11 мин.

Разговор за евролигу

Ex orienta lux

Главной и едва ли не единственной причиной лихорадочной евроинтеграции принято считать явление КХЛ. Это, в общем-то, справедливо. Европа с трудом пережила удар, нанесенный НХЛ в 90-х – причем дело было не только в падении железного занавеса, открывшего путь на Запад чехам, словакам и нашим хоккеистам, но и в расширении НХЛ, потребовавшем быстрого притока свежих сил. В конце концов, ситуация несколько успокоилась, Европа вынужденно смирилась с необходимостью поставок живой силы для цирка Гэри Бэттмена, при этом крупнейшие национальные чемпионаты сумели сохранить аудиторию, а заработки клубов, несмотря ни на что, продолжали расти.

Впрочем, кроме заработков европейских хоккейных клубов в «тучные нулевые» росли цены на нефть, газ и прочие традиционные российские ценности. И между двумя этими экономическими явлениями, столь далекими друг от друга на первый взгляд, возникла связь, которая сегодня называется Континентальная хоккейная лига. Перед европейскими хоккейными фабриками встала крупная проблема – прокормить себя и Бэттмена они в состоянии, но угощать при этом еще и Медведева они уже не в силах. Отказать же как-то не получается.

По счастью, аппетиты КХЛ ограничены желаниями ФХР, однако и разрешенная сегодня «золотая сотня» легионеров означает серьезные потери для Европы. И это только на двадцать клубов, расположенных в пределах России. А ведь кроме них есть четыре зарубежные франшизы, ФХР не обиженные. И число этих франшиз будет увеличиваться.

Европейцы в поисках работы

За три года, миновавших с тех пор, как на востоке взошло КХЛовское солнце, свет его стал нестерпимым для европейских хоккейных менеджеров. И чрезвычайно привлекательным для европейских хоккеистов. Регулярно расставаясь с последним, первые пришли к выводу – нужно больше денег.

Собственно, желание зарабатывать больше автоматически не приводит к мыслям о евролиге. В конце концов, европейцы увеличивали доходы и в рамках национальных чемпионатов. Мысли о выходе за границы своих стран возникли не по причине появления КХЛ – а по причине истощения национальных ресурсов.

Увеличение числа игр регулярных чемпионатов не может продолжаться бесконечно. Конечно, этому мешает нынешний международный календарь, но есть и другие причины – в конце концов, смотреть по 7-8 матчей одних и тех же команд в «регулярке» европейцы не приучены. Кроме того, «регулярка» по большому счету является всего лишь жеребьевкой плей-офф, и нарушение пропорций так же не вызовет понимания у болельщиков. Удлинение плей-офф до четырех полноценных раундов – голубая мечта евроменеджеров, но в лигах, где играют 12-14 команд, такое невозможно.

В таком случае возникает резонное желание увеличить национальные лиги – которое, в итоге, и упирается в государственные границы. Для 9 миллионов шведов, 8 миллионов швейцарцев и тем более 5 миллионов финнов 18-20 команд – это много, слишком много. В Чехии и Словакии проблема усугубляется бедностью населения. В теории такой чемпионат могла бы потянуть Германия – да не любят немцы хоккей, отчего DEL, стартовавшая как раз с 18 команд и четырехраундового плей-офф, уже через два года уменьшилась до классических европейских размеров.

Лига Чемпионов

Для европейцев, живущих в безнадежно отравленном футболом воздухе, первым и очевидным решением могла бы стать Лига Чемпионов. Более того, как все мы помним, в сезоне 08/09 это решение и было предложено. Причем предложение, как ни странно, поступило с Востока.

Победитель турнира, ZSC Lions, заработал на евротурнире более 1,5 млн. евро. Неудачники получили по 300 тысяч призовых, положенных каждому участнику, и дополнительно заработали порядка 150-300 тысяч на двух домашних матчах.

