8 мин.

Вместо немцев. Сборная Австрии на Олимпийских играх

По преданию, Бисмарк однажды сказал: «Итальянцы созданы только для того, чтобы их били всеми битые австрийцы». На самом деле он этого, конечно, не говорил, но фраза придётся по сердцу человеку, знающему хоккей. Снаружи ли, изнутри – не важно. Вот и Константин Браун – немец, а, стало быть, не чужой Железному канцлеру – брякнул с улыбкой: «Ну, это же Австрия!» Брякнул во время олимпийской квалификации, почти ровно год назад.

Состязались в немецком городе с названием Битигхайм-Блиссинген. Были немцы, австрийцы, итальянцы. Для колорита и ровного счёта были ещё представители «Семи провинций». События развивались следующим образом.

День 1.

Австрия-Италия 3:2

Германия-Нидерланды 5:1

День 2.

Австрия-Нидерланды 6:1

Германия-Италия 1:2ОТ

День 3.

Нидерланды-Италия 1:4

Германия-Австрия 3:2ОТ

Пасьянс Бисмарка, собственно, не сошёлся только в матче Германия-Италия (1:2ОТ). Да и Константин Браун не то чтоб сильно занёсся. Однако – сложный расклад овертаймов оказался в пользу Австрии. В Сочи едут «красно-бело-красные».

Austrian Hockey 2017

Хоккейная сборная страны им. А. Шварценэггера – феномен, заслуживающий внимания. Льда в Альпах заливают столько же, сколько в Норвегии. Коньков точат больше, чем в Словакии. При этом с 2005 г. австрийцы не могут сыграть в высшем дивизионе чемпионата мира хотя бы два года подряд.

Объяснений тут может быть несколько. Первое – очевидное, пошлое и, тем не менее, верное. Австрийские клубы заканажены – беспощадно и почти безнадёжно. В десятке лучших вратарей EBEL есть только один местный, среди пятидесяти лучших бомбардиров – девять.

Словом, австрийцы растут в обстановке суровой, здоровой конкуренции. Выживают в такой обстановке только настоящие таланты с тяжёлым характером. Что, видимо, и приводит ко второй проблеме – скандалам в сборной. Игроки ругаются с тренерами, президентами федерации и другими официальными лицами. А это, в свою очередь, не способствует достижению высоких спортивных результатов.

Третью проблему можно назвать «лифт-эффектом». Многие австрийцы, так же, как и многие датчане, французы, норвежцы или немцы, в хоккей высокого уровня могут поиграть только в мае. Но если кому-то это удаётся раз в год, а кому-то – раз в два года – то возникает разрыв в опыте, в качестве игры, в психологической уверенности. То есть: сегодня австрийцы не могут удержаться в элите потому, что не смогли удержаться вчера.

Виноваты во всём этом многие. А вот поиском ответа на вопрос «Что делать?» занимается конкретный Алпо Сухонен. 64-летний финн знаменит в первую очередь тем, что в 2000 г. разделил с Иваном Глинкой титул «первого европейского тренера в НХЛ». Чуть раньше, в середине девяностых, он дважды выиграл чемпионат NLA во главе Kloten Flyers. Сейчас Сухонен работает спортивным директором австрийского хоккейного союза. Весной 2013 г. он придложил программу, название которой вы прочитали в подзаголовке.

Конечно же, Сухонен принялся унавоживать грядки – по его инициативе была создана лига U18 (в дополнение к уже существовавшей лиге U20), в ноябре впервые состоялись турниры для сборных U18 и U16 (с участием команд Италии, Словении и Венгрии). Однако ключевым направлением своей работы энергичный финн считает подготовку тренеров – семинары, курсы и т.п. Именно тренеры – главная проблема австрийских национальных сборных. Ибо, по мнению Сухонена, результаты команд не соответствуют потенциалу игроков.

Трудная работа

Спортивный директор австрийского хоккейного союза не показывал пальцем, однако его слова как минимум не добавляют уверенности главному тренеру сборной Эммануэлю «Мэни» Вивайросу. Которому и так приходится тяжело. Для начала – просто потому, что тренеры сборной Австрии не работают дольше двух-трёх лет (ещё одна причина неудач). Для продолжения – потому, что, как мы уже отметили, австрийские игроки не уважают тренеров, и к Мэни это тоже относится.

На ЧМ2012 Вивайрос поссорился с защитником Штефаном Ульмером и отчислил его из команды прямо перед завершающей игрой против Словении. В январе же с.г. Томаш Ванек в своём блоге открыто выразил «непонимание» по поводу сформированного Вивайросом олимпийского состава. Вкупе с бурным пресс-бурлением это обернулось парой «травм» и заменами: в заявку попали вратарь Матиас Ланге и нападающий Андреас Нёдль.

Вивайрос – тренер молодой (48 лет). Он родился в Канаде и даже сыграл за молодёжную сборную на чемпионате мира, но с 25 лет жил, играл, а потом и тренировал в Австрии. Словом, опыт у него специфический и, прямо скажем, ограниченный. В сезоне 07/08 он принял KAC, спустя год сделал команду чемпионом EBEL, а в феврале 2013 г. получил приказ об увольнении.

В сборной он с 2011 г. – два сезона был помощником главного, в 2012 г. стал главным. Первые два турнира (ЧМ2012 в первом дивизионе, отбор на Олимпийские игры) провёл успешно. Да и последний – ЧМ2013 – был не так плох с точки зрения результатов игр. Тем не менее пока в Вивайросе не угадывается фигура масштаба Ральфа Крюгера.

