Дарюс КАСПАРАЙТИС: "Заново учусь думать по-русски"
''Одна из самых ярких звезд хоккейной суперлиги -- защитник "Ак Барса" Дарюс Каспарайтис, приехавший в Россию из НХЛ на время локаута, в последние дни исчез из поля зрения болельщиков. Нет фамилии Каспарайтиса в составе сборной России на стартующем сегодня Кубке РОСНО, не принимал он участия ни в двухсерийных матчах "Звезд лиги", ни в прощальном поединке Игоря Ларионова. О том, чем вызвано такое странное затишье в бурной жизни Дарюса, у знаменитого хоккеиста поинтересовался корреспондент "Известий" Александр Лютиков.- В эти дни мне необходимо было съездить к семье в Америку, благо в чемпионате суперлиги сейчас перерыв и контракт с "Ак Барсом" подобное позволяет. Вообще, отыграв в России месяц, я начал немножко скучать по Америке, и особенно по североамериканскому хоккею. За океаном хоккей более интересный. И к делу относятся профессиональнее. Выходишь на лед -- и получаешь громадное удовольствие.
- В России, значит, хоккей "неинтересный"?
- Ну нельзя уж прямо так вот говорить -- "неинтересный". Просто здесь к хоккеистам относятся по старинке, по-советски. Чуть что -- марш на базу. "Ак Барс", правда, в этом плане выгодно отличается от других команд... Я вообще, знаете, не понимаю, зачем это -- сборы, базы... Если команда играет дома -- значит, хоккеисты должны приезжать на матч из своей квартиры. Иначе какая же это будет "домашняя игра"? Вот потому отказываются сейчас ребята из НХЛ ехать в российские клубы. И понять не могут: почему их заставляют сидеть взаперти накануне матча... Для них это дикость самая настоящая.
- Только этим вас Россия и разочаровала?
- Еще судейством. Если я удивлялся слабой работе арбитров в первом, во втором, в третьем матчах, то в четвертом удивляться перестал. Тут очень грязный хоккей. Цепляют, бьют -- это в порядке вещей. Проводишь чистый силовой прием, соперник падает, корчится от боли, рыдает во весь голос -- судья дает мне две минуты. "Пострадавший" встает, отряхивается -- и с улыбкой катит себе на скамейку! Но я же не виноват в том, что кто-то плохо стоит на коньках и теряет равновесие после легкого толчка!.. Недавно неожиданно для самого себя осознал, что в суперлиге я научился сдерживаться. Еще подумаю -- сделать силовой прием или нет? А ну как судья опять свистнет -- и я подведу команду удалением?.. В НХЛ со мной такого не было. Я вообще многого не понимаю. Вот есть тупое правило: подрался -- и тебя выгоняют до конца матча. Но это же хоккей, а не балет! Ну подрался и подрался -- что из этого трагедию-то делать?
- Тяжело играть при четырех, а не двадцати тысячах зрителей на трибунах?
- Не то чтобы тяжело -- не так приятно, наверное.
- Вы теоретически способны сыграть ради одного зрителя?
- Будет хоть один человек в зале -- сыграю и ради него. Буду действовать абсолютно так же, как если бы был аншлаг.
- Вам нравится новое прозвище "Ак Барса" -- "Казань Рейнджерс", появившееся после покупки большой группы звезд из НХЛ?
- По-моему, звучит отвратительно. У "Ак Барса" и "Нью-Йорк Рейнджерс" мало общего. Разве что самый большой бюджет в лиге. И все. Никто не любит команды, которые тратят много денег. Вот почему всех раздражает "Ак Барс". Каждый соперник на матч с нами выходит как на последний. А мы не звезды -- мы обычные хоккеисты, приехавшие играть и выигрывать. Разве это плохо?
- В "Нью-Йорк Рейнджерс" вы бок о бок играли с Эриком Линдросом, которому однажды нанесли серьезную травму. Конфликтов не возникало?
- Напротив -- мы быстро поладили. То наше противостояние наделало шуму по двум причинам. Во-первых, я не гигант, а Линдрос -- большой. Во-вторых, Эрик получил сотрясение мозга. Давид уронил Голиафа -- это всех удивило... Но мне было очень неприятно сознавать, что я нанес травму человеку, навредил его здоровью. Злого умысла у меня не было.
- Всегда интересовало: на каком языке вы думаете -- русском, литовском, английском?
- Когда как. Последние двенадцать лет исключительно на английском. А как еще -- если у меня жена по-русски не говорит? Сначала, конечно, удивительно было думать на иностранном языке. Потом привык. Теперь вот снова переучиваюсь...
- Как считаете, участие в съемках фильма "Брат-2" добавило вам популярности в России?
- Может быть. Все тогда так быстро получилось: нас попросили помочь в съемках -- ну мы и помогли. Киношники приехали на утреннюю раскатку "Питтсбурга" -- начали снимать разговор героя Сергея Бодрова с хоккеистом. Мы подъехали к борту, пробормотали что-то перед камерой -- и укатили обратно. Сняли со второго дубля -- прямо как профи! Знали б, что такой фильм популярный получится, может, и подольше следовало бы поговорить... Жаль, конечно, Сережу Бодрова. Я как узнал о его гибели -- в шоке был. Не сразу даже поверил...