Увы, проект просуществовал ровно один год. В России его крушение относят на счет ИИХФ, в Европе больше пишут о том, что выход из дела наших спонсоров был связан с финансовым кризисом. Есть подозрение, что руководство КХЛ посчитало проект не слишком-то удобным для нашей лиги, тем более что выиграл турнир вражеский клуб.

Впрочем, сейчас причины крушения ЛЧ не так важны. Нельзя не заметить, что гарантированные суммы – полмиллиона европейских денег – были, конечно, солидной добавкой к пенсиям шведских хоккеистов. Но они не были достаточны для того, чтобы переломить ситуацию в отношениях с КХЛ.

Существовали и другие проблемы. Предложенный формат, подразумевавший всего два домашних матча для участников групповых турниров, и максимум четыре для финалистов, не позволял много заработать на билетах. То, что в турнир попадали всего по два клуба от каждой страны, так же вряд ли соответствовало желаниям клубных менеджеров. Во время последних переговоров об ЛЧ в январе сего года европейцы настаивали на увеличении числа участников до 32 и предоставлении сильнейшим лигам четырех путевок.

В общем, Лига Чемпионов была сладкой добавкой – но стать решением не могла.

КХЛ? Спасибо, нет

В таком случае – казалось бы, – решением мог бы стать «relax&enjoy» в Континентальной хоккейной лиге. Однако для ведущих европейских клубов это – тоже не опция. Все по той же денежной причине.

Собственно, на сегодня уже обозначился предел денежных вливаний, на которые может рассчитывать европейский клуб при вступлении в КХЛ. Сумма от 10 до 15 млн. евро – это много для зависшего в Allsvenskan AIK, очень много для словацкого или хорватского клуба, и нереально много для итальянской хоккейной секции. Но ведущие швейцарские, шведские, финские, немецкие и даже чешские клубы имеют чуть больше, столько же или чуть меньше. (См. экономический сериал).

В то же время вступление в КХЛ для этих клубов почти неизбежно грозит падением зрительского интереса. Дело тут как в необходимости играть с абсолютно незнакомыми европейцам российскими клубами, так и в неизбежном уходе с гамлетовских ролей, которые клубы исполняют в национальных чемпионатах, на роль скромного «машиниста сцены». (Замечу в скобках, что едва ли простые российские болельщики готовы увидеть Кубок Гагарина в руках капитана шведского и тем более швейцарского клуба – не готовы к этому и болельщики солидные, потому и денег много не обещают европейцам).

Цена вопроса может быть достаточно велика. Уход Kölner Haie и Frölunda Indians с ведущих позиций в национальных чемпионатах обернулся снижением посещаемости на 2000-4000 человек. Средний просмотр приносит этим клубам порядка 10-15 евро. Умножая полученные величины на 25-27 домашних матчей, получим потери от 500 тысяч до 1,5 миллионов. Добавим сюда еще порядка 1-2 миллионов евро на дополнительные транспортные расходы – и в итоге придем к выводу, что повышение доходов в рамках КХЛ для богатого клуба вообще маловероятно.

Возможным решением могло бы стать создание западноевропейской конференции КХЛ. Это позволило бы сохранить национальные дерби, уменьшить транспортные расходы и т.п. И есть у меня подозрения, что о том же самом думали в Швеции и Финляндии. Додумывание мысли до конца и привело их к следующему выводу – если мы будем играть в основном друг с другом, то и зарабатывать будем в основном на этих играх. А редкие выезды в Новокузнецк или Хабаровск, как и редкие приезды гостей оттуда, станут для нас просто ненужным бременем. При этом конференцию выиграть свою мы сможем, а Кубка Гагарина нам не видать. Тогда зачем нам создавать западноевропейскую конференцию КХЛ? Не лучше ли создать европейскую хоккейную лигу?

Лишние миллионы

Если говорить о денежных проблемах на пути создания ЕХЛ, то они, собственно, те же, что и в случае с КХЛ – незнакомство болельщиков с клубами из других стран, грозящее падением зрительского интереса, и дополнительные расходы на матчи, которые из выездных превратятся в «вылетные».

