4 мин.

Мнение эксперта

Фриц Зёргель (Fritz Sörgel), директор нюрнбергского института биомедицинских и фармацевтических исследований, один крупнейших экспертов в области допинга

Недавно чилийский теннисист Николас Харри был временно отстранён из-за положительного допинг-теста (положительной оказалась проба, которую он сдал во время проведения матча Кубка Дэвиса Испания — Чили в Мадриде 19 ноября 2019 года; в его моче были обнаружены запрещённые препараты лигандрол и станонозол), а колумбиец Роберт Фара (№1 мирового рейтинга в теннисном парном разряде) также сдал положительный допинг-тест в октябре прошлого года (в пробе, сданной 17 октября в Кали, Колумбия, обнаружено запрещённое вещество болденон).

В интервью SPORT1 (немецкий спортивный телеканал, штаб-квартира которого находится недалеко от Мюнхена, Бавария) уважаемый эксперт по допингу Фриц Зёргель объясняет, почему он считает теннис спортом, очень активным в допинг-практике. Он обрисовывает в общих чертах меры сокрытия и объясняет, почему он подозревает Рафаэля Надаля.

                                              * * *

«Анаболические стероиды - это классика тенниса, поэтому я не удивлен. Я смотрю спорт в течение десятилетий, и сделал вывод: теннис находится в TOP4, когда речь идёт о допинге.  Есть подозрение, что в теннисе используется много анаболических веществ. И подозрение вполне оправдано. Причина в интенсивности спорта. Это не просто спекуляция, но оценка всего спектра наблюдений внутри и за пределами турниров.

Нынешние мошенники оправдываются тем, что едят плохое мясо. Но я не верю этому. Это стандартные оправдания. Было достаточно случаев, когда спортсменам всё сходило с рук даже перед CAS. Существует достаточно техник, чтобы замаскировать допинг, но если кто-то попадается, то это в основном потому, что неверно рассчитал время, в течение которого вещество будет действовать в его организме.

Крупные звёзды избегают допинговых скандалов. Были случаи в прошлом. Матс Виландер и Мартина Хингис были пойманы с использованием кокаина, а Виландер получил только трехмесячное отстранение. Хингис сказала, что она смешала кокаин с апельсиновым соком, и её приговорили к двум годам дисквалификации.  Андре Агасси использовал «кристаллический метамфетамин» и не был наказан.

Есть две причины, по которым ни один из крупных игроков в последнее время не дал положительного результата. С одной стороны, о них хорошо заботятся и советуют, чтобы не было никаких отклонений. С другой стороны, ассоциации защищают своих звёзд. Если это никогда не выходит на поверхность и не становится публичным, вы не сможете это комментировать, а только подозревать. Это одновременно и неудачно, и очевидно для таких как я, который смотрит этот спектакль в течение многих лет.

Влиятельные спортсмены имеют, как говорится, «профессиональное окружение», которое заботится об оптимальном снабжении лучших спортсменов за счёт питания и потребления того, что изначально разрешено для сложных форм физиотерапии, и которое точно знает, как устроен их протеже, и каковы пределы его производительности, которые не могут быть превышены законным путем. Но есть достаточно методов, чтобы скрыть допинг.

Предположим, что вещество может быть обнаружено только по значению 1. Тогда спортсмен просто принимает пять различных веществ со значением 0,2. Затем они складываются в 1 с тем же эффектом, но не могут быть обнаружены как положительные пробы. Но ты должен справиться с этим, а консультант Харри, похоже, не справился. Он смешал, по крайней мере, два препарата, которые он считал необнаружимыми. Насчёт лигандрола я не удивлён, что что-то пошло не так. Вещество химически очень отличается от известных анаболических стероидов и не было научно исследовано по сравнению с последними.

Рафаэль Надаль показывает некоторые отклонения. У меня есть постоянные сомнения насчёт его восстановления и всей его атлетики. Похоже на анаболические вещества. Кроме того, он из Испании - страны, которая, как известно, не особенно тщательно отслеживает своих героев.

По поводу допинга в других видах спорта могу сказать, что на вершине - зимние виды спорта с их беговыми дисциплинами и биатлоном. Это продемонстрировала операция «Aderlass» в прошлом году, которая началась в Эрфурте. Далее следует легкая атлетика, затем велоспорт. И да, затем идёт теннис. Дело Шараповой ясно показывает это. Она пыталась как-то оправдаться, но это тоже было обычной отговоркой. Вещества в её теле не были случайными. Как и в случае с Сарой Эррани год спустя, которая якобы случайно приняла гормональные препараты от рака своей матери, что привело к положительным результатам допинг-теста, но она отделалась всего двухмесячным отстранением. На самом деле это огромный скандал, который привлёк относительно мало внимания. В течение нескольких лет общественность была несколько раз омрачена положительными допинг-тестами в спорте, но это часто приводило лишь к умеренным наказаниям.

Внимание СМИ имеет огромное значение, а ассоциации пытаются отмывать спорт. Многое исчезает, а запреты, если таковые имеются, очень мягкие.» 

По материалам: https://www.sport1.de/tennis/atp/2020/01/tennis-doping-experte-fritz-soergel-ueber-rafael-nadal-jarray-and-farah, https://sport.tn.nova.cz/clanek/doping-v-tenisu-bezne-rika-vedec-neveri-nadalovi-ale-ani-biatlonistum.html, https://direktno.rs/sport/tenis/248090/doping-ekspert-sumnja-nadal-ima-znake-abnormalnosti.html, https://en24.news/2020/01/doping-expert-fritz-sorgel-on-rafael-nadal-jarry-farah.html