5 мин.

Немецкий для начинающих

Юношеские чемпионаты Европы по футболу чаще всего вызывают восторг – много ярких игроков, много красивых голов, много впечатлений. Однако Антон Матвеев в блоге Smells Like Teen Spirit посмотрел на финал турнира совсем с другой стороны и обнаружил в игре Германии и Голландии больше негатива, чем позитива. Хотя светлые пятна тоже удалось увидеть.

Оранжевый деструктивизм

Голландия – это, простите, конечно, полная ску-ко-тень. Полнейшая. Не знаю, как вас, но вот меня «оранжевые» в финале откровенно разочаровали. Спору нет, игроков талантливых в команде как всегда хватает. Тот же Айсоуфи, пожалуй, поселился в моем мозгу надолго. Именно потому вдвойне обидно, что в целом Голландия показала не яркий, оранжевый футбол, которого ждали, а ограниченный и серый, на который было неприятно смотреть.

Конечно, порой Кастаньос и Ко напоминали Хунтелара и Ко, но то было лишь следствие индивидуального мастерства футболистов. В нем-то никто и не сомневался. Но даже большого, действительного большого таланта недостаточно, когда командной игры и организации нет и в помине. Чем занимался Альберт Стейвенберг на турнире – непонятно абсолютно. Видимо, изучал церковь святой Катерины и другие красоты Магдебурга. Потому что его подчиненные в подавляющем большинстве эпизодов просто не знали, что делать. Из-за чего длинные посылки без обратного адреса стали фирменным знаком голландцев в этом матче. Ну а если все-таки дальней и неточной передачи не следовало, то оставалось лишь брать игру на себя. Так и только так были созданы моменты «оранжевых» в матче. Грустная картина.

Немецкий транжиризм

Сборная Германии в финале наглядно показала, как можно раз за разом превращать хорошие моменты в потерю собственных нервных клеток. Команда Пеццаюоли должна была решать исход встречи еще в первом тайме. Или, в крайнем случае, во втором. Но уж никак не в дополнительное время. Особенно удивительно, что подобное транжирство мы увидели в исполнении немцев – самых прагматичных людей на планете. Они, во-первых, цену голевым моментам знают отлично, а, во-вторых, отправлять мяч исключительно в углы ворот умеют с детских лет. Однако в финале вся снайперская выучка немцев куда-то испарилась – в смысле качества ударов хозяева провели матч слабо. Очень слабо.

Удручил и еще один элемент игры сборной Германии – хитрость. Вернее, полное ее отсутствие. Бесспорно, четкое выполнение плана на игру – это прекрасно. Особенно в таком юном возрасте. Но и творческое начало в игроках современных хоть иногда просыпаться обязано. В немцах же оно, похоже, обречено на вечный сон. И во многом еще и поэтому они с таким упорством не реализовывали моменты – ни раз и ни два в эпизодах с прострелами или кроссами форвард в момент открывания мог сыграть похитрее, обмануть защитника – но каждый раз играл, на первый взгляд, правильно. То есть, по науке, как в футбольных школах учат. Однако, по большому счету, никто из немецкой группы атаки ни разу за матч не отступился от нормы, не привнес изюминку и нестандартность, которая и могла привести к долгожданному голу. То же относится и к полузащитникам сборной Германии, совершавшим однотипные передачи. Порой складывалось ощущение, будто на дворе где-нибудь 2050-й год – и в футбол играют роботы. Роботы более чем качественные, роботы самого нового поколения, но, тем не менее, роботы. Грустная картина.

Бухтманн – продолжатель Бексизма

Почти любое направление того или иного искусства известно отнюдь не одним его представителем. Разве Боттичелли – единственный мастер Эпохи Возрождения? Или никто, кроме Достоевского, не писал в 19 веке замечательные романы? Правильно, в обоих случаях ответ отрицательный. Вот и в бексизме есть не один творец – да, направление это создал Дэвид Бекхэм. Но ведь у него есть и последователи. Например, Джермейн Пеннант – ухудшенная копия. Зато 17-летний Кристофер Бухтманн – возможно, не менее талантлив, чем Бекс. В любом случае, уже сейчас можно сказать, что немец удивительно похож на англичанина.

Тот же скрытый в голове радар, те же самонаводящиеся кроссы, те же функции на поле – да тот же цвет волос, в конце концов. Как и Бекхэм, Бухтманн – игрок однозначно талантливый, но очень даже неоднозначный. С одной стороны, точность его навесов просто поражает – чуть ли не каждый первый стандарт немец преобразовывал в опасный момент. Плюс с бойцовскими качествами и смелостью у парня тоже полный порядок. Игру на себя он брать не боялся – пусть получалось и не всегда. Другое дело, что, видимо, выступления в Англии (а конкретнее – в «Ливерпуле») сузили и ограничили его ментальные способности, его вариативность на поле. Как только ситуация требовала какой-то нестандартности – Бухтманн пасовал. Впрочем, свое дело парнишка знает отлично. И если футбол будет для него всегда на первом месте, быть может, когда-нибудь наши дети и внуки будут зачитываться учебниками по бухтманнизму.

P.S. Так или иначе, сказать, что финал не удался – было бы неверным. Потому что все-таки главная цель подобных чемпионатов – увидеть в деле юных звезд европейского футбола. А их мы действительно увидели. В том числе в финале. Бухтманн, Тринкс, Гетце, Айсоуфи, Рашид, Кастаньос – все эти ребята вполне способны не сходить с первых полос спортивных СМИ еще лет 20. Тем не менее, блог SLTS официально заявляет: финал нынешнего чемпионата Европы U-17 получился низким по уровню. По уровню командной игры. Впрочем, на самом деле это не особенно и важно – главное, чтобы как можно больше из парней, принимавших участие в турнире, со временем создали свое направление в футбольном искусстве.

Скажем, «тринксизм» – умение отправить мяч со штрафного точно в девятку ворот соперника. Основатель направления – немец Флориан Тринкс.