6 мин.

Дело Мишеля Платини не про футбол, а большую политику

Самый скандальный в истории исполком ФИФА прошел в декабре 2010 года, когда члены организации выбрали хозяевами Чемпионатов мира 2018 и 2022 годов Россию и Катар соответственно. Расследования начались уже в 2012-м, но футбольная семья так в итоге никого и не сдала.

О Катаре ранее говорили меньше, чем о России. Чемпионат мира-2018 грозились забрать и отдать Англии, правда, больше не футбольные функционеры, а западная пресса. Аргументы о том, что «Россия оккупировала Крым» казались куда более весомыми, чем коррупция и слухи про чемоданы денег. Так что дальше тех самых «highly likely» дело не пошло. Чемпионат мира в итоге бойкотировали не футболисты и болельщики, а главы некоторых государств, в том числе члены британской королевской семьи. Россия, тогда как раз выиграла право на мундиаль у Англии и именно СМИ этой страны особенно активно пытались уличить Россию во всех возможных непотребствах.

Катар выиграл у США более сенсационно, чем Россия у Англии. По всем расчетам ЧМ-2022 должен был пройти в Америке, а не в неприспособленном для футбола Катаре. Однако в последний момент случилось нечто, после чего за азиатскую страну проголосовало 14 членов исполкома, тогда как за США всего 8. Американцы не проявляли какой-то видимой прыти, тем более свой Чемпионат мира страна уже получила – в 2026 году Америка примет мундиаль вместе с Канадой и Мексикой. Но тем не менее именно расследование коррупции, связанной с Катаром, продвинулось очень далеко.

Наверное, символично, что после громких расследований в США и Швейцарии, настоящий гром бабахнул именно во Франции. Ее правоохранительные органы проводят масштабное и довольно эффективное расследование коррупции в IAAF – обвинения предъявлены экс-президенту федерации Ламине Диаку, членам его семьи и ближайшему окружению. Вопросы у французских сыщиков есть и к бывшему главе ВФЛА Валентину Балахничеву, передававшему, по их мнению, взятки от спортсменов за сокрытие допинга Диаку.

В легкой атлетике, видимо, была тренировка. Сейчас под ударом куда более значимые фигуры, чем престарелый сенегалец, его сын и не самый честный российский спортивный функционер. Речь идет о возможном привлечении к ответственности экс-президента УЕФА и легенды французского футбола Мишеля Платини. Но это только начало! Главная цель сыщиков – экс-президент Франции Николя Саркози! Ровно поэтому речь идет не о футболе, а о чистой политике.

Что же все-таки вызывает подозрения у следователей и почему тот же Платини не арестован, а задержан для дачи показаний?

За некоторое время до ключевого голосования по кандидатуре Катара в Елисейском дворце состоялся обед с участием Николя Саркози, Мишеля Платини, президента ФИФА Зеппа Блаттера, эмира Катара Тамима бин Хамад Аль Тани, главы МИД этой страны Хамада бен Джасима, а также тоже вызванных к сыщикам советницы Саркози Софи Дион и генсека администрации президента Франции Клода Геана.

На обеде было решено, что в обмен на голос Платини и его работу с другими членами исполкома ФИФА катарский фонд Qatar Sports Investments купит у американского инвестфонда Colony Capital клуб ПСЖ, за который болеет Саркози. Кроме того, «Аль-Джазира» должна была запустить во Франции спортивный канал beIN Sports.

После того, как стороны ударили по рукам, Платини сам изменил свою позицию и проголосовал не за США, а за Катар, убедив в этом еще трех членов исполкома ФИФА.

Реклама 18+

Казалось бы, тут нет ничего криминального… В конце концов главы государств договариваются об инвестиционных проектах регулярно и это является частью их обязанностей. Тем более Саркози и эмир Катара не имели формального отношения к рассмотрению заявок на исполкоме ФИФА. К тому же Саркози, как утверждается, просто попросил Платини голосовать «с учетом интересов страны». Предъявить тут можно только формальное вмешательство государства в дела УЕФА, за что Платини должен быть отстранен от футбола.

Однако не все так просто. Национальная финансовая прокуратура ведет расследование о частной коррупции, то есть взятках за заключение нужных сделок, которые получают не чиновники, а менеджеры заинтересованных частных кампаний. И вот тут как раз Платини сыщикам может быть полезен – его сын Лоран занимает пост юридического советника того самого Qatar Sports Investments, купившего ПСЖ. Саркози же всплывает в связи с продавцом – американским Colony Capital. Этот фонд возглавлял близкий друг экс-президента Франции Себастьен Базин. Кстати, сейчас его кампания Accor Hotel Group является генеральным спонсором ПСЖ и вкладывает в любимый клуб Саркози 150 миллионов евро в течение трех лет.

Интересно, что схему сдал даже не Football Leaks, а экс-президент ФИФА Зепп Блаттер. Хитрый старик опять не сдал футбольную семью, потому что иначе возникли бы вопросы и к нему лично. В 2010 году власти Катара заключили с ФИФА контракты на общую сумму в 880 миллионов долларов; 100 миллионов из этой суммы были прямо прописаны как бонус ФИФА в случае победы Катара в голосовании за ЧМ-2022.

Так что Блаттеру ничего не оставалось делать, как заявить, что ситуацию в пользу Катара развернул именно Саркози, уговоривший Платини поменять позицию.

Напомню, что в 2015 году по результатам расследования комитета по этике ФИФА Платини и Блаттера отстранили от любых занятий, связанных с футболом, на 8 лет (в 2011-м Блаттер перевел на счет Платини 1,8 млн евро – и у этой суммы не нашлось законного обоснования, хотя оба чиновника уверяли, что это деньги за работу Платини в 1999-2002 годах). Однако француз добился сокращения срока до четырех лет, а в 2018-м швейцарская прокуратура сняла с него обвинения в коррупции.

В целом же то, что история 2015 года закончилась ничем, виновато новое руководство ФИФА в лице Джанни Инфантино. Хороший знакомый и, по некоторым данным, сосед Блаттера не пошел по пути нового главы IAAF Себастьяна Коу и не стал копать под предшественника, загнав все сомнительные истории, связанные с его деятельностью, под ковер. Ровно поэтому Блаттер еще на свободе. Однако при аресте Платини, вряд ли он не даст показания на того, кого прокуратура Швейцарии считала его подельником.

Еще раз необходимо отметить, что дело – чистая политика и попытка правительства Франции поднять себе рейтинг на преследовании непопулярного Николя Саркози. Ведь смотрите, никаких обвинений в отношении Блаттера и даже Платини не выдвинуто, хотя основании на это есть и весьма серьезные. Статьи о частной коррупции и конфликт интересов в законодательстве Франции никто не отменял, а само преступление, то есть сговор, случился именно на территории этой страны.

Соответственно, у Катара, потратившего на подготовку к Чемпионату мира, 200 миллиардов долларов, есть все шансы турнир сохранить. Однако существуют очень серьезные интересанты, которые могут превратить политический вопрос в футбольный – владельцы ведущих европейских клубов. Дело в том, что Чемпионат мира в 2022 году пройдет не летом, а в ноябре, что, мягко говоря, негативно отразится на финансовом состоянии европейских клубов. Они должны будут прервать те же Еврокубки ради игр сборных в Катаре. Так что самое интересное в футбольном мире может быть еще впереди.