15 мин.

The Death of the One-Handed Backhand

 By MICHAEL STEINBERGERAUG. 24, 2014

  перевод статьи

 

***

Когда в январе этого года не Надаль, не Джокович, не Федерер и не Маррей, а  Станислас Вавринка неожиданно стал победителем Открытого Чемпионата Австралии по теннису, это стало радостным событием для той части аудитории любителей тенниса, которым уже стало изрядно надоедать это бесконечное доминирование Большой Четвёрки в АТР туре.

 Ещё меньшую часть фанов этой игры, которую можно отнести к самым настоящим  теннисным эстетам, обрадовало то обстоятельство, что Стэн это очень редкий игрок  в наше время, обладающий одним из самых красивых ударов в теннисе – одноручным бэкхэндом. Этот удар прекрасно можно использовать, играя слайсами, а также придавать мячу обратное вращение при выполнении удара underspin.

С помощью этого удара отлично исполняются укороченные дроп-шоты, а в тех случаях когда, очень непросто дотянуться до мяча, такой бэкхэнд просто незаменим. Тенниситы играющие слева одной рукой, могут поразить ваше воображение красотой своих ударов, отправляя мяч в корт под самыми неожиданными углами для победного виннера.

Ещё лет 50 тому назад, в теннис играли  одной рукой  для того, чтобы бить  слева.  Однако, сегодня такой удар уже исчезает из игры. Мощь и вращение стали определяющими факторами современного тенниса и поэтому  игроки, чтобы справится с таким давлением, стали играть двумя руками, так как одноручный бэкхэнд оказался не так эффективен в борьбе с высоким отскоком и скоростью мяча.

Итальянка Роберта Винчи перешла с  удара двумя руками, на одноручный бэкхэнд  в 18 лет, но не жалеет об этом, говоря, что хотя в современных условиях играть одной рукой очень тяжело, она уже не поменяет своего решения. Винчи всего, лишь одна девушка из  трёх в первой полусотне ВТА, которые играют одной рукой слева. 

 24 игрока-одноручника из первой сотни АТР

В ТОП 100 мужского тура сейчас осталось только 24  таких игрока, по сравнению с 50, ещё десять лет тому назад. Причём, большинство из них являются ветеранами в теннисе. Роджер Федерер, Томми Хаас, Томми Робредо, Фелисиано Лопес, Миша Южный,Филипп Кольшрайбер находятся на закате своей карьеры и только игрок ТОП 10, Григор Димитров, которому 23,  является исключением из этого списка. Но и он наверное уже последний игрок из этой породы. (Автор наверное забыл про Доменика Тиема.)

По моим подсчётам, всего лишь 5 мальчиков из 100 играют в теннис одной рукой с бэкхкэнда, а среди девочек только одна. Так, что наши шансы увидеть  в ближайшем будущем, хотя бы одного такого парня на юношеском теннисном турнире, равны шансам увидеть там же, как кто-то играет деревянной ракеткой.

Удар одной рукой слева или  одноручный бэкхэнд, это не просто удар.  После того как в начале 2000 годов  умер  serve-and-volley (опять же из-за того, что возросшая скорость игры и топ спины уже не позволяли игрокам часто выходить к сетке), одноручный бэкхэнд оставался последним бастионом художественной красоты в теннисе. Он был тем самым рудиментом, который всё ещё указывал на благороднейшее происхождение этой аристократической игры.

Этим летом я посетил Уимблдон, чтобы запечатлеть для будущих поколений этот удар. Пол Анакон, бывший тренер Федерера, дал мне несколько снимков на эту тему, со словами – это возможно последнее, что вы сможете уже увидеть. Однако, через несколько дней, я стал свидетелем матча, который всё еще подпитывал мои надежды. 13 сеянный одноручник Ришар Гаске, играл против долговязого австралийского тинейджера Ника Киргиоса. 28 летний француз, получивший некогда лестные сравнения с самим Федерером, обладает одним из самых роскошных ударов слева. Когда он это делает, он словно обнажает сверкающий меч и мяч после его ударов прорезает воздух с огромной скоростью, нанося противнику непоправимый урон.

В тот день Ришар наносил отличные удары с бэкхэнда. Он играл ими глубоко, под самую заднюю линию. Когда он провёл комбинацию с великолепным косым кроссом, а затем нанёс ещё и backhand winner down the line, я уже не сомневался в победителе этого матча, ведь француз вёл по сетам 2-0. Не дождавшись окончания игры, я ушел искать других одноручников. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что в конце концов победу одержал австралиец, который как известно, играет двумя руками слева.

Стэн - катапульта

Уимблдон исторически является витриной одноручного бэкхэнда. На траве его кортов, мячи после отскока летят очень низко и быстро, а резаные удары поражают красотой бреющего полёта. Во время матча Вавринки и тайваньца Лу, удары Стэна слева выглядели особенно разрушительно.

