18 мин.

Налоговая инспекция. Почему Фалькао скоро может уйти из «Монако»

Вот этот господин хороший уже обходится «Монако» в 19 млн евро в год

Радамель Фалькао перевез последние вещи из Мадрида в Монако еще полтора месяца назад, но все равно остается под пристальным вниманием прессы. Разумеется, контракт колумбийца с Doyen Sports произвел большое впечатление на публику, не часто можно увидеть, как одного из лучших игроков мира водят послушным барашком за веревочку из клуба в клуб, попутно принося миллионы евро посторонним господам. Досталось всем: и индейцам за слабый контроль над собственными трансферами, и «Монако» за беспринципность, и Фалькао, мямлившего что-то невнятное про «большие задачи» и «строительство топ-клуба». Но все заработали денег и разошлись по своим делам. Один Фалькао остался под огнем.

Сколько? 29? Миллионов? Лет? Да и не жалко!

Месяц назад Фалькао немножко побыл Бараком Обамой – к ним обоим предъявлялись претензии по поводу обстоятельств их появления на свет. Если Обаму во время предвыборной гонки обвиняли в том, что он банально не может быть президентом США, т.к. родился в Кении, а не на Гавайях, то Фалькао заклеймили «переписанным» футболистом. Дескать, на самом деле Радамелю 29, а не 27 лет, а это совершенно меняет весь расклад в его карьере, не правда ли?

Вкратце история такая: колумбийские журналисты откопали в его школе документы, согласно которым Радамель Фалькао Гарсия родился в 1984 году, а не в 1986 году.

 

Happy birthday: The document claims Falcao was born in 1984, not 1986 – putting the striker at 29

Видите, 10.02.84 в Боготе, а не в 86 в Санта-Марте.

Young gun: The document was uncovered at one of Falcao's old primary schools

На видео видно, что мальчишка очень похож на нынешнего Радамеля. Из документа следует, что 5-летнего Фалькао в 1989 году записали в подготовительный класс. На этот факт, собственно, и напирают. И понеслась – в 2005 чемпионом Южной Америки U-20 Фалькао был в 21 год, на ЧМ в той же возрастной категории в том же году играл тоже без права на то. Мошенничество длиною в жизнь. Папа его, разумеется, все отрицает.

В «Арсенале» и «Барселоне» обычно светят кости (считают кольца:)), а в «Монако» верят на слово, надо полагать. Обычно таким переписыванием занимаются в Африке и немного в Азии. В Лат.Америке такое в редкость.

Ответил Фалькао в точности как Обама – выложил кусочек свидетельства о рождении.

Дескать, вопросов быть больше не должно, но вопросы остались. Прежде всего, кто содержит такую важную бумагу в таком ужасном состоянии? Дональд Трамп (тот самый тролль, который третировал Обаму по поводу его кенийской родины) сказал бы, что это фейк. Это просто кусок, где полный документ, что там такого, что выложена только шапка? Посмотрите на дату рождения – только мне кажется, что там «30 февраля», а не «10 февраля»? Такая «1» больше нигде не фигурирует и, наконец, в левой колонке указано, что документ зарегистрирован в 1990 году. Впрочем, этот кейс пока закрыт.

Но были и хорошие моменты этим летом у Фалькао, точнее ровно два:

Доченька

1. Родилась наконец дочка Доменик. Лорелей перестала быть самым беременным человеком в мире.

2. У Фалькао наконец появилась достойная зарплата. Сообщают, что Радамель получает каждую неделю в кассе в «Монако» 270 000 €.

Собственно, становится понятно, как Мендеш уговаривал колумбийца бросить Месси, Роналду и Хави, забыть о ЛЧ, о еврокубках вообще, о крутых испанских кубках в частности и уехать к тетке в Саратов во Францию. «Радамель, денег у тебя будет больше, чем у Уолтера Уайта и без всякого мета, учти. У тебя же скоро ребенок родится, сам знаешь – у футболистов в такой ситуации сезон, считай, пропадает, голова занята другим. Так год пройдет, а там ЛЧ, кубки, Европа! Только годик надо продержаться!»

