11 мин.

Брюггские кружева. Разбор первого соперника «Зенита» в ЛЧ 2020/21. Часть 1

Чуть больше двух суток остаётся до дебюта сине-бело-голубых в Лиге чемпионов розыгрыша 2020-2021 г.г. Следовательно, настала пора познакомиться ближе с оппонентом петербуржцев на старте группового этапа ЛЧ в текущем сезоне. Итак, Вашему вниманию представляется анализ действующего победителя бельгийского высшего футбольного дивизиона.

Пути команды с берегов Невы и брюггенцев по большому счёту пересекаются лишь в четвёртый раз за всю историю обоих клубов. Впервые это произошло в сентябре-1987, когда «Зенит» в рамках 1/32-ой Кубка УЕФА уступил чёрно-синим по сумме двух встреч (сначала – домашняя победа сине-бело-голубых со счётом 2:0, а затем – выездное поражение 0:5). Далее – пару раз, уже в российский период, петербуржцы сражались с бельгийцами в товарищеских матчах зимнего межсезонья 2003 года (проигрыш 2-5) и шесть лет назад, в июле, на родной земле (ничья 1:1). Пожалуй, самое время для невской дружины подправить не лучшую статистику матчей с «Брюгге».

Однако сделать это будет очень непросто. Ведь недаром чёрно-синие – вторая по титулам команда Бельгии после «Андерлехта». Шестнадцать внутренних чемпионств, одиннадцать побед в Кубке страны, пятнадцать выигранных поединков бельгийского Суперкубка говорят сами за себя. Есть у брюггенцев успехи и на международной арене: выходы в финалы Кубка УЕФА-1975/76 и лигочемпионского предвестника (К.Е.Ч., 1978 г.) – согласитесь, неплохие результаты. Но и ныне чёрно-синие весьма хороши: три победы в высшем дивизионе страны за последние пять лет – достижение значительное.

В возвращении клуба на победные рельсы активно поучаствовал возглавлявший «Брюгге» с 09.06.2017 по 23.05.2019 хорватский тренер Иван Леко. Увы, но не самые удачные выступления его экс-подопечных в позапрошлом сезоне стоили Ивану увольнения. Сменил же хорвата у руля чёрно-синих Филипп Клеман, как раз обошедший с «Генком» Леко и компанию в чемпионате страны 2018/19. Свои внутрикомандные реформы Ф. Клеман начал с перестройки состава и схемы. Филипп преобразил привычный «старт» новых подопечных более чем наполовину. Наибольшие метаморфозы коснулись оборонительной линии, флангов и нападения. По сути, неизменным осталось лишь «ядро» брюггенцев в центре поля – треугольник из хавбеков Матса Ритса, Ханса Ванакена и Руда Вормера. Кроме того, Клеман решил осуществить постепенный переход от любимой Иваном Леко системы «3-5-2» к более классической для Бенилюкса расстановке «4-3-3». Размеренность такого шага выразилась в том, что ещё в прошлом сезоне Филипп Клеман примерно в равных долях использовал обе схемы, а уже с этого лета почти беспрестанно выбирал только модель с четырьмя дефами и атакующим трио.

Данные преобразования, естественно, сопровождались и трансферной деятельностью клуба. К сожалению, в нынешние, по, очевидно, понятным причинам, тяжёлые времена бельгийский чемпион был вынужден преимущественно работать над оптимизацией ростера. Потому возник такой диссонанс между числами пополнения коллектива и его расставаний с игроками:

Реклама 18+

Тем не менее, как часто и бывает: нет худа без добра. Такая кадровая политика руководства чёрно-синих позволила им сохранить костяк вполне сыгранной и боеспособной дружины. К тому же приправленной юными талантами из местной академии. Всё это обеспечивает Ф. Клемана ресурсами, необходимыми для построения команды под большие задачи. Естественно, что решить их можно прежде всего благодаря качественному футболу с креном в атаку. С ней, как показывает текущий сезон, у «Брюгге» дела обстоят неплохо.

Но несмотря на множество разнообразных идей Филиппа Клемана насчёт того, как взламывать оборону противников, его подопечные чаще прочего пользуются дальними ударами. Примерно в половине таких случаев чёрно-синим удаётся попасть в створ ворот визави. Однако забить гол подобным образом в последнее время у брюггенцев не получалось. Чуть больше 50% рассматриваемого типа наступлений приходится на позиционные атаки подшефных Ф. Клемана. Двукратно реже бельгийцы бьют с дистанции в процессе контрвыпадов, а ещё менее часто – после подборов мяча при «стандартах» и вслед за ошибками защищающихся оппонентов. Притом во время быстрых набегов чёрно-синие непременно точны, пробивая издали, а в аналогичных ситуациях при позиционках оказываются меткими только в трети случаев. При прочих эпизодах использования «выстрелов» с дистанции у «Брюгге» попаданий в «рамку» не наблюдается вовсе.

