6 мин.

Александр Чернов: «Зубков мог в день по 7-8 часов тренироваться»

В матче с ЦСКА Андрей Зубков доказал свою состоятельность. Один из его бывших тренеров Александр Чернов, который после ухода из «Локомотива» находится в статусе безработного, рассказал о будущих ключевых игроках сборной России, спорных методах своей работы и баскетболистах-биороботах.

- Чем вы сейчас занимаетесь?

– Да практически ничем. Недавно ездил с «КЭС-Баскет» по городам России, читал лекции для школьных тренеров. Поправлял здоровье еще. Стараюсь смотреть много баскетбола, времени хватает.

- Какой уровень у школьных тренеров?

– Ну, «КЭС-Баскет» это же любительская организация, она даже к РФБ не имеет никакого отношения. Мы показывали самые азы: дриблинг, работа с мячом. Об уровне тренеров мне судить сложно, я же больше показывал. Но есть и города, где ребята хорошо подготовленные, есть те, где дети, мягко говоря, не все выполняют. По этому, наверно, можно говорить об учителях.

- Руководители российского баскетбола говорят, что проблемы вида спорта у нас в отсутствии детских тренеров. Поездка как-то сформировала ваше мнение на этот счет?

– Где-то я могу с этим согласиться, но еще раз подчеркну – были города, где с детьми было очень приятно работать, хотя это обычные общеобразовательные школы. Например, Пермь, Уфа. Другие города… Думаю, проблема и в том, что наше государство не очень поощряет детских тренеров. Не каждый человек, даже имея образование, пойдет, работать за 8 тысяч рублей. Думаю, что финансовое положение очень влияет на людей, хотя хорошие тренеры есть.

- Была ли у вас возможность продолжить профессиональную карьеру летом?

– Когда мы вернулись с юниорской сборной из поездки в США в августе, было уже довольно сложно найти какую-то работу. Надеюсь, в ближайшее время что-то изменится.

- Почему у вас не получилось продолжить сотрудничество с «Локомотивом»?

– Я не могу точно сказать, но летом мне просто сообщили, что контракт со мной не продлевают, а на мое место берут серба. Я отношусь к этому спокойно и философски – такая тренерская работа. Значит, чем-то не удовлетворил руководство.

- Вам самому было бы интересно еще работать на этом уровне?

– С молодежью?  Я думаю, что да. У нас были хорошие результаты. Колюшкин, Григорьев, Зубков, Колобков – все эти люди сейчас играют в Единой Лиге ВТБ. Это показатель. Давать парню, у которого горят глаза, какие-то навыки, знания – это одно из самых больших удовольствий для тренера, это очень интересно.

- Почему сейчас Григорьеву удалось завоевать место в ротации «Локо», в отличие от Колюшкина?

– Они разноплановые игроки. Григорьев – разыгрывающий, неглупый мальчик, мыслящий игрок. Колюшкин – игрок периметра, «вторая-третья» позиция, с броском, с прыжком. Ушел Калатес, а Кальниетис, по моему мнению, допускает большое количество ошибок, поэтому Пашутину больше нужен «первый» номер – Григорьев. У Колюшкина отличная стартовая скорость, размер, мне кажется, ему просто нужна масса. Когда он прибавит в весе, во всех смыслах этого слова, он станет чаще появляться на площадке.

- Андрей Зубков чуть более чем за год игры во взрослый баскетбол превратился в солидного кандидата в национальную сборную. Вас это удивило?

– Нет, совсем не удивило, я даже думал, что его уже в Словению возьмут. Андрей очень целеустремленный парень, он мог в день по 7-8 часов тренироваться. Утром у нас были индивидуальные тренировки со мной, потом 2 часа в тренажерном зале, вечером командная тренировка, плюс самостоятельная работа до и после тренировок. Я думаю, что если он будет продолжать работать сам и с тренером по индивидуальной подготовке, он станет одним из ведущих игроков в стране.

