Вячеслав БЫКОВ: "Чувствую себя песчинкой на фоне махины"
''4 июля 1990 года нападающий ЦСКА Вячеслав Быков запомнил на всю жизнь в этот день он уехал в Швейцарию выступать за местный Фрибур. Тогда ему и в голову не могло прийти, что спустя ровно четырнадцать лет он вернется в родной клуб, но уже в роли главного тренера. В эти дни команда находится в Финляндии, где проводит первый сбор накануне нового сезона - набирает физические кондиции. Перед отъездом корреспондент ГАЗЕТЫ Владимир Рауш встретился с армейским наставником и взял у него первое подробное интервью в новом качестве.- Вячеслав, как возникла идея вернуться на родину?
- В середине апреля мне позвонил вице-президент ХК ЦСКА Валерий Гущин и попросил прилететь в Россию для встречи с владельцами клуба. Конкретизировать характер предстоящей беседы не стал; сказал только, что речь пойдет о возможном сотрудничестве. Предложение возглавить команду я получил уже в Москве, по ходу встречи.
- Согласились сразу?
- Переговоры прошли в несколько этапов. Первый разговор был чисто ознакомительный: мне предложили должность главного тренера и дали время подумать. Потом я приезжал в Москву еще несколько раз. Постепенно мы начали обсуждать и другие вопросы и наконец обо всем договорились.
- Почему выбор пал именно на вас?
- Об этом лучше спросить у руководителей ХК ЦСКА. Мне Гущин объяснил, что они хотели видеть у руля команды коренного армейца.
- Правда ли, что за вашу кандидатуру выступал и Виктор Тихонов?
- Перед тем как принять предложение, я разговаривал с Виктором Васильевичем. Он предложил серьезно подумать и высказал готовность оказать любую помощь. Этим он выразил свою поддержку.
- После пятнадцати лет, проведенных за границей, решиться на возвращение в Москву было непросто?
- Естественно. Я же понимал, что взваливаю на свои плечи огромную ответственность. За клуб, за его богатую историю. Вообще это странное чувство: с одной стороны, чувствуешь себя песчинкой на фоне огромной махины, с другой понимаешь, что ее существование во многом теперь зависит и от тебя.
- Жена, наверное, билась в истерике?
- Да нет, мы же русские люди и никогда не прерывали контакт с родиной. С первых дней пребывания за рубежом купили спутниковую тарелку, чтобы смотреть отечественное телевидение, каждый год приезжали в Москву. Хотя, не скрою, некоторые проблемы, связанные с переездом, возникли. Дети в Швейцарии учатся в школе, вместе с ними осталась и жена. Теперь нам предстоит привыкнуть к разлуке. (Невесело улыбается.)
- Навещать семью будете часто?
- Об этом спрашивали и швейцарские друзья: Ну что, как выходной сразу к нам? Однако строить какие-то планы я сейчас не вправе. Все свое время я должен отдавать команде. Возможно, в Швейцарию удастся вырваться только после окончания сезона.
- Трудно ли после пятнадцати лет, проведенных за границей, приспособиться к российским реалиям?
- Сложнее всего привыкнуть к московским пробкам. В Швейцарии за четыре часа можно проехать всю страну, а здесь лишь несколько километров. Поэтому я сейчас стараюсь как можно реже покидать расположение клуба. Тем более что дел хватает.
- Подходы к подготовке хоккеистов на Западе и в России кардинально отличаются. Какими методиками собираетесь руководствоваться вы?
- В идеале хорошо было бы найти золотую середину. А пока Конечно, я буду использовать опыт, накопленный за границей, но не хочу отходить и от традиций советской школы. Тем более что она всегда считалась лучшей в мире.
- Перейдем к конкретике. Будут ли игроки перед домашними матчами собираться на базе, как это принято в России, или смогут ночевать дома, как на Западе?
- Я обсуждал этот вопрос с Виктором Тихоновым и понял, что режим, в котором работала команда до сих пор, вполне подходящий. За день до игры ребята будут собираться на базе, а после матча разъедутся по домам. Вообще же я не любитель держать людей взаперти. На своем опыте убедился: можно каждый день проводить дома и при этом поддерживать необходимую форму. Правда, при одном условии для этого нужно быть настоящим профессионалом. Надеюсь, и мы постепенно сможем перейти к такому режиму.