Для игрока мирового уровня, Вавринка имеет несколько странное, необычное телосложение. Ему вроде как не хватает мышечной гармонии, он выглядит слишком полным, особенно в районе бёдер и ягодиц. Но именно эти части его тела,а также ноги, в основном и генерируют ту самую сокрушительную энергию и мощь его бэкхэнда. Он далеко отводит свою ракетку назад, глубоко опуская колено вниз, создавая таким образом, необыкновенно мощную катапультирующую конструкцию, которая выстреливает затем из себя мяч с ужасающим вращением и скоростью. Вместе с тем направление его ударов во многом остаётся непредсказуемым для его соперников. Лу например, и понятия не имел, где опустится каждый раз мяч.

Двуручный бэкхэнд начали применять на Уимблдоне только лишь 40 лет назад. В 1974 году, используя удар слева двумя руками, Джимми Коннорс и Крис Эверт, являющиеся тогда boyfriend and girlfriend, оба выиграли этот мэйджор. Начиная с 1976 года великолепный Бьорн Борг пять раз подряд выигрывал Уимблдон, во многом благодаря и этому этому удару.

И всё же в те времена, это было скорее исключением из правил, а двуручный удар слева не был в особом почёте. Джек Крамер, легендарный игрок из 1940-х и 50-х годов, дискутируя с Коннорсом, назвал  двуручный бэкхэнд, всего лишь замаскированным  форхэндом. А когда Крис Эверт, предложила научить двуручному бэкхэнду Билли Картера(брата президента  США), в 1979  году на выставочном матче, тот язвительно пошутил – а как  же я буду держать при этом бокал с пивом? Единственным профи, поменявшим одноручный бэкхэнд на двуручный в середине своей карьеры, остаётся австралиец  McNamee, однако этот факт, скорее относится к разряду любопытных.

Гораздо больше известен другой факт, когда 14 летний парнишка по имени Пит Сампрас, всё-таки внял убеждениям своего тренера Питера Фишера, который уговорил его сделать совершенно обратное-поменять двуручный бэкхэнд  на одноручный. «Иначе тебе никогда не  выиграть Уимблдон» говорил ученику Фишер, и в 1985 году Сампрас, после долгого сопротивления, всё -таки, так и поступил. Правда, сначала его результаты и рейтинг, стали  резко падать вниз."В течении 3 лет мне было не до смеха", говорил Сампрас в 2008 году, давая интервью NPR. Но в конечном счёте, страдания Пита окупились с лихвой: он дейстительно выйграл Уимблдон, да не один, а целых семь раз, также как и семь других титулов ТБШ.

В том сопротивлении Сампраса своему тренеру нет ничего удивительного. Одноручный бэкхэнд отнимает гораздо больше сил в игре, особенно у юного игрока. Именно в большей степени из-за этого детей сейчас, сразу начинают учить игре слева двумя руками. К тому же удар слева одной рукой, технически исполнять сложнее. А это значит, что ему сложнее научить, да и тренеру приходится больше уделять для этого времени.

Скорость мяча после бх Стэна достигает 76 миль в час

 Доктор Джек Гроппел, основатель Johnson & Johnson's Human Performance Institute, бывший председатель Национального спортивного научного комитета и теннисной ассоциации Соединенных Штатов, проанализировал в своё время биомеханику каждого удара для своей диссертации в конце 1970-х. 

Гроппел установил, что в то время как при двуручном ударе требуется координация только бедер, ног, туловища и рук, одноручный удар требовал синхронности как бедер, ног, туловища, так ещё и  плеч, предплечья и руки. Другими словами, двуручный удар гораздо проще в освоении. "Вторая рука помогает игрокам  получить дополнительную силу, а также возможность бить по мячу очень эффективно почти целый день," рассказал мне Гроппел  в беседе.

Пожалуй, самое большое неудобство удара одной рукой состоит в том, что по мячу приходится бить тогда, когда он находится впереди тебя. К тому же снижению использования этого удара, способствуют такие тренды, как увеличение роста и мощи игроков новых поколений, технический прогресс способствующий облегчению и гибкости современных ракеток, позволяющих вколачивать мячи в корт с огромной силой.

Согласно Международной федерации тенниса, самая быстрая первая  подача в мужском туре сейчас около пяти миль в час быстрее, чем это было десять лет назад. Самая быстрая первая  подача в женском туре, стала почти на 10 миль в час быстрее, чем раньше. Удары с отскока теперь летят через сетку тоже намного быстрее. Джон Yandell, редактор  , интернет-журнала tennisplayer.net,  зафиксировал, что удар справа Пита Сампраса в конце 1990-х , летел со скоростью приближающейся  к отметке 85 миль в час. Заметьте, что Сампрас, который ушел в отставку в 2003 году, обладал  одним из самых  сильных форхэндов в туре. В наши дни, Сампраса можно  было бы назвать пешеходом. "Теперь мы регулярно видим удары справа в 90, 95 и даже 100-миль в час," говорит Yandell.