- Кто еще из бывших ваших игроков может претендовать на эту роль?

– Из юниорской сборной можно назвать несколько имен. Миша Кулагин… Хотя я недавно видел его здесь в Новосибирске, они приезжали играть на Кубок. И мне Миша очень не понравился. У него была травма недавно, может, поэтому. Но у него что-то не получилось сначала, там ошибся, здесь ошибся. И сник, глаза не горели.

Слежу за Сердаром Аннаевым. Он молодец. Думаю, он будет отличным «первым» номером, если не перестанет работать. Ему не хватает «физики», но он это компенсирует за счет скорости и дриблинга.

И еще смотрю, что сейчас очень прогрессирует Станислав Ильницкий. Он у меня всегда в сборной выходил в старте. Но я вижу, что он очень прибавил по сравнению со сборной, я очень рад видеть, как сильно он прибавляет.

- Людям в России вы известны, в основном, по полуфиналу юниорского чемпионата Европы в 12-м году. Тогда вы вели 19 очков в третьей четверти против хорватов, но проиграли. Еще помните детали той игры?

– Да конечно помню, как забыть. Пока у нас получалось сдерживать быстрый отрыв хорватов, все получалось. Мы были сконцентрированы в защите, и игра шла. Потом чуть дали слабину, и хорватские снайперы почувствовали, что могу вернуться. Но мы и в концовке же могли выиграть, хотя хорваты с Шаричем были очень сильны. Две потери – и все. Думаю, что мы сами испугались того, что можем выиграть.

- В этом есть ваша вина?

– Конечно, я же тренер, это и моя вина, безусловно.

- Для тех, кто видел эту игру, вы ассоциируетесь с очень жестким подходом к игрокам.

– Я понимаю, о чем вы, я много отзывов читал об этом. Наверно, это неправильно, и мне кажется, мне удалось это исключить из своей работы. Повышение голоса на игрока вряд ли может быть правильным методом. Здесь больше свои эмоции, с которыми надо справляться. Другое дело, что я по-прежнему остаюсь жестким сторонником дисциплины в команде. Мне кажется, это один из основных принципов работы тренера.

- Тем не менее, очень многие молодые российские баскетболисты выделяются полным отсутствием желания чему-либо научиться.

– Это так, но обобщать не стоит. Я работал с игроками, которых можно назвать искусственными, биороботами. Он пришел на игру или тренировку без эмоций и так же ушел. Выиграл – хорошо, проиграл – тоже хорошо. Но ребята, с которыми я выигрывал молодежный чемпионат ПБЛ в «Локо» и выходил в полуфинал чемпионата Европы в сборной, другие, они настоящие бойцы.

Когда мы проиграли хорватам, они плакали в раздевалке. Это, я вам скажу, очень дорогого стоит.

- Как сделать так, чтобы игроки в молодежных составах клубов Единой лиге ВТБ активнее прогрессировали?

– Я понимаю большие клубы: если мальчик талантливый, то им нет смысла отдавать его в другую команду. Может быть, стоит сделать больше игр в молодежном чемпионате, какие-то турниры сделать, но что-то надо менять. Я проработал в «Локомотиве» 4 года и все это время видел в этих 10 командах практически одни и те же лица. Я не знаю, кому это надо.

- Был игрок, который вас удивил своим прогрессом?

– Я не хочу хвастаться, но практически всегда можно сказать о потенциальном уровне игрока, когда он играет по детям или юниорам. Здесь все же выскочки случаются реже, чем, например, в футболе.

- А свой тренерский уровень можете оценить?

– Здесь сложнее. Но молодежный чемпионат я уже выигрывал. Думаю, что и в Суперлиге смогу спокойно работать, опыта у меня достаточно. Здесь уровень, конечно, ниже, чем в Лиге ВТБ, но бывает и очень интересно, тем более, что здесь несколько равных команд.