7 мин.

Классика по-турецки

В Стамбуле и Измире очередной чемпионат Европы завершился очередной неудачей сборной России. Уверенно пройдя априори самых сильных конкурентов, подопечные Даниэле Баньоли оступились в полуфинале, проиграв в одном из самых драматичных матчей Франции. В итоге наша команда впервые за 10 лет осталась без медалей и со стороны наблюдала за триумфом очередного соперника. На этот раз Польши.

Все чаще кажется, что мужская сборная России по волейболу раз за разом экранизирует один и тот же классический сюжет. Версии могут отличаться, прочтение классики каждый раз свое, но от основного мотива никуда не уйти – главный герой погибает. Каждый раз по-разному, в разных обстоятельствах и даже порой в разных местах, но это в глобальном смысле не так и важно – хеппи-энд в этот сюжет не заложен.

Причины неудачи (она как правило одна, но неизменно в решающий момент) тоже разные, но на сей раз у нас почти нет объективных оправданий. Россия приехала на турнир практически в оптимальном составе и с тренером, который уже должен был успеть донести свои мысли и требования до игроков – времени у него было не то чтобы очень много, но вполне достаточно. Не абстрактно достаточно, а вполне конкретно – пример выигравших турнир поляков не дает аргументу «притирка к новому тренеру» серьезной жизненной силы.

Начали турнир россияне вразвалочку – соперники на первом групповом этапе вполне позволяли спокойно войти в турнир, не форсировать форму и еще раз отладить необходимые взаимодействия. Мы отдали партию Эстонии, две – Голландии, затем с неприличным счетом разгромили очень сдавших финнов – то есть по сути поиграли сами с собой. И подошли ко второму раунду, пожалуй, на пике формы. В первом же матче команда Даниэле Баньоли очень уверенно обыграла сербов, считавшихся нашими главными конкурентами. Справились с Мильковичем, наглухо закрыли Янича, превзошли оппонентов в центре сетки и буквально разбомбили на подаче. Юрий Бережко справился с проблемами в приеме, на которые заботливо указали эстонцы (это, возможно, была их главная миссия на турнире), здорово подавал, поддерживал привычно высокий процент в атаке и почти не ошибался в ключевые моменты. Максим Михайлов утвердился в роли нашей главной ударной силы, Сергей Тетюхин придавал спокойствия и уверенности и даже Сергей Гранкин, собравший бурные потоки критики перед стартом, действовал вполне надежно и разумно.

После этого россияне обыграли 3:0 итальянцев, которые к тому моменту уже утратили шансы на попадание в полуфинал, а затем и болгар – с тем же счетом в фактически товарищеском матче. Казалось, все было сделано идеально – победная серия обеспечила должное психологическое состояние, а не великое напряжение последних поединков – физическое. И лишь переезд из Стамбула в Измир немного смущал.

Смущал не зря – в новом зале у россиян категорически разладилась подача. Если сербов по эйсам мы превзошли 10:1, итальянцев – 8:3, болгар – 9:4, то французам в полуфинале за пять партий отвесили всего три, да и то лишь в победных третьем и четвертом сете. Не это, конечно, стало главной причиной поражения, но именно это лучше всего характеризует и игровой, и психологический регресс нашей команды.

Козыри французов всем давно известны и какого-то эксклюзивного опасения не вызывали. Они с этими козырями не попали на Олимпиаду, два года подряд не пробивались в финальный этап Мировой лиги, сильно казалось, что время их лидеров ушло. А тут еще перед началом турнира оба основных связующих сборной (Пужоль и Ле Маррек) по разным причинам оказались вне заявки. Уверенное выступление до этого можно было легко объяснить слабостью соперников (одна группа оказалась значительно менее статусной, чем другая), вспомнить, что весь турнир французы провели одним составом и на большинстве позиций у них нет адекватной замены основным игрокам, а на остальных – и неадекватной, предположить, что они уже устали, и особо не заморачиваться насчет их патентованной виртуозной игры в защите.

18:25, 22:25 в первых двух партиях стали шоком. Наши явили все симптомы своей полуфинальной болезни разом, а французы поймали кураж и начали тащить абсолютно все мячи в защите. Этого от них и ждали, но то, что подопечные Филиппа Блэйна окажутся на фоне россиян конкурентоспособными на блоке и в атаке, стало большим сюрпризом. Совсем не пошла игра у нашего капитана Сергея Тетюхина, который закончил выступления во второй партии с двумя ошибками на приеме, одной – на подаче и процентом 8 в атаке. Александр Косарев уверенно вошел в игру, технически и статистически начал выполнять работу Тетюхина, но в плане эмоций и влияния на команду он, конечно, помочь не мог – сборная осталась без лидера.

Теперь уже казалось, что нам светит сухое поражение – французы уверенно вели и в третьем сете. И тут упавшее знамя лидера наконец нашлось кому подхватить. Опытные Алексей Казаков и Вадим Хамутцких, который появился на площадке в рамках двойной замены (столь здорово сработала едва ли не единственный раз на турнире), при помощи Семена Полтавского ситуацию подправили, французы, видимо морально уже готовые к собственному триумфу, чуть сдали и россияне вырвали равную концовку.