Решению первой проблемы, собственно, и посвящен European Trophy. В рамках того же турнира работают европейцы и над решением проблемы второй. Во что выльется покупка проездного, можно судить по информации о расходах KalPa на участие в нынешнем ЕвроТрофи – 50 000 евро на два выезда с перелетами. При этом финны собираются летать регулярными рейсами, а вот SC Bern, не поскупившийся на чартер, потратил вдвое больше. Нетрудно посчитать, во что могут обойтись 12-16 вылетов. Однако их в евролиге быть недолжно. Очевидное, простое и эффективное решение обкатывается уже второй год – прибыв на самолете в Чехию, Швецию или Финляндию клубы проводят маленькое турне, играя по три выездных матча за одну «сессию». Благодаря этому число перелетов может быть сведено к 3-5 – цифра, абсолютно нереальная на российских просторах. Дополнительные расходы, таким образом, составят от 100 (при полетах в плацкарте) до 200 (в купейных самолетах) тысяч.

Дополнительные доходы будут много больше. Во-первых, в евролиге, скорее всего, регулярный чемпионат будет состоять из 60-70 матчей, что будет означать 5-10 лишних домашних игр, и в среднем 0,5-1 млн. лишних евро. Во-вторых, в Евролиге будет плей-офф из четырех раундов. В-третьих, вероятно, удастся увеличить доходы от рекламы. Если переход «Орлов» Зноймо из первой чешской лиги в EBEL позволил поднять стоимость контрактов на треть, то и в случае с евролигой, видимо, можно ожидать таких же изменений. А это даст еще 2-3 млн. евро в среднем.

И, наконец, главным финансовым козырем евролиги должны стать телеправа. Отправной точкой для прикидок может послужить шведский контракт с телевидением, стоящий порядка 30 млн. евро в год. В других лигах дела хуже – но именно ради возможности изменить это положение клубы, скорее всего, и стремятся к объединению. Швейцарская футбольная лига – не самое впечатляющее в Европе спортивное предприятие, но ей удалось продать телекартинку за 30 млн. евро (по новому курсу). В Дании национальный футбольный чемпионат стоит вдвое дороже! В общем, если в евролиге будет шесть нынешних участников (Швеция, Финляндия, Чехия, Словакия, Австрия, Германия), то телеправа будут стоить порядка 100-120 млн. евро. И клубы получат 3-5 млн.

В общем, скорее всего, проект Евролиги увеличит бюджет богатого европейского клуба с 8-15 до 12-20 млн. евро. Этого недостаточно, чтобы перебивать контрактные предложения Казани или Питера. Но это позволит спокойно отбиваться от середняков КХЛ и сделает бессмысленными обходные маневры «Лев» и «Милан».

Дело за немцами

Главный вопрос – вы удивитесь – в том, насколько реально создание такой лиги. Похоже, что шведы, финны и чехи готовы запустить ее чуть ли не завтра, поскольку для них вопрос создания национального дивизиона уже решен, а с ним решена и единственная крупная проблема. Готовы к интеграции словаки (которым терять нечего), готовы австрийцы, для которых это будет просто переход из одной интернациональной лиги в другую (между прочим, пробивая проект новой ледовой арены в Зальцбурге, руководство местного клуба говорило о том, что арена нужна под Евролигу к 2013 г.)

Сложнее ситуация со швейцарцами и немцами. Не случайно же Питер Джон Ли, ГМ Eisbären Berlin, сказал, что считает оптимальным сочетание национального первенства с международным турниром. Он же отнекивался от вопросов о создании Евролиги в прошлом году, после победы его клуба в первом European Trophy. Проблем в том, что большинство немецких клубов пока не вовлечены в интеграционные процессы. Причиной тому – их шаткое финансовое положение. Непонятно только, сами ли руководители клубов не рискуют тратиться, или же чопорные шведы не хотят пускать в свою песочницу людей с низким кредитным рейтингом. В 2010 г. газеты превратили планы участия Eisbären и Adler в ЕвроТрофи в желание уйти из DEL – что обернулось крупным скандалом и массой проклятий со стороны руководителей других клубов. Если немецкая доля в ЕвроТрофи не вырастет, то DEL может остаться более привлекательным для немцев соревнованием. Руководителям Eisbären и Adler в такой ситуации придется крепко задуматься.