Несколько больше других рассматриваемый атакующий приём берёт на вооружение Эммануэль Деннис, а следом за ним – Матс Ритс и Эдуард Соболь. В единичных случаях пальнуть издали решаются Шарль Де Кетеларе, Крепен Диатта, Михаэл Крменчик, Юссуф Баджи. Двое последних для названных целей предпочитают контрнаступления, а Шарль с Крепеном – медленные атаки. Э. Деннис немного чаще бьёт с дистанции при позиционках, нежели чем в процессе их антагонистов. Соболь и Ритс тоже могут пробить из-за штрафной во время неспешных наступлений. Но украинец также иногда использует для такого приёма отскакивающий к нему мяч при корнерах, а Матс – результат оплошностей оборонцев соперника. При этом Ритс и Диатта – единственные, кто обычно наносят рассматриваемые удары в дальние углы ворот противника, а остальные, как правило, метят в ближние «шестёрки» и «девятки». Более наглядно вся данная информация о применении подопечными Филиппа Клемана «выстрелов» с дистанции при собственных наступлениях отображена в следующих рисунках:

Расшифровка условных обозначений: 1) квадраты указывают на участки газона, из которых бельгийцами совершались дальние удары (первая картинка), и отношение их к створу ворот визави чёрно-синих или областям возле «рамки» (второй рисунок); 2) цвет фигур свидетельствует о видах ситуаций, когда производились данные «выстрелы»: голубой – в позиционном нападении, красный – во время «контр», чёрный – вслед за оплошностью защиты оппонента; 3) числа внутри четырёхугольников соответствуют игровым номерам представителей «Брюгге», бивших по чужим владениям с дистанции: 9 – Крменчик, 11 – Крепен Диатта, 26 – Матс Ритс, 27 – Ю. Баджи, 42 – Эммануэль Деннис, 90 – Де Кетеларе; 4) серая окантовка квадратов означает попадание в створ. Ссылка на видео про дальние «выстрелы» чёрно-синих: https://yadi.sk/i/B6Nux7kE1mm7nA Среди гораздо более сложно организованных форм ведения атакующей деятельности у подшефных Ф. Клемана лидируют фланговые затяжные наступления. Количественно они незначительно уступают дальним ударам, но качественно колоссально превосходят их, являясь одним из самых эффективных орудий бельгийского чемпиона. Любопытно, что численно и по результативности данный вид атак равномерно распределён по обоим их краям. Однако чуть более уверенно чёрно-синие себя чувствуют в позиционках по своей левой бровке. В их организации обычно принимают участие Эдуард Соболь, Шарль Де Кетеларе и Юссуф Баджи. Все трое в таких моментах могут делать кроссы из-за пределов штрафной площадки на дальнюю штангу. Кроме того, здесь Эдуард и Шарль порой применяют прострелы. Только Соболь – в центр штрафной, без предварительного входа в оную, а Де Кетеларе – к ближней «стойке», из названной площади. На последние описанные передачи Эдуарда и Шарля, как правило, откликаются соответственно Давид Окереке да Руд Вормер. Оба при этом стремятся в касание пробить по дальней «шесть», оказываясь тут весьма точными. Только форвард тогда не отличается голом, а хавбек – наоборот. В аналогичную часть вражеской «рамки» целит и Михаэл Крменчик, который чаще эффективно замыкает вышеобозначенные пасы в районе возле дальней штанги. Помимо чеха указанные ранее кроссы там может трансформировать в удары мимо ближней «шестёрки» или противоположного угла «рамки» Диатта.