Но идиллическое поглаживание миллионов может резко оборваться. Да, да, я все о той истории с поднятием налогов для особо богатых господ. На Трибуне было уже несколько таких постов за последние полтора года, с тех пор ситуация не сильно прояснилась. Все посты на эту тему сводятся в итоге к громким, торжествующим крикам, что из кармана ибрагимовичей и кавань ушлое французское гос-во скоро изымет приличные суммы в свою пользу. На самом деле все гораздо сложнее, возражений на порядок больше, чем утверждений.    

Ну, разве может болельщик канониров ошибаться в плане денег?

Все началось почти сразу после победы вот этого господина на президентских выборах во Франции. Социалист, болельщик «Арсенала» Франсуа Олланд шел к главному креслу под следующими лозунгами: налоги на богатых 75% , иммигрантов не травить, а развивать мульти-пульти-культур-мультур-ализм, браки и гражданские права для ЛГБТ-избирателей, вывод войск из Афганистана и прочее левачество. 

Что-то удалось уже сделать, что-то еще нет, но рейтинг Олланда из-за банального исполнения предвыборных обещаний обвалился очень быстро. И это удивительно – французы протестуют и возмущаются претворению в жизнь вещей, за которые сами и проголосовали, ничего неожиданного Олланд не делает.

Французскому государству чудовищно не хватает денег, экономика в упадке, остается только одно средство, столь любимое левыми всего мира – обобрать богатых, чтобы было чем платить пособия бедным и иммигрантам. По новым правилам доходы свыше 1 млн. евро облагаются подоходным налогом в 75% . Налогом облагается только та сумма, которая выходит за рамки 1 млн. По крайней мере, так задумывалось.

Последний раз сфоткать французский футбол перед смертью

Такая идея никому не понравилась. Особенно это не понравилось президенту LFP Фредерику Тирезу. Он прямо сказал: «Это смерть французского футбола».

«Ничего еще не решено, мы продолжаем это обсуждать», – сказал Тирез. Не вызывает сомнений, что этот налог в нынешней форме убьет футбол во Франции. Увеличение налоговой нагрузки на 30% ни одна компания не сможет выдержать. Еще большая несправедливость в том, что отдельным спортсменам и спортсменкам в гольфе, теннисе и Formula One легко избежать этого налога, равно как и представителям творческих профессий. Единственные, кто действительно будет платить этот налог, это футбольные клубы».

По подсчетам LFP новый налог может стоить французских клубов в общей сложности 80 миллионов евро в год, расчеты Минфина Франции дают цифру в 45 млн. Кроме того, ведомство говорит, что налог будет введен на два года. 

Все просто – индивидуальные спортсмены и артисты могут уехать из Франции в страны с налогами поменьше, футболисты и клубы привязаны к стране.

За полтора года Олланд смог добиться только судебного решения о несправедливости этого налога, но бюрократия все равно найдет путь к карманам граждан – решено взимать налог не с зарплат физических лиц, а с компаний, то есть не Кавани придется высчитывать, сколько он должен теперь гос-ву, а бухгалтерам ПСЖ. Рост корпоративных налогов, а не выколачивание денег из населения, по форме правильно, а по сути издевательство. Компании, безусловно, переложат на зарплаты увеличившиеся отчисления по налогам.

Олланда спрашивали уже, как быть с футболистами? Он ответил в духе, их таких богатеев набирается со всех лиг всего 150 человек – надо делиться. Ну, а по стране таких людей с зарплатой выше 1 млн – 3000 человек. Еще Олланд похвалил ПСЖ, признался в любви к клубу и прошелся по Анчелотти как по яркому персонажу, с которого надо срезать лишний жир: «Мне только что сообщили, что тренер ПСЖ получает по 6 млн евро в год: да разве ПСЖ – команда, которую я очень сильно люблю – добивается таких великолепных результатов, что их тренер должен получать так много?» Карло вовремя уехал в Испанию.

