Глава «Динамо» Соловьев: «Продать клуб болельщикам в российских бизнес-реалиях невозможно, наверное»

Председатель совета директоров «Динамо» Юрий Соловьев высказался о футбольном бизнесе в России.

– Тема IPO футбольного клуба в России – это что-то из области досужих разговоров, которым до воплощения в жизнь очень далеко? Как вы считаете, на нашем веку есть шанс увидеть все-таки публичный футбольный клуб? Рядовые болельщики же периодически говорят, что купили бы акции любимой команды, если бы им продали.

– Продать какой-то клуб болельщикам в российских бизнес-реалиях, с тем, как работает бизнес-модель российских клубов в настоящий момент, – без титульного спонсора, который фактически несет на себе финансовую нагрузку существования клуба, – наверное, невозможно. Поэтому нужно быть готовым много вкладывать в клуб для того, чтобы выбранная модель, при условии поддержки экономики сектора в целом, вывела клуб в какой-то положительный результат.

Давайте посмотрим, что происходит в Европе. Есть пара десятков торгуемых клубов, и по финансовым результатам последних 3-4 лет большинство из этих торгующихся клубов убыточные. Интересный феномен – то, что больше 10 клубов только в Англии за последние десятилетие прошли делистинг. И это при том, что английская лига – самая прибыльная лига с точки зрения бизнес-модели. То же самое можно сказать про Италию, Германию. Были исключения, допустим «Аякс», «Бенфика» очень хорошо, прибыльно работали, но с наступлением ковида даже эти клубы, к сожалению, начинают терять деньги.

Если посмотреть на базу инвеcторов футбольных клубов, то, как правило, эти клубы входят в индексы бирж, на которых они торгуются, это то, что называется small caps, то есть компании невысокой капитализации, часть их free float покупается индексными фондами, вынужденных приобретать структуру индекса.

Остальная часть – частные инвесторы, которые являются болельщиками клуба. У них не вполне экономическая мотивация владения этими акциями. Этот элемент эмоциональности в приобретении акций футбольного клуба совершенно точно может найти себя и в российской действительности, даже в том случае, если сама экономическая бизнес-модель клуба или сектора в целом убыточна.

Но для того, чтобы выйти на серьезный уровень, у клуба должно быть очень много болельщиков и относительно вменяемая цена, чтобы произошел этот листинг. Клубный патриотизм я бы со счетов сбрасывать не стал. С моей точки зрения, это важный элемент социальной стоимости клуба и очень интересно следить за этим в условиях развития новых технологий, что они могут привнести.

Мы над этим много думаем и обязательно что-то для наших болельщиков представим. Может быть, это будут технологии блокчейна, например, уникальный технологический продукт на технологии NFT. То есть это необязательно будет акционерная стоимость, но люди смогут поучаствовать в создании социальной стоимости клуба, – сказал Соловьев.

Источник: Интерфакс
Популярные комментарии
Mazzari
Ну хоть новые слова узнал из этого интервью
argentina10
еще бы делали сноску, что они значат..
Ответ на комментарий Mazzari
Ну хоть новые слова узнал из этого интервью
Benya FinitAss
вроде как Дортмунд , глядя на Баварию и сами теперь не рады , что вышли на биржу . продать в собственность Динамо сейчас это конечно утопия , но стремиться постоянно сделать его больше КЛУБОМ - было бы неплохо . кажется руководство это понимает .
Еще 21 комментарий

Еще по теме

24 комментария Написать комментарий