Вот оно. Вот этот момент потом долго бы поэтизировали с разной пропорцией пафоса, убедительности и таланта. Перелом произошел, французы приуныли, наши стали чаще добивать мячи до пола, а доигровщики Антига, Самика и особенно диагональный Рузье – раз за разом попадать в наш блок и ошибаться. Для столь энергозатратной игры у команды Блэйна вполне логично не хватило никакого куража. Россияне разгромили соперника в четвертой партии и на той же волне вкатились в решающий сет. Французы почти безнадежно сопротивлялись, наши уже делали вид, что их не остановить, журналисты стали методично копаться в  памяти на предмет аналогии с войной 1812 года понезатертее.

Великие волейбольные матчи от великолепных отличает то, что в первых случается не один перелом, а несколько. Сборная России опять вляпалась в великий. 13:9 в пятой партии – это ну очень большое преимущество. При счете 13:10 на подачу у французов вышел капитан Оливье Киффер, центральный блокирующий со вполне обычным (ну, чуть опаснее обычного) планером. И тут все наши демоны повылазили вновь, будто не могли подождать пять минут. Один из главных наших демонов – неудобная расстановка, в которой диагональный оказывается в четвертой зоне. На беду именно она в момент подачи Киффера и приключилась. Планер сбил нам прием и лишил возможности атаковать первым темпом, Гранкин попробовал и Михайлова в 4, и Бережко в 2, Баньоли взял таймаут, но все было тщетно – французы не только нас достали, но едва в этой же расстановке и не выиграли матч. Не выиграли – выиграли в следующей, когда Гийом Самика отчаянной куражной подачей отправил мячик по линии точно в угол.

Так мы еще не проигрывали, но мало ли есть способов – мало ли есть вариантов прочтения все той же классики. Бесконечно – можно напрячь воображение и придумать еще более обидный вариант. Займемся этим на чемпионате мира-2010 или уже все-таки хватит?

Матч за 3-е место вопреки традициям нам не удался вовсе. Даниэле Баньоли совсем не смог настроить команду. Его первый сезон на посту тренера оказался неудачным. Наши прибавили в защите, возможно, стали грамотнее тактически, но психологическое состояние команды итальянец явно не контролирует. Как и при Владимире Алекно замены не оставляют впечатление своевременных, таймауты редко меняют течение игры, настроение в игре сборной превалируют, а бойцовские качества появляются и исчезают словно исключительно по метафизическим причинам. Еще год у Баньоли есть – еще есть надежда, что команда в такой конфигурации не сломалась.

Россияне уступили в трех сетах болгарам, чей путь на этом турнире оказался похожим на наш. Команды побыстрее закончили мучительное мероприятие и отправились смотреть финал и чистить карму. Наши при этом остались без медалей чемпионата Европы впервые с 1997-го.

Ну а чемпионом Европы впервые в истории стала Польша. Команда Даниэле Кастеллани, по большому счету, исполнила партию испанцев двухлетней давности. На поляков в этом турнире не ставил никто. Без Мариуша Влажлы в диагонали, Свидерски и Виньярски в доигровке, с новым тренером и нечеткими амбициями эта сборная, казалось, не представляла никакой опасности. А она просто взяла и выиграла все матчи чемпионата. В полуфинале расправилась с захандрившими болгарами, а в финале оказалась элементарно свежее измотанных французов. Польша показала сбалансированную разумную игру, ровную во всех основных компонентах. Главными творцами успеха, помимо тренера, стали связующий Павел Загумны (приз лучшего в этом амплуа в турнире) и диагональный Петр Грушка. Последнего давно не воспринимают всерьез и, были бы здоровы все лидеры, он мог вполне промахнуться мимо заявки. Однако именно ветеран Грушка, внешне похожий на героя одного странного российского сериала, был признан самым ценным игроком турнира. По делу признан. Кроме того, добрых слов заслуживают доигровщики Михал Бакевич и Бартош Курек, возможно главное открытие турнира наряду с болгарским центральным блокирующим Виктором Иосифовым, игроки первого темпа Даниэль Плински и Марцин Модзонек, либеро Петр Гашек, а также запасные Петр Новаковски, Якуб Ярош, Михал Русяк, Павел Воицки, безусловно сыгравшие свою роль в общем успехе. Польша – сильнейшая сборная на континенте.

Сильнейшая сборная на континенте – Россия. По статусу, потенциалу и реальной силе игроков, по стабильности результатов, много по чему еще. Только это абсолютно неважно. А важно то, кто сильнее не вообще не протяжении многих лет, а прямо сейчас, в конкретный момент. Испанцы на прошлом Евро, американцы на Олимпиаде, теперь французы с поляками – эти команды не закладывают победные династии, у них почти нет шансов удержаться на вершине хоть сколько-нибудь долго, но у них один большой плюс по сравнению с нами – они на этой вершине побывали.

P.S. Подписаться на обновления первого воллейбольного блога на Sports.ru вы можете, нажав на кнопку +добавить в ленту в шапке блога.