5 мин.

О Глебе Грозовском как символе

Предупреждение автора: непривычно много букв 

Друзья, новость об обвинении отца Глеба Грозовского в педофилии поразила меня даже больше, чем Уткина, который, по его собственному признанию, целый день с горя не ел. Я мельком, но встречался с Глебом, очень уважаю его деятельность - особенно в той части, которая касается изменения в глазах общества образа Православного священника как угрюмого заросшего старика в рясе. Также величайший ему респект за окормление такой полуатеистической и склонной к разнообразным страстям банды, как "Зенит". Ну и количество детей у Грозовского - как у вашего покорного слуги. В общем, этот человек для меня Пастырь с большой буквы.

Я, как и протодиакон Андрей Кураев, как вся питерская епархия, не верю в вину отца Глеба. И, что удивительно, был поражен тем, что многие на данном ресурсе не верят тоже. В сущности, тон комментариев на спортсе более выдержанный, чем в том же кураевском блоге, где, по идее, христиан должно быть в разы больше по умолчанию. Я рад; значит, работа Православных посетителей сайта, в том числе и моя. не проходит даром.

Понимаем ли мы, что будет, если безвинного отца Глеба осудят, а в нашей гнущейся к безбожным идеям о ювенальной юстиции - если что, я за защиту детей от насилия, но против уродливых видов, которые она принимает - это вполне возможно? Сколько молодых, да и зрелых футболистов отвернутся от Веры? Сколько людей, видевших в отце Глебе символ слияния Православия и футбола, плюнут, и пойдут заливать разочарование в мире горькой огненной водой? Как затормозится сама идея об интеграции духовенства в спортивное сообщество? Возможно, мало кто понимает, но именно сейчас отец Глеб стал символом, трофеем, за который борются Бог и дьявол. Бог, желающий видеть как можно больше продвинутых духовников в командах, и дьявол, мечтающий о клубах, сплошь состоящих из атеистов и спортсменах, тратящих свободное время только "на пьянки да блядки". И во многом от нас зависит, чья возьмёт на этот раз.

Удивительно, но ни в одной из мириад записей я не увидел упоминания об истории, которая первой мне пришла в голову в связи с историей Грозовского, об истории из жития моего любимого святого. Предлагаю её вам, прошу от всего сердца не торопиться с выводами и верить в добро.

"Один из жителей того селения, близ которого подвизался Макарий, имел дочь - девицу, которую один юноша, также живший в этом селении, просил отдать себе в жены. Но так как юноша был очень беден и притом простого звания, то родители девицы не соглашались отдать в замужество за него свою дочь, хотя сама девица и любила того юношу. Спустя несколько времени, девица оказалась непраздною. Когда она стала спрашивать юношу, какой ей дать ответ своим родителям, то последний, научаемый учителем злобы - дьяволом, говорил ей:

- Скажи, что это сделал с тобою живущий около нас отшельник.

Девица послушалась коварного совета, и обострила против невинного инока свой язык, как бы змеиный. И вот, когда родители заметили, что девица должна быть матерью, то с побоями стали ее спрашивать, кто виновник ее падения. Девица тогда отвечала:

- В этом виновен отшельник ваш, которого вы считаете святым. Как-то раз, когда я находилась за селением и подошла к тому месту, где он живет, отшельник встретил меня на дороге и сделал надо мною насилие, а я из-за страха и стыда никому не сказала об этом до сего времени.

Уязвленные этими словами девицы как бы стрелами, родители и родственники ее все вместе бросились к жилищу святого с громкими криками и бранными словами. Вытащив Макария из кельи, они долго его били, и потом привели с собою в селение. Здесь, собрав множество разбитых сосудов и черепков и связав их веревкою, повесили святому на шею и в таком виде водили его по всему селению, без милосердия надругаясь над ним, нанося ему побои, толкая его, терзая за волосы и ударяя ногами. При этом они восклицали:

- Этот монах осквернил нашу девицу, бейте его все!

Еле переводя дух, Макарий просил служившего ему человека;

- Друг! будь за меня поручителем.

Последний, готовый даже умереть за святого, поручился за него, и, взяв Макария, совершенно обессилевшего от ран, с великим усилием отвел его в келью. Несколько оправившись от ран, Макарий стал усиленнее трудиться над своим рукоделием, говоря сам себе так:

- Ты теперь, Макарий, имеешь жену и детей, и посему тебе необходимо работать День и ночь, дабы доставлять им необходимое пропитание.

Делая корзины, он продавал их чрез указанного человека, а вырученные деньги отсылал на прокормление девице. Когда же ей наступило время рождать, то ее постиг праведный суд Божий за то, что она оклеветала невинного святого. Долго она не могла разрешиться от бремени и страдала многие дни и ночи, горько плача от весьма сильной боли. При виде таких ее мучений, страдали вместе с нею и родители ее и в недоумении спрашивали ее:

- Что это случилось с тобой?

Тогда девица, хотя и сильно не желала того, принуждена была открыть истину. С громкими воплями она сказала:

- О, горе мне окаянной! Я достойна ужасного наказания за то, что оклеветала праведника, сказав, что он виновник моего падения. Не он виновник сего, но тот юноша, который хотел жениться на мне.

Слыша вопли девицы, родители ее и родственники, находившиеся около нее, были сильно поражены ее словами; и напал на них сильный страх, и они весьма устыдились, что дерзнули так оскорбить невинного инока, служителя Господня. В страхе они взывали: "горе нам!" Между тем весть о происшедшем разнеслась по всему тому селению, и все жители его, от мала до велика, стеклись к дому, где жила девица. Услышав там вопли девицы, что отшельник невиновен в ее позоре, жители сильно укоряли себя и весьма скорбели, что без милосердия все они били святого. Посоветовавшись с родителями девицы, все они решились пойти к преподобному Макарий и с плачем припасть к его ногам, прося прощения, дабы не постиг их гнев Божий за то, что они оскорбили невинного человека. Узнав такое решение их, прислуживающие Макарий муж, который и поручился за него, быстро побежал к нему, и радостно сказал ему:

- Радуйся, отче Макарий! - счастлив и радостен нынешний день для нас, ибо Бог сегодня прежнее твое поношение и бесчестие изменил в прославление. Теперь все жители селения, от мала до велика, хотят придти к тебе с покаянием, дабы прославить Бога за твое целомудрие и терпение и испросить у тебя прощения, чтобы не постигло их какое-либо наказание от Господа за то, что они несправедливо тебя оскорбили.

С прискорбием выслушал слова этого человека смиренный Макарий: он не желал почести и славы от людей, ибо ему гораздо приятнее было принимать от людей бесчестие, нежели честь; посему, с наступлением ночи, он встал и удалился из тех мест."