5 мин.

АК-47. Новая модификация

Андрей Кириленко делал российский баскетбол лучше только одним способом – он был собой. Никита Загдай – о новом президенте РФБ.

Андрей Кириленко лучший российский баскетболист современности. Об этом так часто говорят, что смысл уже теряется. С первого матча на взрослом уровне и до последнего Кириленко находился в статусе главного баскетболиста страны. Когда ему было 16, его называли большой надеждой. Когда сборная готовилась к большому турниру, он вновь становился главной надеждой.

На прошлой неделе Андрей Кириленко стал гостем программы «мастера спорта» на радио Маяк. За час эфира он дважды обиделся, когда его назвали будущим «спортивным чиновником». Делал акцент на том, что это созидательная история. Где нужно развивать и направлять, а не сидеть в кожаном кресле и делать важный вид. Много говорил про массовый спорт. И переживал, что все 4 домашних (пусть и товарищеских) матча сборной этого сезона прошли при закрытых дверях. И главная мысль была такая: покажешь детям баскетбол в правильном свете – они всю жизнь будут с тобой.

Главный момент в спортивной жизни Андрея Кириленко не блок-шот Джордану, не победа на Евробаскете-2007. По его собственным словам – это открытие Олимпиады в Пекине. Кириленко возглавлял российскую делегацию, нес флаг и добавлял баскетболу авторитета. Именно этот момент он сам и называет своим главным спортивным достижением.

За свою многолетнюю карьеру в НБА Андрей застал 3 эпохи. При всем обилии звезд НБА – это эпоха Джордана. Находится с ним на площадке уже достижение. Эпоха Кобе и Шака (именно в дуэте). И заканчивал с баскетболом в эру Леброна Джеймса. По версии Андрея Кириленко – это главные ориентиры своих поколений. Те люди, о которых можно будет рассказывать в старости.

Но для российского баскетбола Андрей Кириленко – это эпоха. По моему убеждению, он абсолютно лучший из тех, кто умеет играть без мяча. Отлично помню, что происходило, если сборная пыталась играть по принципу «отдай мяч Кириленко и не мешай». Это было, признаюсь, ужасно. Он палил из всех орудий в сторону кольца, лез в проходы против троих и медленно осознавал, что лидерство – это не 30 бросков за игру. По чуть-чуть он учился доверять своим партнерам, и делать их лучше. Он не из тех, кто ведет за собой команду в кабак или баню. Кто пытается делать тимбилдинг по учебнику или по просьбе.

Просто, когда лучший игрок команды приезжает в сборную в идеальной форме, не филонит на тренировках и в каждом эпизоде старается выкладываться полностью – все остальные стараются быть к нему ближе. Самое важное для понимания – Андрей Кириленко делал российский баскетбол лучше только одним способом. Он был собой!

Он показывал своим примером, как вести себя перед игрой и после тренировки. Даже общение с журналистами стало более открытым не без помощи Кириленко.

Виктор Хряпа, Сергей Моня и даже Ярослав Королев получили свой шанс в НБА (но по-разному им распорядились) отчасти из-за того, что в скаутских отчетах значилось – игровой прототип: Андрей Кириленко.

Кириленко был настолько хорош, что ему прощалось все. Публичная эпатажность Маши Лопатовой никого не смущала, потому что это часть уже Андрея Кириленко. Того самого, который делает наш баскетбол лучше.

У него не было броска. Разумеется, в классическом понимании. Но это не мешало ему стать невероятным игроком. Несколько лет назад, когда Кириленко был самым дорогим игроком «Юты», я спросил его – у тебя не осталось обиды на тех врачей, которые не правильно определили юношеский перелом и фактически испортили бросковую руку? Все же помнят эту историю, как Кириленко сломал бросок? Упав в детском лагере с тачки сломав при этом руку со смещением. Так вот, Андрей ответил так: слушай, я играю в НБА, я участник матча звезд и лидер команды – как я могу держать на кого-то обиду? Может, без перелома я был бы ограниченным шутером и играл бы в любительской лиге всю жизнь. А так, вынужден был искать себя в разнообразии.

Кириленко тот, кто всегда позитивен. Он во всем ищет хорошее и находит его.

Именно поэтому, в единственном открытом скандале с тренером (а конфликт с Джерри Слоуном стал публичным как раз по инициативе самого Андрея и его блога на sports) он получил поддержку болельщиков.

Поэтому его скомканное завершение карьеры в НБА не стало трагедией и позором. Он слишком многое сделал для каждого из нас, чтобы маленькие тучки в его резюме становились фатальными для репутации.

Мы все знаем, что Кириленко игроман со стажем. Подобное тату игрового персонажа на всю спину испортило бы имидж любого другого. Но Кириленко особенный. Он не только заслужил делать все что захочет. Он заслужил это делать публично.

Андрей Кириленко умеет управлять своими и чужими деньгами. Фонд Кириленко Детям и проект Школа 2.0 – крайне добрые и успешные истории. Кому-то казалось, что там он был витриной. Той самой звездой, которая проведет мастер-класс и улыбнется с плаката. Но так не скажут те, кто видел эти мероприятия.

Понимание того, что Кириленко способен быть объединяющим фактором за пределами одной лишь своей команды окончательно пришло по дороге в Мадрид 2015. Огромный боинг, 150 пассажиров и команда в отдельном салоне бизнес класса. На борту работники офиса, группа поддержки, журналисты, родственники и даже простые болельщики. Андрей Кириленко – единственный из команды, кто гулял по самолету не от скуки. А вполне ответственно прошел по салону самолета и нашел несколько слов для каждого пассажира. Кому-то просто сказал «привет», другого поблагодарил за поддержку, третьему расписался на футболке. Уделил внимание каждому и дал понять: мы вместе.

ЦСКА проиграл Евролигу. Но тогда была уверенность, что Кириленко пойдет на еще один круг за европейской короной. По дороге в Москву все были хмурыми. У всех баскетболистов было желание спрятаться и не видеть никого вокруг. Настроение ниже плинтуса. Но Кириленко выключил свое личное разочарование – вновь нашел слова для каждого, кто летел тем чартером.

Сегодня, когда он с трибуны, не без волнения, говорил: «Моя команда это вы все» – в это хотелось верить.

Впрочем, российский баскетбол, это не только вопрос доверия.

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов; REUTERS/Kai Pfaffenbach, Steve Wilson; Global Look Press/Dmitry Golubovich/Russian Look