Тур де Ланс

''За несколько лет Париж превратился для американца Ланса Армстронга в собственную европейскую резиденцию. После четвертой победы подряд на велогонке "Тур де Франс" уроженец Техаса во время чествования периодически деловито спускался с подиума и поднимался на него. Причем не один, а с целым семейством - женой, сыном и двумя дочками младенческого возраста, под обязательные восторженные крики земляков-болельщиков из Остина. Без сомнения, Ланс велик. Он заслужил почести потом и кровью, а о громадной силе воли гонщика, одолевшего тяжелую болезнь, нынче и вовсе складывают легенды. Вот только с каждым годом смотреть на разгромные победы Армстронга над соперниками становится все неинтереснее. И дело даже не в подавляющем преимуществе, а в той навевающей скуку феноменальной расчетливости, которую демонстрирует король современного "Тура".

В 1999-м, когда он после трехлетнего перерыва впервые появился на "Тур де Франс", все восприняли триумф техасца как милую экзотику и искренне радовались. Модно рассуждать, насколько изменился Армстронг после тяжелого недуга. Но после той первой победы на "Большой петле" в психологическом плане он изменился значительно больше. Если четыре года назад американец заметно нервничал перед каждым этапом и производил впечатление человека, вознагражденного счастливым билетом за свои страдания, то впоследствии полностью адаптировался к новой роли и превратился в конвейер, бесперебойно штампующий победы. Год от года Армстронг обретал все большую уверенность в своем превосходстве над остальными. Многим памятен эпизод во время первого горного этапа на прошлогоднем "Туре", когда американец изображал перед телекамерами жесточайший кризис, а затем уверенно выиграл, заявив после финиша, что просто шутки ради разыграл небольшой спектакль.

Загружаю...

Так издеваться над соперниками не позволял себе никто из великих чемпионов прошлого, даже пятикратные победители "Тура" - французы Жак Анкетиль и Бернар Ино, бельгиец Эдди Меркс и испанец Мигель Индурайн. Но подобный поступок по крайней мере выглядел нестандартным и вносил определенное разнообразие. В 2002-м Армстронг начисто забыл о зрелищности и сделал ровно столько, сколько потребовалось для завоевания очередной "желтой майки". При помощи работающих как часовой механизм своих товарищей по "Ю. Эс. Постал" американец диктовал темп, безапелляционно пресекал все опасные атаки в исполнении испанца Хосебы Белоки, а при необходимости с методичностью робота убегал в отрыв. Интригу же он старался создавать только в интервью, мило рассуждая о возможности кризиса на каком-либо горном этапе и, как следствие, потере лидерства. Впрочем, на сей раз на удочку никто не попался. Специалисты уже после двух первых горных этапов заговорили о четвертом триумфе Армстронга как о деле решенном. И не ошиблись.

После таких легких побед мало кто сомневается, что американец способен выиграть "Тур де Франс" еще как минимум два раза (тем более он сам недвусмысленно заявил о такой цели) и побить исторический рекорд Меркса и компании. Но вряд ли это сделает его самым великим в глазах общественности. К примеру, Михаэль Шумахер выиграл пять чемпионских титулов в "Формуле-1", а Айртон Сенна - только три, но при этом почитаем гораздо больше.

Так и в велоспорте. Французские болельщики считаются одними из самых объективных в мире. Они, бесспорно, уважают Армстронга, но не любят его, и некоторые даже встретили американца неодобрительным гулом во время штурма эпической горы Мон Венту. Не мудрено, ведь фанатам (и кто бросит в них камень) больше по душе гонщики пусть тактически менее грамотные, но вкладывающие в бесшабашные атаки всю свою душу. Именно поэтому популярность Ришара Виранка, Лорана Жалабера и того же Марко Пантани, несмотря на всю их противоречивость, в Европе значительно выше. Они обеспечивают непредсказуемое зрелище, а победы Армстронга, увы, предсказуемы.

Загружаю...

К тому же далеко не всем нравится полная зацикленность знаменитого гонщика на "Туре". Вот уже который год Ланс и его команда жертвуют ради "Большой петли" буквально всем. Почти целый сезон Армстронг в отличие от лидеров других команд находится в глубокой тени, выстреливает на "Туре" и затем отправляется на каникулы. Этапы Кубка мира, чемпионат планеты и другие крупные гонки его не интересуют.

Раньше за такое поведение его постоянно критиковали. В ответ американец оправдывался. Говорил, что собирается принять участие в чемпионате мира, "Вуэльте" и даже побить часовой рекорд на треке. Естественно, дальше разговоров дело не шло. Нынче он уже никому ничего не обещает, и понятно, что сезон-2002 для Армстронга фактически завершен. Супермен сделал свое дело и теперь отправляется в США, где его популярность не знает границ, пожинать лавры очередной победы, по традиции встречаться с президентом и делать деньги.

По словам агента спортсмена Билла Стэплтона, Армстронг зарабатывает 12 миллионов долларов в год и является самым высокооплачиваемым велосипедистом-профессионалом в мире. Помимо немаленькой зарплаты источниками дохода Армстронга являются рекламные контракты с несколькими крупными фирмами и гонорары от книг, расходящихся в Америке приличными тиражами. По слухам, не за горами и фильм о победах мужественного техасца на "Тур де Франс". Будем только надеяться, что голливудские сценаристы проявят фантазию и сделают кино зрелищнее действительности.