Тренер ПСЖ – самая грустная профессия во Франции

Господин Тирез не только плачет круглые сутки по помирающему французскому футболу, он еще строго следит, чтобы никто не миновал общей могилы. А во Франции есть особый клуб с особым налоговым режимом. Да, в Монако крайне низкие налоги, море, природа, яхты, звезды, что привлекательно не только для Фалькао, но и для патриотки России Елены Гаджиевны Исинбаевой. Собственно газета «Марка» и связала «А» с «Б» – FLP требует от «Монако» жить как все, платить все придуманные налоги и не выпендриваться. 20% налог на зарплаты футболистов в современной Франции выглядит огромным преимуществом клуба, почище русских миллиардов. 50 млн евро – в такую сумму Тирез оценил ежегодное преимущество «Монако» по налогам. А это, считай, бюджет Монпелье.

«Марка» предположила, что Фалькао не захочет платить больше налогов, чем ему обещали, следовательно, «Реал», «Челси», «МС» могут вновь начинать охоту на колумбийца. Понятно, что французская лига не пытается разломать налоговую систему целого княжества, это даже де Голлю не удалось в свое время. Французские Толстых требуют от «Монако» перенести штаб-квартиру во Францию, на налоговую территорию Пятой Республики. «Монако» сопротивляется, говорит, что не первый год замужем – не первый год играет во французской лиге, правила давно прописаны, нечестно и несправедливо их менять. Как решение монегаски предлагают, чтобы французские игроки платили налоги во Франции, а все остальные остались бы под защитой налогов княжества. Обсуждение идет, сам налог вводят с 2014 года, ультиматум лиги гласит, что «Монако» должен «переехать» деньгами во Францию до старта следующего сезона.

Рано, рано открыли шампанское в «Монако»

У монегасков сейчас на контракте в клубе 36 игроков, за это окно они уже купили 18 игроков, из которых с десяток точно брались в основу, страшно даже представить, какую ведомость каждый месяц подписывает г-н Рыболовлев и какой она может стать будущим летом.

«Монако» вызвал уже даже тяжелую артиллерию – сам принц Альберт выступил в защиту особого статуса монегасков, сказал, что будет бороться за право Фалькао, платить меньше налогов. «Они все нам просто завидуют», – слушайте, Рыболовлев и принца тоже взял в клуб на зарплату?

В твиттере «Монако» уже появилось опровержение – «у Фалькао 5-летний контракт, он его исполнит полностью». Про налоги ни слова. Хотя «Марка» напутала и в плане налогов. 

Налоги.

Вопрос налогообложения в футболе гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Информация о зарплате конкретного игрока и цифра налоговой ставки для него, все это в сумме ничего не дает. Взять цифру в 49% подоходного налога во Франции и карандашиком посчитать, сколько платят налогов Кавани и Фалькао, и во сколько в целом они обходятся двум богатейшим клубам пятой республики не получится. Точнее, какую-то цифру можно получить, но она будет далека от реальности.

Все дальнейшие рассуждения и цифры базируются на многостраничном докладе Константина «Эрнст энд Янг» (Ernst & Young) «Налоги и карьерные возможности профессиональных футболистов в 2013 году».

Начнем с нескольких нетривиальных выводов.

1. Страны Западной Европы остаются очень привлекательными для футболистов со всего мира, несмотря на относительно высокие подоходные налоги. E&Y связывает это с прекрасно функционирующей комбинацией карьерных или пенсионных фондов с привлекательным режимом для экспатов, сиречь иностранных футболистов. Налоговый режим сам по себе не имеет значения. Почти во всех странах Западной Европы сейчас, в той или иной форме, существуют карьерные фонды для футболистов. При этом в большинстве случаев такой пенсионный фонд начинает выплаты сразу после окончания активной карьеры игрока. 

Многие западноевропейские страны ввели специальные налоги в связи с экономическим кризисом. Такие фискальные нормы влияют на доходы футболистов или, в случае чистого контракта, на клубы.

