6 мин.

«Саутгемптон». Клуб, не сбавляющий оборотов

Защитник сборной Англии U-21 Мэтт Таргетт – символ прорыва в скаутском ремесле, который так восхитил всех на «Сент-Мэрис» и в премьер-лиге.

2

Лес Рид, Исполнительный Директор «Саутгемптона», редко щедр на похвалу, но сейчас он рад сделать исключение. «Мэтт Таргетт прошел путь от стартового спортивного лагеря до вершины Эвереста. Он превосходная иллюстрация пути нашего клуба».

История молодого защитника  – из тех, что распаляет мечты любого английского мальчишки. Он был зачислен в секцию футбола в Шербурской начальной школе в городе Истли [прим. пригород Саутгемптона], которая находилась под управлением Saints Foundation [прим. фонд, который был основан «Саутгемптоном», занимается благотворительностью, создает рабочие места для молодежи и взрослых]. Затем, когда его способности заметили, парня порекомендовали отправить в один из 25 центров развития, созданных клубом.

Уже оттуда в восьмилетнем возрасте Мэтт попал непосредственно в академию «святых» и, пройдя сквозь каждую возрастную группу, он обнаружил себя в составе основной команды в прошлом сезоне. Всего юный левый защитник отыграл 12 матчей у Рональда Кумана и был частью сборной Гарета Саутгейта на ЧЕ U-21.

Всем нравится история его роста и прогресса, и как можно их в этом винить? Клуб гордится своими рекордами в выращивании и развитии игроков, и когда об этом заходит речь, Лес Рид может назвать целую россыпь имен, от Алана Ширера до Тео Уолкотта, от Гарета Бэйла до Алекса Окслейд-Чемберлена; от Калума Чемберса и Люка Шоу до имеющихся в составе на текущий момент Джеймса Уорд-Прауса, Харрисона Рида и Таргетта.

Лес Рид выделяет, что каждый из них сохранил сильную связь с клубом. «Гарет оставляет сильнейшее впечатление, ведь он подтверждает собой все наши труды. Он был здесь с восьми лет, пробил себе путь наверх и оказался самым дорогим футболистом мира в «Реале». Но в действительности он никогда не отдалялся от южного побережья Англии.

Ты всегда можешь выйти с ним на связь и попросить записать текст для нашего обучающего видео для академии. И в этом совершенно нет никаких проблем. То же самое и с Оксом, и с Тео. Кэлум до сих приезжает посмотреть, как играют его приятели за команду U-21».

С Мэттом Таргеттом, однако, все немного по-другому, он символ прорыва в скаутском ремесле, который так восхитил всех на «Сент-Мэрис» и в премьер-лиге. Его заметил не лондонский скаут в парке, или в воскресенье на футбольной поляне, а тренер из Saints Foundation, который работал в школе.

Джейк Флэнаган, полузащитник, который уже мелькал неподалеку от основы «святых», был в том же году в Шербурской начальной школе, что и Таргетт, и тоже попал во внимание клуба. Грэг Бейкер, глава Saints Foundation, утверждает, что за последние годы они порекомендовали клубным центрам развития 12 мальчиков именно благодаря школьной программе.

Этот фонд посылает тренеров в 41 школу региона и проводит футбольные курсы по праздникам. Бейкер осознает, что это в основном благотворительность, которая иногда становится чем-то бóльшим. За это нужно сказать спасибо деньгам, полученным от премьер-лиги: фонд получает примерно дотацию в размере £75,000 каждый год. Эта сумма – основная часть поступлений фонда, которая помогает ему развивать программы, нацеленные на работу с детьми, людьми с ограниченными возможностями и уязвимыми группами взрослых, таких как люди с зависимостями и психическими проблемами.

Бейкер рассуждает о том, как сила эмблемы «Саутгемптона», не говоря уже о постоянных визитах игроках и персонала клуба, а также доступ к оборудованию на «Сент-Мэрис», может привлечь к клубу и футболу даже тех, кто иначе мог бы просто пройти мимо.

У фонда есть связи с местным бизнесом и благотворительными организациями, которые могут помочь, выражаясь словами Бейкера, «бросив пригорошню денег «святых». Размах их активности впечатляет, он ранжируется от рыбалки, гольфа, кик-боксинга и стрит-данса до разнообразных инновационных семинаров.