- А как вас зовут игроки: по имени, как в Швейцарии, или на российский манер, по имени и отчеству?
- На этот счет я тоже советовался с коллегами и решил не менять традиций. Конечно, мне привычнее, когда обращаются по имени. На Западе вообще все проще: там игроки запросто могут сказать тренеру ты. Но у России - своя специфика, и пренебрегать ей, думаю, не стоит.
- Для Андрея Николишина, который еще успел поиграть с вами в сборной, исключения не сделано?
- Андрей - очень интеллигентный человек и прекрасно понимает обстоятельства, в которых мы находимся. В частной беседе он обращается ко мне одним способом, в команде по-другому. В конце концов, чтобы выразить уважение, необязательно называть человека полностью по имени и отчеству. Достаточно обратиться просто - Аркадьич.
- Виктор Тихонов зачастую относился к игрокам очень жестко: мог накричать, что особенно шокировало легионеров клуба. Как вы собираетесь строить отношения с подопечными?
- Разные ситуации требуют разного отношения. Я сторонник индивидуального подхода к хоккеистам: на одного надо прикрикнуть, другого, наоборот, подбодрить. Прежде нужно изучить людей, а потом уже думать, какую методику использовать.
- Вы производите впечатление очень спокойного, уравновешенного человека. Трудно представить, что можете на кого-то накричать...
- Когда я был игроком, нас приучали не отвечать на провокации соперника, терпеть удары, чтобы не подводить команду. Все это вырабатывало определенную манеру поведения. Потом я часто задумывался над этим, анализировал свои действия и пришел к выводу: когда человек нервничает, угол его видения ситуации сужается. Для тренера это может быть очень опасно.
- С другой стороны, некоторые наставники ведут себя эмоционально, чтобы завести команду
- Или психологически подавить на судью или соперника - такая практика тоже существует. Те же канадцы - они ведь дерутся не просто так. Они испытывают на прочность, проверяют: не испугаешься ли ты, не заведешься ли. Что ж, мне еще только предстоит найти на скамейке запасных свой образ, тренерский язык и манеру поведения.
- Вы довольны селекцией, которая была проведена в ЦСКА в межсезонье?
- Придя в клуб, я высказал одно пожелание: укрепить вратарскую позицию. Ведь Душан Салфицки, который перешел в Северсталь, значил для команды куда больше, чем пресловутые 50%. Руководство клуба прислушалось к моим словам и пригласило Сашу Фомичева, который производит приятное впечатление, и Иржи Трвая. Очень важно, что мы подписали контракт с Андреем Николишиным - профессионалом с большой буквы и просто порядочным человеком. Центральные нападающие вообще, на мой взгляд, являются стержнем команды и дирижируют игрой пятерок.
- Виктор Тихонов своим авторитетом не слишком давит?
- Наши отношения очень прозрачны. Все, что касается команды, игрового и тренировочного процесса, является зоной моей ответственности. Решения здесь принимаются мной и моими помощниками. Остальное прерогатива Виктора Васильевича. Впрочем, как президент клуба, он полностью в курсе того, что происходит в команде. И, если надо, всегда готов дать дельный совет - ведь наши кабинеты находятся рядом.
Досье ГАЗЕТЫ
Вячеслав Быков родился 24 июня1960 года. Нападающий. Выступал в Тракторе (1979-1982), ЦСКА (1982-1990), швейцарском Фрибуре (1990-1997) и Лозанне (1997-2000). Двукратный олимпийский чемпион (1988 и 1992), финалист Кубка Канады (1987), пятикратный чемпион мира (1983, 1986, 1989, 1990, 1993), семикратный чемпион СССР (1983-1989). Закончив спортивную карьеру, работал в детской и молодежной команде Фрибур, а в январе 2003 года вместе с Евгением Попихиным возглавил первую команду клуба. С апреля 2004 года главный тренер ЦСКА.