Доминик ГАШЕК: "Перестал относиться к русским с антипатией"
''Самой заметной фигурой хоккейного "матча всех звезд", который прошел в пятницу на Малой спортивной арене "Лужников", был легендарный вратарь Доминик Гашек. Дело даже не в том, что 39-летний чех оказался самым опытным и титулованным среди участников встречи, -- на его счету победа на Олимпиаде, в Кубке Стэнли и шестикратно завоеванный титул лучшего голкипера НХЛ. Гашек трудился в поте лица, выручая своих партнеров в безнадежных ситуациях, и все-таки пять раз был вынужден вынуть шайбу из сетки. Впрочем, это обстоятельство не вывело голкипера из колеи, и после окончания матча он пообщался с корреспондентом "Известий" Владимиром Раушем.- Чем для вас является нынешнее турне по Европе: тренировкой в условиях, приближенных к боевым, или просто приятным времяпрепровождением?
- Прежде всего это возможность развеяться и хорошо провести время. Трудно ставить перед собой высокие цели, когда команда провела только одну совместную тренировку и еще не сыгралась. С другой стороны, проигрывать даже в этих обстоятельствах не хочется. Мы слишком долго зарабатывали имя, чтобы теперь выставлять себя на посмешище.
- Значит, пять пропущенных шайб вас не очень расстроили?
- Мне неприятен любой гол, но в данном случае я был бессилен. Во втором периоде даже показалось: на дворе вновь середина 80-х, я опять выступаю в "Лужниках" за сборную Чехословакии, а против нас играет неудержимая тройка Макаров -- Ларионов -- Крутов (смеется)... Конечно, надо быть реалистом. Сейчас я хожу тренироваться на лед два-три раза в неделю и противостоять лучшим хоккеистам мира, собранным в российской сборной, не могу.
- В Москве вы не были полтора десятка лет. Прогуляться по городу успели?
- Последний раз я был здесь в 1987 году, выступал на турнире "Приз "Известий". То, что я снова в Москве, -- просто здорово. Естественно, вечером накануне игры мы погуляли по городу, побывали на Красной площади. Сейчас она выглядит совсем по-другому. Хотя и Кремль, и Мавзолей остались на своих местах. Может быть, они стали более ухоженными...
- А может, это связано с изменением вашего восприятия? В Чехословакии наша страна не пользовалась большими симпатиями.
- И это правда. После вторжения советских войск в 1968-м о каких-то симпатиях к СССР с нашей стороны действительно не могло быть и речи. Теперь все по-другому. Я много играл с русскими хоккеистами, нас можно назвать хорошими друзьями. Вон, к примеру, сидит Сергей Федоров -- прекрасный парень.
- Сейчас в НХЛ -- локаут. Нет желания поиграть в российской суперлиге?
- Это слишком серьезный вопрос, чтобы отвечать на него вот так, с ходу. Летом я перевез семью в Оттаву и до последнего буду ждать возобновления сезона в НХЛ. Видимо, до конца января мы останемся за океаном: пусть дети закончат школу. Честно говоря, в мои годы выступать вдалеке от дома как-то не хочется, так что мое появление в российской лиге маловероятно. Скорее всего, если уж я и вернусь, то только в Чехию.
- Два с половиной года назад вы заявили о своем уходе из большого спорта. Что заставило вернуться?
- То время, что было прожито без хоккея, я скучал по любимой игре. Хотя сказать, что решение уйти из спорта было ошибочным, не могу: год, проведенный вне льда, позволил как следует отдохнуть. Понятно, что пропущенное время не добавило мне молодости и вернуться на прежние позиции теперь будет гораздо сложнее. Ну что ж, это станет дополнительной мотивацией для меня.
- За свою карьеру вы добились всех титулов, которые только возможны в мировом хоккее. Неужели еще есть к чему стремиться?
- Моя единственная мотивация -- после годичной паузы снова выиграть Кубок Стэнли. Ради этого я перешел в "Оттаву": там очень хорошая команда. Думаю, вместе мы сможем добиться желанной цели.
- Через полтора месяца вам исполнится сорок лет. За счет чего удается поддерживать спортивную форму в таком возрасте?
- Самое главное -- нужно просто очень любить хоккей. И стремиться не просто играть в него, а обязательно выигрывать. Впрочем, я активно занимаюсь и другими видами спорта: езжу на горном велосипеде, играю в сквош, в футбол. Естественно, слежу за режимом. В сорок лет человек не может позволить себе то же, что в двадцатилетнем возрасте.
- Вы являетесь владельцем торговой марки "Доминатор". Как идет бизнес?
- Мы выпускаем хоккейную экипировку, а также одежду для занятий йогой, фитнесом, аэробикой. Еще совсем недавно наша продукция была известна только в Чехии, однако недавно мы подписали контракт с двумя магазинами в Детройте. Скоро товары с маркой "Доминатор" будут продаваться в сорока местах по всей территории США. Хотя продвигать бренд, о котором за океаном практически ничего не слышали, достаточно трудно.
- В прошлом году в Чехии против вас возбудили уголовное дело за избиение соперника в ходе матча по on-line хоккею (хоккей на роликовых коньках. -- Известия)...
- (перебивая) Эта история осталась в прошлом. Хотя я признаюсь, что неадекватно среагировал на атаку того парня.
- Тот случай чему-нибудь научил вас?
- Безусловно. Я понял, что человек должен контролировать свои поступки даже в тех ситуациях, когда он абсолютно прав. Иначе можно влипнуть в историю, которая испачкает не только тебя самого, но и твою семью и друзей.