6 мин.

Шаг вперед. Почему прогрессирует «Маруся»

Когда в 2010 году под патронажем Макса Мосли, тогдашнего президента ФИА, в "Формулу-1" пришли сразу три новые команды, верилось, что через год-другой и "Вёрджин", и "Лотус", и даже "Хиспания" начнут бороться за очки в середине пелотона, а через лет пять и вовсе смогут претендовать на подиумы. Но сегодня идет четвертый сезон существования этих команд, а воз и ныне там: за три сезона плюс два Гран-При новички набрали ровно ноль очков. Обещанные финансовые реформы, которые должны были помочь небогатым дебютантам, тихо сошли на нет, и сегодня преобразованные из "Вёрджина" и "Лотуса" в "Марусю" и "Кэтерхэм" команды пытаются биться явно не в равной битве с остальным пелотоном."Хиспания" же, по ходу первого сезона сменившая владельцев (а также название на "ХРТ"), и вовсе тихо-мирно покинула мир "Формулы" земной в конце 2012 года где-то на окраине Мадрида. Команда являла собой довольно жалкое зрелище, каждый год устраивая клоунаду то с пилотами, то с руководителями. Нет, болеть за слабых и обездоленных, конечно, привлекательно, но в чем был смысл существования испанской команды так и осталось не до конца понятным.

Несмотря на множество проблем, в этом сезоне одна из "новых" команд наконец-то начала серьёзно прибавлять. Речь, понятное дело, о "Марусе". Уже в Мельбурне российская команда показала, что не бездельничала в межсезонье, опередив машины "Кэтерхэма", а в Малайзии закрепила успех, когда великолепный дебютант Жюль Бьянки за рулем красно-чёрной машины финишировал тринадцатым, большую часть гонки сдерживая атаки Пастора Мальдонадо из "Уильямса". Пожалуй, с самого начала истории "дебютантов" не было момента, когда команда находилась бы настолько близко к зоне середняков. Конечно, такой прогресс был бы невозможен без сочетания сразу нескольких факторов. 

Во-первых, в этом сезоне английская команда с российскими инвесторами наконец начала получать близкую к полной отдачу от сотрудничества с Пэтом Симмондсом. Опытный конструктор был выдворен за пределы формульного мира в 2009 году как один из организаторов преднамеренной аварии Нельсиньо Пике годом ранее, и лишь в этом сезоне полноценно смог вернуться в "Большие призы". На командном мостике Пэт занял место технического директора.

Но помогать "Марусе" британец начал парой лет раньше, за это время фактически проведя реструктуризацию команды: "Маруся" отказалась от полностью "виртуальной" идеологии Ника Уирта, перейдя к более традиционному тестированию своих болидов в аэродинамической трубе. Сложно недооценить значение этого человека для процесса становления команды. Исполняя роль своеобразного "серого кардинала", Симондс полностью перестроил технологическую сторону работы в "Марусе" и стал, по большому счёту, настоящим спасителем для Николая Фоменко и ко, когда последние искры даже от болидов "Катерхэма" стали казаться очень трудно досягаемыми. "У нас недостаточно ресурсов, это факт, но это нас не останавливает." - всю нынешнюю философию "Маруси" Симондс лаконично заключил в одно предложение. Можно сказать, что команда и конструктор нашли друг друга: Симондсу нужна спокойная обстановка, в которой он сможет первое время просто заново обтереться в изменившемся мире "Формулы-1", а команда впервые в своей истории получила по-настоящему качественного специалиста за минимальные деньги. 

Второй причиной прогресса "Маруси" я бы назвал грамотную линию ведения партнёрских отношений с другими командами-техническими партнёрами. В отличии от "Кэтерхэма" (сравнения с которым неизбежны), "Маруся" закупает у более сильных команд действительно подтвердившие свою эффективность узлы: система KERS - от "Уильямса" (а не вечно "больной" агрегат от "Ред Булла" в "Кэтерхэме") , испытательные стенды - от "Макларена". Для того, чтобы понять важность сотрудничества с командой из Уокинга, достаточно сказать, что в 2009 году по такой же схеме свой контракт с "Маклареном" заключила "Форс-Индия". Думаю, не стоит лишний раз напоминать, каких высот с тех пор она достигла.

“Мне кажется, что наше сотрудничество с McLaren принесло плоды, а с точки будущих перспектив все выглядит очень позитивно." - заявил в конце прошлого сезона Тимо Глок. И с ним нельзя не согласиться: если в начале года российские болиды едва опережали "ХРТ", то к финальным Гран-При "Маруся" подошла уже фаворитом в борьбе с "Кэтерхэмом" за десятое место в Кубке Конструкторов. Стоит подробней расписать, в чем же заключается сотрудничество с "Маклареном": помимо испытательного стенда коллектив получил в свое распоряжение возможность пользоваться симулятором для пилотов McLaren, технологиями вычислительной гидродинамики и компьютерного моделирования, базой данных поставщиков. Бесценная помощь для молодой команды! К сожалению, "Маруся" упустила десятое место в Бразилии, поставив себя в трудное положение: команде пришлось приглашать второго рента-драйвера на место опытного бойца Тимо Глока. Именно немец верой и правдой служил "Марусе" первые три сезона существования команды, будучи, по выражениям Джона Бута, "самым ценным её активом". С другой стороны, благодаря уходу Тимо и несостоятельности Луиса Разии в "Королевских гонках" сейчас загорается новая звезда - Жюль Бьянки.

Наконец, третьей важной составляющей успеха является, как ни странно, неплохое управление командой российскими инвесторами. Правда, были и довольно грубые ошибки. Когда в 2011 команда была выкуплена у Ричарда Брэнсона, Николай Фоменко сразу стал главой инженерного отдела. Но рядом с командой он находился буквально несколько месяцев и, видимо, осознав сложность той ноши, которую он на себя взвалил, тихо передал свою работу в руки опытных профессионалов.

"Маруся" не очень сильно лезет в дела команды, наделяя её минимальным уровнем финансов, необходимых для существования команды. Конечно, этого не всегда хватает, чтобы вести полноценную доводку болида по ходу сезона, но интересный технический состав во главе с Симондсом нивелирует этот недостаток (во всяком случае, относительно "Кэтерхэма"). Начало этого сезона настроило коллектив на позитивный лад. Заявления о скорой борьбе с "Уильямсом" и "Торо Россо" звучат из Барнбери всё чаще, и нынешние результаты показывают, что это - не пустые слова. 

Однако надо помнить, что гарантом финансовой стабильности "Маруси" пока что является проведение Гран-При России в 2014 году. Никому ( в том числе Берни Экклстоуну) не захочется не увидеть на стартовой решётке российскую команду. Инвесторы не раз заявляли, что главная цель - дожить до первого российского Гран-При. Что будет дальше - вопрос, и поэтому команде сейчас жизненно важно хорошо подготовиться к следующему сезону. Вполне возможно, что именно в Сочи и определится будущее "Маруси" в долгосрочной перспективе... И может получиться так, что "Маруся" погонится за журавлем в небе 2014 года, если рано остановит развитие очень хорошей модели этого года...

Все фотографии взяты с сайта f1news.ru

P.S. А тем временем блог перешагнул символическую отметку в 100 подписчиков:) Честно говоря, я не ожидал, что это произойдёт так быстро. Большое спасибо вам! Буду стараться и дальше радовать вас своими статьями. Не забывайте комментировать, ставить плюсики, минусики, ведь, какой бы ни была оценка, она означает одно: статья не оставила равнодушным. Поверьте: для начинающего блогера это - самое важное:)