2. В Восточной Европе кризисные налоги встречаются редко, но все может измениться. Налог Олланда самый что ни на есть кризисный, но даже банальный перевод Монако во французское налоговое поле приведет к удвоению только подоходного налога. Фалькао сейчас платит что-то вроде 20%, а в Вальбуэна в 230 километрах от него 49%, с 2014 года оба могут оказаться в одной лодке под названием «75%».

Главная ошибка «Марки» в том, что надо было внимательнее читать слова президента французской лиги. Мсье Тирез ни слова не сказал о том, что с новым налогом из Франции побегут высокооплачиваемые игроки вроде Ибрагимовича или Пасторе, а Лига 1 через пару лет упадет до уровня бельгийской или датской – банальное вымывание талантов в более богатые чемпионаты. Тирез напирает на то, что именно клубам настанет карачун, и усатый господин дело говорит. С большой уверенностью можно утверждать, что Кавани и Фалькао в принципе не интересно, что там социалисты в Елисейском дворце придумают – футболисты защищены «чистыми контрактам», т.е. сумма чистых денег, которые получают игроки установлена и изменения налогового законодательства этой суммы не касаются. А вот клубам действительно придется туго – сумма, с которой после вычета старых и новых налогов, должно получиться 18 млн евро для Кавани, заставляет содрогнуться. «Марка» ошиблась в главном – Фалькао не придется метаться по Европе в поисках налогового рая, это «Монако» придется крепко подумать, а по карману ли им колумбиец и еще полтора десятка восьмизначных по зарплате игроков.

А вот и не сбегу!

3. Восточноевропейские страны отличаются относительно низкими налогами, в основном преобладает плоская шкала подоходного налога, но почти отсутствуют другие карьерные возможности. По простому – E&Y считают, что в наших палестинах игроки именно что много зарабатывают за счет больших контрактов и самое главное низких отчислений не только по подоходному налогу, но и по социальному страхованию. Грубо говоря, со своих огромных зарплат Кураньи, Денисов, Кержаков, Срна, Луис Адриано, Коноплянка, Снейдер и прочие на пенсию себе не накопят. Тут вы, наверное, засмеялись: ну, какая пенсия, им еще 30-35-40 лет до пенсии! Они до 35 нагребут миллионов, а потом будут бизнес-шмизнес, тренером немножко шить или просто проедать заработанные деньги на виллах и курортах. Ребята, так думают только в Восточной Европе. Читайте дальше и удивляйтесь.

4. Исследование E&Y показывает, что самые привлекательные в плане налогов, пенсий и пост-карьерному развитию страны Европы это Испания и Нидерланды, последние финалисты чемпионата мира. Первое место досталось за счет чуть более низких налогов Нидерландам. 

Поиск себя после футбола, образовательные программы для бывших футболистов это сейчас в ЕС главный тренд в футболе. 

5. Со времен исследования E&Y 2005 года в целом в Европе налоговая ставка не изменилась, несмотря на кризис. В Восточной Европе страны для большей привлекательности для игроков продолжают вводить льготы. В основном разного рода освобождения от отчислений в фонды социального страхования. В Турции так вообще привязали ставку подоходного налога к уровню лиги, т.е. в самой низкой лиге футболисты платят всего 5%. Кроме того, турки ввели для супер-профессионалов 15% налог, вместо 35%, который платят обычные граждане. А вы еще спрашиваете, что там забыли Снейдер и Дрогба.

Надо понимать, что в таблицах не просто подоходный налог, нет, в представленные данные включены и все прочие налоги. Например, в Финляндии подоходный налог максимум 31,75%, на цифру в 53,5% финнов выводят муниципальные, церковные и прочие налоги.

Экспаты.

Очень важный момент, который легко рушит все расчеты и построения – налоговое обложение иностранных граждан, экспатов. Приходилось встречать утверждения, что Ибра платит свои налоги в Швеции, а на Олланда ему все равно. В целом, налоги на экспатов это эффективный и гибкий инструмент для привлечения и удержания иностранных игроков. На футболистов режим экспатов распространяется не всегда, но бывает, что и да, как то:

1. Значительно более низкие налоговые ставки по сравнению с аборигенами (Кипр, Дания, Финляндия, Польша, Португалия, Россия, Испания).