Не видна рука мастера и в игре его команды. Для начала – австрийцам не хватает «фишки», такой, как немецкая мощь или датская организованность. Команду шатает по ходу матча, хорошие отрезки чередуются с ужасными, а редкие удачи зачастую становятся результатом индивидуальных действий. Возможно, именно это пока – лучшее, что можно сказать о команде. Австрийцы играют с удовольствием, как ни странно. Идут в обводку, выдают умные передачи и вообще стараются украсить хоккейную жизнь. Если это – следствие установок Вивайроса, а не своеволие, то тренера можно похвалить. Замечу, кстати, что его команды (и сборная, и KAC) часто имели высокий процент реализации бросков – признак небезвкусной игры в чужой зоне.

Потенциальная энергия

Может ли тренер сборной Австрии ставить на талант, импровизацию и воображение своих игроков? В играх с немцами, французами или датчанами – вполне. Сухонен однозначно прав в том, что потенциал австрийских игроков выше результатов.

Совсем недавно я называл лучшим австрийцем в Европе Оливера Зетцингера – но сейчас, пожалуй, передам знамя. Лучший австриец в Европе сегодня – 27-летний вратарь Бернхард Штаркбаум. Два года подряд (10/11, 11/12) он был первым в EBEL по проценту отбитых бросков (92,6%; 93,6%) – отметим, что второе из этих достижений пришлось на период локаута, когда Штаркбаум больше других играл на «ноль» (6 из 48).

В сезоне 12/13 австриец играл за шведский MoDo: в Elitserien (тогда ещё шведы именовали свой чемпионат так) он стал третьим по сэйвам (93,3%) и лучшим по шот-аутам (8 игр из 48). Штаркбауму не удался плей-офф, а в начале текущего сезона он полировал лавку MoDo. Уж не знаю, чем он так не угодил тренеру шведского клуба, но после перехода в Brynäs Штаркбаум вышел на привычный уровень (93%) и вообще стал спасителем нового клуба: в играх без австрийца Brynäs набирает 1,3 очка за игру, в матчах с участием Штаркбаума – почти 2. Проблема в том, что из-за травмы Штаркбаум не играл с 18 января.

Среди защитников самое пафосное CV у 32-летнего Томаса Пёка (122 игры в NHL, 274 в AHL, 113 в NLA, 61 в Elitserien). Хочется отдельно отметить 23-летнего Штефана Ульмера –он уже пятый год (то есть с 18 лет!) играет в любимой всеми нами NLA, за HC Lugano, и, кажется, единственный в сборной Австрии защитник, рискующий бегать к чужому лицевому борту. Возможно, потому, что он – самый молодой игрок команды. Есть ещё Андре «Зденохара» Лакош (202 см, 107 кг), успевший получить пару сумок с деньгами в Челябинске. И, конечно же, 37-летний  Герхард Унтерлюггауэр – рекордсмен австрийской сборной (239 игр за национальную команду), исполняющий разыгрывающего в большинстве.

Теперь, стало быть – Оливер Зетцингер. Наконец-то играющий в NLA, временами – в жёлтой майке лучшего бомбардира HC Lausanne (прямо сейчас – второй, 33 (9+24) очка в 47 матчах). Есть группа звёзд EBEL, но все, конечно же, будут следить за тройкой нападающих из NHL. Много говорить про капитана, 30-летнего Томаша Ванека  не будем – нападающего такого уровня нет не только у норвежцев со швейцарцами, но и, пожалуй, у финнов (с поправкой на возраст Селянне). Про 26-летнего Микаэля Грабнера можно сказать «крепкий игрок» (в среднем 0,5 очка за матч в NHL)  и нужно сказать, что в 2011 г. он завоевал звание самого быстрого игрока NHL во время звёздного уик-энда.

Феномен 25-летнего Михаэля Раффля, дебютировавшего в NHL и набравшего уже 17 (6+11) очков в 44 матчах, интересен тем, что он, как и Копитар, отправился в лучшую лигу мира из шведского пердива. Так же отметим, что Раффль – игрок-дополнение, идёт в силовую борьбу, хорош на подборе и, благодаря этому, может сильно повысить эффективность и Ванека (с которым, к слову, играл на ЧМ2013), и Грабнера, и Зетцингера в позиционном нападении. Ну а в быстрых контратаках эти трое хороши даже в составе сборной Австрии.

За золотом

Во время представления олимпийского состава Мэни Вивайрос решил эпатировать публику заявлением о том, что его команда будет бороться за медали. Дескать, нужно думать о высоком, нужна сила духа и вообще – хоккеист должен носить в бауле маршальский жезл. Заявление выглядело забавно, и говорило, скорее, не о гусарской лихости, а о неуверенности самого Вивайроса. Позже он, собственно, про медали уже не говорил.

На самом деле цель у австрийцев – как и у прочей олимпийской малышни – может быть только одна: четвертьфинал. И вариант её достижения один: уйти с последнего места в группе. Чтобы в первом раунде плей-офф избежать встречи с фаворитами, попасть на словаков или швейцарцев и подловить тех на расслабленности, самоуверенности и прочей спортивной гадости.

В конкретном австрийском случае это значит, что нужно проиграть канадцам и финнам с минимальной разницей (маловероятно, Штаркбаум хорош – да защита очень невнимательна) и победить норвежцев. Второе – возможно. За норвежцев – огромное превосходство тренера и игроков в опыте хоккея высокого уровня, в том числе  олимпийского. За австрийцев – Ванек и преимущество в глубине состава. За плечами первых двух норвежских пятёрок (где NHL, КХЛ и SHL) – игроки чемпионата Норвегии. Задача Вивайроса, собственно, состоит в том, чтобы два-три раза за матч натравить на них Ванека, Грабнера и Зетцингера с Ульмером.

Ну а медали австрийцы - мне почему-то  так кажется, - не выиграют. Хотя было бы здорово. Но случится это только в следующей жизни. Или, как минимум, после две тысячи семнадцатого года.