Черноусов о работе в Лихтенштейне: «Изначально не было желания идти в топ-сборную, окунаться в этот ритм»
Илья Черноусов рассказал, почему решил тренировать сборную Лихтенштейна.
– Как на вас вышел Лихтенштейн?
– Это было после Олимпиады-2022 в Пекине. Обычно после олимпийского цикла происходят изменения в командах, начинается рекрутинг. Я отправил резюме в несколько стран, и некоторые откликнулись. Лихтенштейн показался хорошим местом для начала тренерской работы, чтобы не сразу погружаться во что-то серьезное.
Лыжный спорт не такой большой, в принципе, я знаю всех тренеров. У меня изначально не было желания идти в топ-сборную, окунаться в этот ритм. Это все равно немного другое – куча административной работы. Хотелось начинать не с такого навала, а как бы потихонечку акклиматизироваться.
Лихтенштейн мне очень подошел, тем более рядом с домом, страна интересная. За три года я ее хорошо узнал.
– Первое время там не было ощущения, что Лихтенштейн как место работы в лыжах это… ну, мелковато?
– Нет, вообще. Наоборот, сразу интересно. Теперь люди знают, что в лыжах есть такая страна, за три года она стала более узнаваемой – это тоже позитив.
– Правда, что Петтер Нортуг может перейти под флаг Лихтенштейна?
– Все зависит от руководства Лихтенштейна. Если там хотят нормально разыграть и поднять интерес в этом направлении, то что-то будет. Но пока я ничего от них не слышал. Со стороны Нортуга желание действительно есть, я тоже буду рад.
Как можно отказываться от Нортуга? Мы много тренировались вместе, сборы проводили параллельно – мне было интересно. С человеком, который хочет тренироваться, всегда интересно. Хуже – когда нужно заставлять. Для тренера лучше, чтобы спортсмена приходилось придерживать, чем гонять из-под палки.
Вот в сборной, если честно, у меня есть парочка таких, которых нужно толкать. Им комфортно, все хорошо – нууу, тренироваться порой не очень хочется.
– Это менталитет или просто совпадение?
– Больше менталитет. В Швейцарии такие тоже есть. Можно посмотреть, какая у них деградация после ухода Дарио Колоньи (четырехкратного олимпийского чемпиона 2010-2018 гг – Спортс’‘).
– Но взяли серебро в эстафете на ЧМ.
– Так бывает, подарок судьбы. Но потом – 9 минут от победителя на полтиннике… Эстафета всегда что-то непредсказуемое: шведы упали, финны упали, эти отстали – все сложилось. Да, медаль это медаль. Но нужно реально смотреть на вещи.
Упадок – следствие менталитета: все вроде бы хорошо, незачем надрываться. И никто не хочет менять систему. Все вокруг эволюционирует, а люди, которые отвечают там за методики, остановились и не хотят делать шаг, не хотят себя растолкать. Они привыкли, что все хорошо и комфортно: я сижу здесь, рядом работа, рядом дом – все удобно, пусть так и остается. У них такое есть, и двигаться дальше им сложно.
У меня знакомый горнолыжник в Лихтенштейне – Марко Бюхель, выступал на шести Олимпиадах, тоже рассказывает: молодых расшатать невозможно. Спортсмен может покивать тренеру: да, сделаю, сделаю – а потом забыть или забить.
И вроде спортсмену хочется результат, но так, чтобы не упираться – оставаться в комфортной зоне. Так не бывает. Дарио закончил, и в Швейцарии идет спад по лыжам. Но так совпало, что на Кубке мира нет России, и все прекрасно понимают: это возможность продвинуться вперед, – рассказал бронзовый призер Сочи-2014.
Интервью Ильи Черноусова: он тренирует Лихтенштейн, но рад вернуться в Россию