Современные ракетки и струны, позволяют нынешним игрокам придавать вращение мячу на 25% больше, чем это возможно было делать одно поколение назад. Удар справа Сампраса в среднем составлял 1900 оборотов в минуту. Сейчас, такие игроки, как Федерер и Новак Джокович регулярно придают своим форхэндом мячу вращение от 2500 до 3000 оборотов в минуту. Показатели Рафаэля Надаля ещё выше, они превышают порой и 4900 оборотов в минуту.

Надаль придаёт мячу вращение 3200 оборотов в минуту

 

Topspin дает два преимущества: он позволяет игрокам смело  играть через сетку благодаря высокой траектории полёта закрученного мяча, и при этом быть уверенным в том, что он опустится внутри ограничивающих корт линий. Вместе с тем, благодаря высокому отскоку создаются большие неудобства противнику, ведь он должен играть на уровне плеч или даже выше. Уровень плеча или выше для игрока одноручника слева, это всё равно, что  слепая зона для водителя авто -  зона почти полной уязвимости. Даже самые сильные из них должны  бороться последовательно сначала,чтобы достать  высоко прыгающие мячи, а затем ещё и постарарться отправлять их обратно не теряя темпа и глубины ответа. 

Надаль  безжалостно использовал эту слабость одноручного бэкхэнда, в его десятилетнем соперничестве с Федерером. Многие приписывают разгромный результат их личных встреч в карьере с преимуществом 23-10 в пользу Надаля, разнице в возрасте или же поверхности корта или даже игре разума. Но, может быть всё дело было лишь в том, что раз за разом, левша Надаль использовал свои TopSpin удары справа, чтобы сломать игру Федерера с бэкхэнда(великолепно работающего на самом деле, но только не в матчах с Рафой).

То что одноручный бэкхэнд может вполне успешно справляться с подобной тактикой Надаля, всё же было доказано швейцарцем. Однако, это сделал не сам Федерер, а его соотечественник Станислас Вавринка, который разгромил Надаля в финале Открытого чемпионата  Австралии в этом году. Правда до этого Надаль обыгрывал Вавринку 12 раз подряд, а тот его ни разу в ответ. К тому же, Надаль получил травму спины во время того нашумевшего финала.

Так или иначе, но сейчас в АТР туре нет такого игрока как Вавринка, который бы  наиболее веско и аргументированно доказывал всем преимущества своего великолепного бэкхэнда. Во многом благодаря этому удару, а не вопреки ему, Стэн достиг таких высот в теннисе и является сейчас ракеткой №4 в мире. Тот же Yandell, установил, что бэкхэнд Стэна придаёт большую скорость и вращение мячу, нежели даже форхэнд Новака Джоковича или Роджера Федерера.  Yandell утверждает, что физическая сила Вавринки, это только первая часть уравнения.Вторым важнейшим компонентом этой формулы успеха является его полузападная хватка ракетки. (semi-Western grip)

Стэн бьёт и крутит мячи со своего бэкхэнда мощнее чем многие в туре

Это помогает ему очень мощно пробивать по высоко отскакивающим мячам, встречая их впереди себя, а также придавать им сильнейшее  вращение.

Когда мы встретились в холле игроков на Уимблдоне, Вавринка рассказал, что в начале своей карьеры, он и Федерер иногда обсуждали  стратегию игры с  бэкхэнда.  "Мы вообще-то и раньше часто говорили о тактике игры с  Рафой…  перед тем как я или Роджер должны были играть с ним в матче. Так, что у нас не было особой необходимости обсуждать эту тему как-то специально до австралийского финала.

Чтобы выиграть, Вавринка, когда это было возможно, старался  встречать мяч пораньше, нанося  удары  по мячу на подъеме, чтобы избежать игры на уровне плеч или выше, таким образом дополнительно выигрывая время у  Надаля. Это всегда было стратегией против Надаля, но на этот раз всё сработало.

Своей победой в Австралии, Стэн заставил многих людей с новым интересом взглянуть на одноручный бэкхэнд. «Сейчас все в туре опасаются моего бэкхэнда - говорит Вавринка. Теперь все понимают, что даже сейчас, когда теннис стал намного быстрее и мощнее, и на самом верху рейтинга, вполне можно играть одной рукой с бэкхэнда.»

И всё же то, что Вавринка уступил на Уимблдоне  Федереру, а Федерер в финале проиграл Джоковичу, может быть говорит о том, что ещё рано надеяться на возрождение одноручного бэкхэнда, и я возможно принял желаемое за действительное.

