе "зрители" у нас два года стояла заветная цифра "9046". Стадион полный. Болельщики в Ярославле изумительные.

Северная Америка -- это не для меня

-- С паном Глинкой, руководившим в прошлом году омским "Авангардом", вы друзья?

-- Мы с Иваном лет десять друг против друга играли в чемпионате Чехословакии. Он -- звезда, а я один из многих. Иван, как вы знаете, и как тренер добивался успеха.

-- Когда Глинка ехал в Россию, он советовался с вами?

-- Нет. Мы беседовали уже после того, как Иван подписал контракт с Омском. А вообще часто встречались. О хоккее говорили. О жизни.

-- Почему он все же уехал из Сибири?

-- Иван вполне мог остаться -- у него был действующий контракт с "Авангардом". Но уехал.

-- Причины?

-- Пан Глинка уже четыре года не был дома, в Чехии. Ему хотелось наконец побыть с семьей, отдохнуть. Не вечно же по свету мотаться!

-- В НХЛ по проторенной им дорожке пойти не мечтаете? Хоть тот же "Питтсбург" возглавить?

-- Америка -- это просто не мое. Во-первых, я английского не знаю. Можно, конечно, выучить, но мне и зубрежки русских слов хватило по горло. Во-вторых, с недавних пор я перестал матчи НХЛ смотреть. Включил однажды телевизор: три минуты играют, потом реклама, затем драка пять на пять. Где здесь хоккей?

Загружаю...

Никогда не говори "никогда"

-- Когда в минувшей финальной серии "Локомотив" встречался с "Северсталью", где играл ваш сын, за кого ваша жена болела?

-- За меня. Сын, говорит, еще молодой -- все медали у него впереди...

-- Почему он покинул "Северсталь"?

-- По семейным... Как это у вас говорится?

-- Обстоятельствам...

-- Вот-вот. Сын у него родился, болеть стал. А в Череповце экологическая ситуация... Потому и уехал он в Финляндию.

-- После двух триумфальных сезонов не было желания уехать из России непобежденным?

-- Было. Я еще до второго своего золота, казалось, решил: закончится сезон -- уеду обязательно. Все, дескать, хватит. Устал. "Никогда не говори "никогда" -- это русская поговорка?

-- Вряд ли.

-- Неважно. Так вот, поступило предложение из Казани. И я подумал: почему нет?

-- Предстоящее тысячелетие Казани, амбиции президента Татарстана Минтимера Шаймиева, повышенное внимание болельщиков -- все это сильно на вас давит?

-- Чуть-чуть. Где этого самого давления нет, в каком городе? Да, сложно было после провального старта чемпионата: 0:5 от ЦСКА и 2:2 с "Амуром". Куда это годится?! Однако по прошествии первых матчей рано делать выводы.

-- С чем неудачи связаны были?

-- Один раз я уже ответил на этот вопрос -- сразу шум поднялся. Больше отвечать не буду.

-- От предшественника Владимира Плющева вам много проблем досталось?

-- Не хотел бы ни в чем его обвинять. С Владимиром мы остались в хороших отношениях. Встретились в Москве, проговорили два часа о своем, о тренерском...

-- Тем не менее лидера "Ак Барса" Дмитрия Квартальнова пришлось вам в команду возвращать, его-то Плющев хотел отчислить.

-- Когда я пришел в Казань, там всего шесть-семь нападающих осталось. "Старички" отчислены, новичков нет. Кого на лед выпускать? Поэтому в "Ак Барсе" в период "предсезонки" и появились Епанчинцев, Нуртдинов, Дуда, Дроздецкий, Чербаев, Арекаев... Что до Квартальнова, то он никуда не хотел уходить. У Дмитрия был действующий контракт с клубом, и я выразил заинтересованность в его услугах.

Загружаю...

-- Есть ли у вас цель стать лучшим в России в третий раз подряд?

-- Да. Пусть в суперлиге много хороших команд, но разве "Ак Барс" в чем-то им уступает?

-- К существованию на карте нашей страны такого города, как Хабаровск, вы уже привыкли?

-- О-о-о, это отдельная тема. Перелеты у вас -- это что-то фантастическое. Бывает, задумаешься, сколько километров за сезон команда преодолевает, -- дрожь берет.