3 мин.

Почему я против лимита, но за

Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

Лимит на легионеров в российском футболе, безусловно, зло и смягчать его было необходимо. При этом РФС в очередной повел себя как герой комедийных сериалов, который одну идиотскую ошибку исправляет с помощью другой.

У меня всего лишь одна принципиальная претензия к этому решению: его сроки. Нельзя менять правила игры после ее начала. А игра, напрямую связанная с лимитом на легионеров, в этом году, безусловно, уже началась. В клубах утвержден трансферный бюджет, ведутся переговоры с потенциальными новичками и их нынешними клубами, какие-то игроки уже покинули команды. Клубы, лоббировавшие изменения в регламенте, разумеется, выстраивали свою стратегию в соответствии с новыми правилами и теперь получают конкурентные преимущества. Принцип равенства перед стартом в очередной раз нарушается в российском футболе.

Конечно, этим можно было бы пожертвовать, если бы сегодняшнее решение принималось после глубокого анализа и было частью долгосрочной стратегии РФС. Но о какой стратегии можно говорить, когда у организации нет даже руководителя? Как-то бывший руководитель одного из московских клубов в личной беседе сказал мне примерно следующее: «У меня была отличная молодежь, поэтому я всегда был за лимит. Валерий Карпин действует по такой же логике». Кстати, значительная часть упомянутой в цитате молодежи сейчас играет за «Спартак». Руководители клубов, говоря о лимите на легионеров, в первую, вторую и третью очередь преследуют клубные интересы. Посмотрите, например, как менялось мнение Евгения Гинера по этому вопросу.

Гинер. Комикс

Эволюция отношения патрона ЦСКА к лимиту особенно показательна на фоне убежденности в пользе системы «осень-весна». Поймите меня правильно, я не хочу сказать, что Гинер – злодей, а Карпин – ангел. Оба отстаивают интересы своих клубов, и это нормально. Дело в том, что когда руководители пытаются выбить для своих клубов преимущества, именно РФС должен выступать верховным арбитром.

Очень занятно посмотреть, как сегодня голосовали представители исполкома этой организации. Напомню, девятнадцать из них выступили «за» и семь – «против». По моей информации среди последних были Леонид Федун, Сергей Капков, Николай Толстых, Никита Симонян и Александр Шпрыгин. Логично предположить, что основными лоббистами нововведений были Сулейман Керимов, Евгений Гинер и Алексей Миллер. При этом решающими были голоса малоизвестных представителей региональных федераций футбола. Их в исполкоме одиннадцать. Если добавить к ним бывших премьера и вице-премьера Виктора Зубкова и Сергея Иванова и единоросса Дмитрия Саблина, мы получим достаточное для принятия ЛЮБОГО решения большинство. Это аналог «Единой России» в исполкоме РФС – безмолвная и безликая машина для голосования, которая может протащить любое нужное решение. Скажите, вы когда-нибудь слышали мнение Александра Державина (Президент Межрегиональной общественной организации «Федерация футбола «Золотое Кольцо») о лимите на легионеров? Или, может быть, Сергей Иванов, отвлекшись от убийства ПБЛ, рассуждал о завышенных из-за лимита на легионеров зарплатах, а я все пропустил?

В итоге, РФС даже приняв правильное по сути решение, подтвердил свой имидж зависимой и несамостоятельной организации. Впрочем, это даже не самое плохое. По-настоящему растаивает другое. Формально, принятые сегодня правила должны действовать до 2017 года. Но кто даст гарантию, что если через пару лет дагестанская и питерская земля начнут рождать футбольные таланты, Владимир Евтушенко (Президент Межрегионального общественного объединения «Союз федераций футбола «Сибирь») и Владимир Крысин (Президент Общественной организации «Дальневосточный футбольный союз») снова не проголосуют за ужесточение лимита?

P.S. В комментариях, наверняка, развернется дискуссия о лимите как таковом. И как всегда прозвучит тезис об Артеме Дзюбе и Александре Кокорине, которые «так бы и сидели на лавке, если бы не лимит». Очень советую тем, кто так говорит или думает ознакомиться с карьерой новоиспеченного чемпиона Европы Жорди Альбы. Ознакомились? Тогда, внимание, вопрос! Во сколько бы обошелся Альба «Барселоне», если бы в Испании действовал лимит на легионеров?