Алексей Урманов: «Шайдоров всегда хочет попробовать что-то необычное. Это большой плюс и для фигуриста, и для тренера»
Алексей Урманов рассказал о работе с казахстанским фигуристом Шайдоровым.
– В прошлом году Шайдоров был 14-м на чемпионате мира и шестым на чемпионате четырех континентов. В этом стал серебряным призером чемпионата мира и победителем чемпионата четырех континентов. Чем вы объясняете столь стремительный прогресс ученика?
– Мы работаем с Михаилом уже семь лет. Начали сотрудничать с тренировочного лагеря в Йошкар-Оле, куда Мишку привез его папа и тренер. В 2018-м Шайдоров попросился тренироваться у меня в Сочи, сказав родителям: «Дайте мне шанс!» Парень все схватывал буквально на лету, но мы не форсировали его подготовку.
Так получилось, что Михаил все время опаздывал по сравнению со сверстниками, и этому было объяснение. В Алма-Ате он вынужден был тренироваться на открытых катках. В Йошкар-Оле меня поразило, что он выехал на лед в шапочке, хотя во дворце была комфортная температура. Привычка осталась.
– Вам уже присвоили звание заслуженного тренера Казахстана?
– Его получил Станислав Шайдоров. И это абсолютно заслуженно, ведь техническую базу заложил именно он. Мне звание не светит, оно присваивается только резидентам Республики Казахстан.
– Папа-тренер – это подспорье или проблема в работе с Шайдоровым?
– Сейчас Станислав Шайдоров работает тренером в Сочи на том же льду, что и я. У него своя группа, у меня своя. Мы встречаемся каждый день. Очень рад, что Станислав отдал мне сына и не вмешивается в тренировочный процесс. У нас очень хорошие взаимоотношения вне льда. <...>
– В арсенале Шайдорова есть уникальные каскады из тройного акселя и четверных прыжков. Кому принадлежит идея подобного ноу-хау?
– Прежде всего, хочу отметить: Шайдоров – очень талантливый фигурист. Иному такие элементы ультра-си просто не покорились бы. И, что немаловажно, Михаил – спортсмен, который всегда проявляет инициативу. Есть фигуристы, которые тупо выполняют установки тренера, но на креатив не способны. А вот Шайдоров всегда хочет попробовать что-то необычное. Это большой плюс и для фигуриста, и для тренера.
– В произвольной программе Шайдоров исполняет четыре четверных. Этого достаточно для соперничества на серьезном уровне?
– В минувшем сезоне старались сделать то, что можем сделать. Это не мои слова, их произнесла всеми любимая и уважаемая Татьяна Тарасова. Каждый следующий сезон будет сложнее предыдущего. У меня много мыслей в голове, мы обязательно будем обсуждать их с Михаилом. Сам он в Бостоне после завершения чемпионата мира говорил о том, что постарается усложнить контент, – сказал олимпийский чемпион 1994 года.