4 мин.

Моя последняя победа-неудача

В моей карьере не только победы, но и множество, как это принято говорить, неудач. Но я их так назвать не могу — это всего лишь уроки, хотя бывают и досадные. Вот, из последних.

Начало июля 2009-го. Чемпионат Европы. Между прочим, последний в моей жизни, так как проводится он только по андерам (до 23 лет), а мне гоняться в этой возрастной категории осталось полгода. Выпал последний шанс выиграть его. Напомню на ЧЕ две дисциплины, олимпийские, — разделка и группа. Естественно в моей голове лишь одна цель — два золота. И это не мечты. Просто я готовил себя, нет, не подняться на высшую ступень пьедестала, хотя это и приятно. Готовил себя психологически — умереть на дистанции в обеих гонках, но добиться максимума.

И вот первый день. Разделка. То, как я подошел к гонке, уже неважно. Важно, что сделаю с собой на трассе: поберегу ли, пожалею ли, хватит ли силы воли для достойной борьбы. Со старта все понял — гонка пошла не так, как я планировал. Ватные ноги, невыносимая духота и совсем не та скорость, на которую рассчитывал. Чуть позже все мысли ушли, и я остался один сам с собой и гнал себя до полусмерти, не щадя себя ни на одном подъеме и ни на одном обороте шатуна. На финише проиграл всего каких-то 7 сотых секунды. И это на дистанции в 40км!!! Мой средний пульс во время гонки составил 194 удара. При том, что максимальный — 204. То есть вся гонка на пределе, в красной зоне. Пришлось даже первый раз в жизни испытать, что значит быть на грани потери сознания, когда в глазах полная темнота, а организм отключается, не слушаясь твоих команд. И все это на пьедестале.

Думаете, я был расстроен этими 7 сотыми? Нет. Я был доволен. И даже счастлив. Потому что ни на секунду, ни на одном сантиметре не пожалел себя — можно сказать убил себя на трассе. Этим был доволен, это успокаивало и не давало грызть себя изнутри.

Но позади осталась лишь первая гонка. Два дня спустя предстояло ехать группу. Считаю плохим гонщиком того, кто ездит только индивидуальные гонки. Настоящее испытание происходит в групповых. Там нужно принимать решения в каждую секунду, прогнозировать кучу мелочей от собственного самочувствия до состояния соперников, от направления ветра, изменяющегося на каждом повороте трассы, до особенностей рельефа. Иногда ловил себя на мысли, что думаю даже о качестве асфальта, то есть о том, как быстрее проходить виражи на том или ином участке дороги. Мелочей в велоспорте не бывает, необходимо стараться учитывать все.

Итак, последняя в моей карьере групповая гонка чемпионата Европы. То, как происходят перемещения и какие ситуации возникают по ходу дистанции, удивляет даже меня — велогона. Представляю, как выглядит пелетон со стороны непосвященных — муравьиная куча и полный хаос! Хотя на самом деле есть свои законы и правила.

Групповая гонка складывалась для меня перспективно, хотя вариантов хорошего расклада было много. Но получился один — в первой половине на 60-м километре ушел отрыв около 11 человек, в который я смог попасть. Сразу оценив соперников, понял, что здесь шансы у меня отличные — главное добраться до финиша. Работали ровно, дружно. В слаженных действиях отрыва играет роль то, как ведет себя каждый гонщик. Протяжки в горах, наращивание скорости на моей смене могли положить конец единству — и мы были бы съедены группой. Но я старался не брать на себя лишнюю инициативу — иначе ее на тебя повесят. И вот долгожданные финишные круги — 5 по 13км. На круги мы заехали с преимуществом около минуты от уже злого пелетона. К тому моменту я уже понимал, что отрыв догонят и нужно что-то предпринимать. Пройдя первый круг, уже знал, где буду атаковать на следующем, выбрал подходящий участок, где был силен боковой ветер — это сокращало шансы желающих сесть мне на колесо. Момент для атаки выбрал после небольшого тягуна с брусчаткой, когда по ногам накатывает всем.

И вот моя атака. Отлично: на колесо никто не сел, и теперь я имею возможность спокойно закладывать виражи с идеальным радиусом и проходить подъемы в своем максимальном темпе. До финиша осталось 25км. Смотря на табличку информации, говорящую о разрыве, понимал, что группа меня не отпускает и в ней началась разборка. Последний круг — я по-прежнему один. Сил осталось мало, и приходится опять убивать себя на трассе. Когда оглянулся на одном из виражей и увидел вдалеке группу во главе с командой Италии, меня сначала охватила паника (вот и все, догнали). И в тот же момент голос внутри сказал: «вперед, не оглядываться до конца. Вперед!» Так я ехал последние 13 км, каждый километр как последний. И что же?! Группа накатила меня за 1,5км до финиша…

Хотел завязать с велоспортом прямо на этом месте. Меня уже не интересовала борьба за 20-е места — я был убит. Прежде всего, морально. Первое, что спросил у Бога после линии финиша сидя на асфальте: «За что, за что мне это, неужели я недостоин первого места?» И немного погодя сам на все отвечал, благодарил Бога за возможность испытать себя, проверить характер. Да, я приехал каким-то там 50-м или еще дальше. Но был доволен и удовлетворен тем, что до конца бился и ломал себя на трассе.

Если в будущем поймаю себя на мысли, что немножко, самую малость пожалел себя в нужный для победы момент, я непременно завяжу…