Тсонга умеет играть одной рукой слева

Жюстин Энен из Бельгии, которая выиграла семь титулов Grand Slam  между 2003 и 2007, и играла одной рукой слева, вероятно, была самой знаменитой теннисисткой  современной эпохи: иконой олицетворяющей собой этот великолепный удар. Даже мужчинами, это было расценено с благоговением. Когда малышка Энен, ростом в 5 футов и 6 дюймов, сносила с корта девиц ростом в 6 футов, и  ее ракетка торжественно взмывала воздухе, после очередного победоносного удара слева по линии, все замирали в восторге, иногда даже выкрикивая вместе с ней "Allez!"  Питер Бодо из журнала Tennis назвал ее " “the Little Backhand That Could." (Честно говоря, я всегда затрудняюсь, переводить поэтичного Бодо и этот  его лаконизм не исключение.) Это при том, что Энен не вдохновляла собой на юниорском уровне.

Там же на Уимблдоне, мне удалось поговорить с бывшим тренером Энен, аргентинцем Карлосом Родригесом, который начал работать с Жюстин с 14 лет и закончил тогда, когда ей исполнилось 28. Благожелательный тихоня Родригес, уже смирился с тем, что однорукий бэкхэнд скоро наверное занесут в красную книгу, как исчезающий с планеты вид техники игры. Через 5-10 лет его уже не будет совсем – сказал мне аргентинец. И даже Вавринка не спасёт этот мир от засилья двуруких роботов.

Одной из главных причин исчезновения однорукого бэкхэнда, Родригес называет, нежелание детских тренеров и нетерпеливость родителей, которые стремятся к немедленным успешным результатам своих чад в теннисе. 

С испугом Родригес говорил о гигантизме в современном подростковом теннисе, в том числе и среди девушек. Теннис это один из самых подверженных изменениям вид спорта, благодаря техническому прогрессу. Игроки становятся всё мощнее и выше, а их оружие всё совершеннее и технологичнее. Один игрок уже вряд ли сможет вернуть  к жизни  одноручный удар слева, или стиль serve-and-volley.

Побывав на этом Уимблдоне, я действительно заметил насколько становятся крупнее игроки в физическом смысле. Человек 6 футов(182 см)  роста, как я, чувствует себя карликом среди них. В 1975 году средний рост теннисиста был 5футов 11 дюймов(180 см), а сейчас 6 футов и 2 дюйма(188 см). Женщины сейчас ростом 178 см, а раньше были 168 см. К тому же, и это наверное не совсем случайное совпадение, игроки одноручники, как раз находятся среди не самых высоких спортсменов. Винчи и Скьявоне 162-163см, Вавринка всего182 см. Гаске, вроде как значится, что на дюйм выше…но я стоял с ним рядом, совсем не похоже на то.

Филлип Кольшрайбер, со своим ростом 5 футов и 10 дюймов( 178 см), не смотря на то, что был буквально осыпан свистящими топ спинами все эти дни, говорит, что он ни за, что не променяет свой бэкхэнд, на двуручный. Он очень доволен своим ударом слева, но всё же признаёт, что играть с мощными молодыми парнями, колотящими со всей дури мяч двумя руками, становится с каждым днём всё труднее. Он говорит, что видел игроков, которые играют как одной рукой слева, так и двумя, при необходимости. Как Тсонга, например. А что, этот вариант возможно  уже следующий шаг в развитии тенниса.

облегчённые детские  мячи

 

Джим Курье, бывшая первая ракетка мира, который в настоящее время является капитаном сборной Соединенных Штатов в Кубке Дэвиса и комментатор Tennis Channel, также поднял вопрос о возможности играть гибридной моделью бэкхэнда. В отличие от Родригеса, он не был пока готов похоронить одноручный бэкхэнд. "Все, что вам нужно, это один отличный тренер на раннем этапе развития игроков, который с младых ногтей обучит их правильной технике удара слева, как одной так и двумя руками" сказал он мне.

Такому подходу может помочь тот факт, что детские ракетки, как и взрослые, сейчас стали значительно легче.  Это должно, облегчить обучение 10-летних ребят удару одной рукой слева, гораздо больше, чем это было бы 20 лет назад. Кроме того, многие дети учатся  играть в теннис с помощью более легких мячей, которые в большей степени способствуют комбинационной игре и возможно, также в большей степени способствуют для обучения удару слева одной рукой. 

Моя 9-летняя дочь использует такие более легкие мячи, накаченные с меньшим давлением. Я играю  с ней все время и хотя она уже научена играть двуручным ударом слева, я продолжаю надеяться, что мой однорукий бэкхэнд  вызовет у неё хотя бы некоторое любопытство. Правда до сих пор, этого не произошло. Может быть, она слишком занята концентрируясь на своих ударах, чтобы заметить мой подвох. Или может быть она думает, что это лучший способ, чтобы победить меня.