Бейкер утверждает, что фонд создает 24 рабочих места для персонала на полную (или почти полную) занятость, а также для 45 тренеров для обучения. При этом проект финансово независимый, от «Саутгемптона» напрямую не приходит ни пенни. Однако клуб поддерживает эту деятельность рядом других путей, включая размещение персонала прямо на «Сент-Мэрис». Между прочим, фонд заработал £2,700, продав на аукционе мяч с памятного матча «Саутгемптона» с «Сандерлендом», окончившегося со счетом 8:0.

«Щедрая» премьер-лига редко тратится по-крупному на такие дела. Организация собирается зарабатывать более £8 млрд только по новой телевизионной сделке, так что хочется спросить, сколько же еще она может потратить на подобные издержки. По текущему трехлетнему договору на £5.5 млрд премьер-лига распределяет £168 млн на общественные программы и акции. Можно утверждать, что это слишком мало, и многие даже призвали увеличить эту сумму, выделив 5% от всей телевизионной прибыли (а не только от выручки от домашних трансляций), что составило бы около £400 млн.

Клубы же смотрят на ситуацию по-разному. Раньше Бейкер работал в организации Comic Relief [прим. «Разрядка смехом» — английская благотворительная организация, основанная в 1985 году комедийным сценаристом Ричардом Кёртисом для оказания помощи людям, страдающим от голода в Эфиопии. В настоящее время организация оказывает материальную поддержку африканским странам, а также помогает бедствующим людям в Великобритании]. Так что Грэг помнит, как лига платила £1 млн каждый год, что было сопоставимо с пожертвованиями настолько же крупных коммерческих организаций. Однако пока другие находили одобрение, лигу только осуждали. Бейкер: «Мы бы увидели подобные твиты: «Премьер-лига должна была дать больше, £1 млн – это недельная з/п четырех футболистов, это смешно!» Однако если вы посмотрите на сопоставимый по размеру бизнес, к примеру, большой супермаркет, я могу поставить на то, что премьер-лига намного больше средств передает на благотворительность. Лига очень много тратит на добрые дела».

Председатель правления «Саутгемптона» Ральф Крюгер утверждает, что лига не должна смущаться тех денег, которые она зарабатывает: «Если мы обращаем внимание только на свои личные интересы и ни в какой мере или форме не делимся средствами, вот тогда нам надо смущаться и стесняться. Но прямо сейчас премьер-лиге нечего стыдиться. Я могу бросить мяч для гольфа с нашего стадиона и попасть в многопрофильное спортивное учреждение, которое построил наш фонд при школе Святой Марии [прим. Сент-Мэрис, аналогично названию стадиона]. Нужно всего лишь увидеть, что это строительство привнесло в окружение, увидеть этих детей в многоквартирных домах – это не может не вызывать эмоции.

Если мы можем инвестировать в такие долгосрочные проекты капитала или принять человека, который находится на программе реабилитации наркозависимых, дать им поддержку, взять с собой на рыбалку или просто провести с ними время... если жизнь одного человека так сильно меняется благодаря нашему фонду, это ведь прекрасно. Мне удавалось увидеть не так уж много подобных вещей в своей жизни».

Тот факт, что Saints Foundation еще и занимается набором элитных футболистов, кажется побочным и каким-то незначительным, когда речь заходит о трудностях и процессах реабилитации. Однако мало что так воодушевляет футбольное сообщество, как местный мальчик, который растет, чтобы играть за свой родной клуб. Лес Рид долго был твердым сторонником того, что в стартовом составе команды должны выходить шесть воспитанников академии.

Премьер-лига за четыре года вложила £340 млн в план деятельности элитных футболистов, который должен тщательно изучить деятельность клубных академий. Лес Рид является сторонником передовых реформ, главным образом улучшения в системе тренировок и укрепления связей со школами и образованием. Рид отмечает, что лига стала главной движущей силой развития игроков, а ведь раньше эта область всегда была традиционной прерогативой Футбольной Ассоциации.

Однако Рид добавил, что этот план не коснулся «Саутгемптона», потому что у них самих уже был аналогичный. «Существует миф о подготовке юношей в Англии, он рожден на оправдании, что только 0,1% юношей пробивают себе дорогу наверх. Поэтому если академия выпустила одного успешного футболиста, они проделали отличную работу. Нет. Нужно, чтобы было шесть футболистов. Нет смысла возиться с первоклассной академией, если вы будете получать лишь одного футболиста снова и снова. Мы подняли флаг и показали, как можно растить свои таланты. Вы можете взять их с собой в приключение».

David Hytner, The Guardian

123