2. Те же налоговые ставки, но ниже налоговые выплаты по другим налогам (Нидерланды, Кипр, Франция, Швеция, Швейцария).

3. Разнообразные инструменты для увода из под обложения доходов из другим стран (Португалия, Великобритания). Аршавин не платил королеве ни копейки из своих доходов из России, а свободно их тратил в Макдональдсах по всему Лондону.

В некоторых странах (например, Кипр) нерезиденты платят только 10% налога, если живут в стране не более года, поэтому на Кипре так распространены короткие контракты, которые ежегодно перезаключаются. Ловкость рук.

В Бельгии в этом году из экспатов вычеркнули иностранных футболистов, чтобы простимулировать клубы вкладывать в местную молодежь.

Жену Фалькао Лорелей Тарон, надеюсь, все узнали

И вершина поста – стоимость игроков с контрактами в 100 тысяч и 1 млн евро для клубов. E&Y опросили и изучили футбольные клубы из 30 стран Европы. Меньший столбец это условная зарплата в 100к или 1 млн евро, рядом с ним больший столбик это зарплата+все налоги, т.е. полная стоимость игрока в год для клуба. В странах Восточной Европы клубы просто платят зарплату+подоходный налог, в Западной Европе еще и в пенсионные и социального страхования фонды, местные, муниципальные, церковные и другие налоги, сразу видна разница. Для каждой страны суммированы только те налоги и сборы, которые платят футбольные клубы, а не вообще все налоги.

В примерах конкретных игроков включены годовые зарплаты и налоги.

Выводов можно сделать огромное количество на самый разный вкус. Понятно теперь, почему мы не скоро дождемся выдающихся футбольных успехов от скандинавских клубов – их грядку государства слишком усердно пропалывают. Понятно, почему хорваты легко продают свои таланты, пока те не запросили слишком много. Уровень налогов соответствует общему уровню благосостояния общества, с простых граждан в Западной Европе берут не меньше.

И еще пара таблиц.

Пенсионные фонды футболистов Европы. Таких фондов пока немного, но товарищ Платини явно будет продвигать эту тему, вполне в его духе.

Крупнее

*ПОАК – после окончания активной карьеры.

Финальный рейтинг британского аудитора.

Крупнее

Как уже было сказано, по очкам победили голландцы и испанцы. E&Y в своем рейтинге прежде всего отталкивались от налоговой ставки, затем от наличия пенсионного фонда, льготного режима иностранного специалиста, дружелюбности налоговой системы, т.е. сколько денег гос-во соглашается списать на налоги по тем или иным причинам, прочие легальные ништяки с налогами и, наконец, образовательные программы для отставных футболистов.

Высокое седьмое место России исключительно заслуга своеобразной налоговой системы, в которой легко ищутся дыры, режима экспатов и низких налогов. Улучшать есть еще куда.

Реформа, которую задумал французский президент, убьет футбольные клубы самым грубым способом. Даже могучие «ПСЖ» и «Монако» могут начать колебаться, что уж говорить о прочих. Цифра Тиреза о 80 млн евро дополнительной налоговой нагрузки на клубы была названа еще до Кавани, Моутинью, Родригеса, Абидаля, сейчас он бы легко мог ее удвоить. Колумбиец, уругваец, швед боснийского происхождения совсем скоро будут стремительно дорожать и дорожать для своих клубов. Такими темпами выгоднее будет их держать на лавке, а то поранятся и вообще могут сразу идти в налоговую работать. Понятно и предбанкротное состояние большинства испанских клубов – если платить зарплату 1 млн и еще больше 1 миллиона налогов с нее, так любой вылетит в трубу.

В столь развитом спорте как европейский футбол можно быть прибыльным или хотя бы безубыточным только постоянно выигрывая топ-чемпионаты и Лигу Чемпионов, желательно одновременно и каждый год. Но еще стоит иметь за плечами богатого владельца и не менее богатых спонсоров.

Самое главное сильно себя не нагружать. Быть может, совсем скоро Фалькао станет непосильной ношей даже для «Монако».