Реклама 18+

Что же до созидания правосторонних (относительно брюггенцев) неспешных наступлений, то здесь ведущая роль отводится действиям Вормера, Крепена Диатта и Клинтона Маты. Последние двое тогда применяют исключительно передачи низом. Причём Крепен – в «сердцевину» штрафной (из её пределов или наоборот), а К. Мата – к ближайшим отделам передней границы названной площади или расположенной неподалёку «стойке» (всё это – после попадания в саму штрафную). Руд же в таких эпизодах, как правило, осуществляет подачи в срединные участки уже упомянутой площадки, как и Клинтон – с предварительным входом в неё. Адресатом указанного типа паса Вормера в данных ситуациях является Ханс Ванакен, головой отправляющий мяч в сетку чужих ворот через дальнюю «шестёрку». Описанные ранее передачи Диатта в центр штрафной обычно следуют на Крменчика, который тут в основном мажет по ближним углам «рамки» визави. Наконец, вышеобозначенные прострелы К. Маты преобразуют в удары Руд Вормер и Шарль Де Кетеларе. Первый метит высоко в центр ворот (на добивании при этом готовится результативно сыграть Михаэл Крменчик), а второй – неточно бьёт в ближнюю «девятку».

Адрес ролика о затяжных атаках бельгийцев по бровкам: https://yadi.sk/i/XmMe6XAckfmfkw Несколько менее частыми и эффективными по сравнению с фланговыми позиционками у подшефных Филиппа Клемана выступают контрвыпады через середину. Более трети из таковых (полностью проведённых) заканчиваются голами бельгийцев. Начинается всё обычно с перехватов мяча Одилоном Куссуну на своей половине поля либо Ритсом, Юссуфом Баджи и Крменчиком – на вражеской. Далее те же парни (за исключением Юссуфа и с добавлением Крепена Диатта) отдают пасы на ход партнёрам (голевая получается только у чеха) или переадресуют мяч кому-то из пары Федерико Рикка – Ванакен. Уругваец тогда делает длинный заброс, а Ханс – передачу вразрез, но оба тем самым позволяют одноклубникам (соответственно Диатта и Михаэлу Крменчику) отличиться «выстрелами» в ближайшую «шесть». Ванакен в рассматриваемых моментах также может закинуть «черпачок» на Крепена, но здесь уже сенегальцу, бьющему всё в тот же нижний угол ворот, записать на свой счёт гол не удаётся. Указанные несколько раньше пасы на ход в данных ситуациях предназначаются Вормеру, Де Кетеларе, Крменчику и Диатта. Все они тогда наносят удары в ближнюю «шестёрку». Руд и Шарль – точно и безрезультатно, а Михаэл с Крепеном не попадают даже в створ. Однако сенегалец тут иногда пробует бить в противоположный нижний угол «рамки», что обеспечивает изменение счёта на табло.

Реклама 18+

Двукратно реже быстрых атак по центру чёрно-синие угрожают своим противникам при помощи корнеров. Тем не менее, это очень эффективный для «Брюгге» приём. Если его футболистам удаётся нанести удар (как правило, лишь во время каждого шестого углового) при таком «стандарте», то в 3 из 4 случаев будет гол. Наиболее опасны в этом плане подачи Вормера и Схрейверса в центр штрафной – на точки около середины передней границы вратарской. Адресатами Руда тогда служат Ханс Ванакен или Симон Дели (наносящие удары головой в дальнюю и ближнюю «шесть»), а Сибе пасует на Эдера Баланту (с левой поражающего ближайшую «девять»). Все данные эпизоды с высокой долей вероятности приведут к забитому командой Ф. Клемана мячу. Невыгодно отличаются здесь попытки розыгрыша Диатта с Вормером и последующей подачей на Куссуну, «со второго этажа» промахивающегося по дальнему верхнему углу «рамки». В целом же все перечисленные с партнёрами при рассматриваемом стандартном положении определённым образом располагаются по отношению к штрафной площадке оппонента: 5-7 бельгийцев в её пределах и 1-3 – за ней. Подробнее об этом, а также о дальнейших перемещениях чёрно-синих повествуется в таблице ниже:

Помимо создаваемых собственными силами атак, подопечные Филиппа Клемана довольно умело пользуются и ошибками визави. Причём подобные ситуации возникают примерно с той же частотой, что и опасные моменты бельгийцев после их угловых. Но реализация эпизодов с оплошностями обороны соперника у чёрно-синих на четверть меньше. Тщательное описание рассматриваемых моментов приводится далее:

Реклама 18+

Путь к клипу про быстрые атаки коллектива Ф. Клемана через середину, подачи корнеров чёрно-синими, «привозы» их визави: https://yadi.sk/i/3inA1aEEUNbg6Q

На этом я предлагаю вам ненадолго остановиться в изучении игры чемпиона Бельгии. Но только лишь для того, чтобы уже завтра, с новыми силами, продолжить это нелёгкое занятие…