Схожая ситуация сложилась и в Швейцарии. Отказ SC Bern и ZSC Lions от участия в нынешнем турнире, возможно, всего лишь нехитрая уловка накануне переговоров NLA с телевидением. Тем не менее, вероятность того, что эти клубы уйдут из NLA вдвоем, крайне мала. Им и их болельщикам нужен HC Davos. Зайдите на сайт ZSC Lions – справа увидите баннер, посвященный надвигающемуся чемпионату Швейцарии. «Львы проголодались», написано на этом баннере. Обглоданная шайба с эмблемой HC Davos поясняет, чем львов можно накормить. Ну а почему клуб из деревни миллионеров не рвется в European Trophy – мы уж обсуждали. Кубок Шпенглера, два миллиона франков и все такое. Теоретически руководство Евролиги могло бы сделать Кубок Шпенглера яркой новогодней «фишкой», однако пока имеет место жесткая конфронтация. С другой стороны, если SC Bern и ZSC Lions все-таки покинут NLA, болельщикам HC Davos тоже станет скучно.

Евролига может стартовать и без немцев со швейцарцами. Но это будет «совсем не то». И, скорее всего, главным сигналом о том, что все налаживается и лига скоро появится, станет подключение к European Trophy новых немецких клубов, и новых клубов швейцарских.

Нам же лучше

Последствия создания европейской хоккейной лиги – если она будет создана – окажутся масштабными. Безусловно, сам турнир будет позитивным изменением, поскольку столкновение разных национальных школ (а они по-прежнему существуют) в рамках большого клубного соревнования сделает его явлением интересным и уникальным. Конечно, до НХЛ этот турнир не дотянется, и КХЛ не разорит – но он оставит далеко позади нынешние национальные чемпионаты.

Что случится с национальными чемпионатами Швеции, Финляндии и Чехии, понятно. Они превратятся в немного улучшенные (за счет остатков элиты) соревнования типа нынешних Allsvenskan или Mestis. Возможно, будет иметь место локальная интеграция – типа слияния финского и шведского чемпионатов, или объединения чемпионатов Чехии и Словакии. Почти неизбежно в этих лигах появятся «фармы» богатых клубов, и в целом мы будем иметь несколько аналогов АХЛ. Обесценивание национальных трофеев расстроит, будут сильно обижены болельщики клубов, не попавших в Евролигу. Это самое неприятное.

С молодежным хоккеем едва ли случатся столь же радикальные перемены. Тратится на молодежную европейскую лигу клубы не будут, в то же время и отказываться от молодежных команд не станут – стало быть, соревнования U20, U18 в Европе сохранятся.

Самое интересное для нас – это то, что сейчас европейские клубы работают скорее в пользу КХЛ. Во-первых, создание евролиги потребует радикального изменения международного календаря. Отказ от Евротура, сдвиг чемпионата мира – все это нужно КХЛ так же, как и евролиге. Не случайно возможное появление последней часто датируют 2014 г. – тогда как раз кончается контракт на Евротура (впрочем, не менее важно, что тогда же истекает договор Elitserien с телевидением).

Есть и не менее интересное во-вторых – появление Евролиги разрушит нынешнюю систему клубного хоккея, и ветер перемен легко занесет КХЛовские команды и в Швецию, и в Чехию, и в Финляндию. Местные федерации могут попросту сдаться, поняв, что время упущено. Могут прийти к выводу, что еще один-два топ-клуба будут только на пользу хоккею, сборной и федерации. Наконец, они могут попросту попытаться наказать бунтарей с помощью денег КХЛ.