8 мин.

Рафа Маркес на Кубке Америки. Как в 37 лет оставаться крутым

Вадим Лукомский – о главном герое первых матчей Копы.

alt

Первый вызов в сборную Мексики Рафаэль Маркес получил в 1997 году при очень забавных обстоятельствах. Тренер мексиканцев Бора Милутинович хотел пригласить игравшего за «Атлас» Сесара Маркеса, но из-за опечатки вызов получил его одноклубник и однофамилец Рафа. Сперва Милутинович хотел отправить его обратно в клуб, но, осознав, что, даже несмотря на комичность ситуации, вызвать вместо него желаемого Маркеса никак не получится, позволил защитнику тренироваться с командой. 17-летний Рафа оказался так хорош, что дебютировал за Мексику на этом же сборе.

19 лет и 132 матча за сборную спустя он участвует в очередном большом турнире. Его достижения за это время трудно переоценить. Если попытаться передать их одним предложением, получится примерно так – Рафа единственный в истории футбола игрок, ездивший в статусе капитана на 4 чемпионата мира. Но есть и более простой способ ощутить его значимость для мексиканцев. Вбить в гугл «кайзер» (прозвище, которое весь мир ассоциирует с великим Францем Беккенбауером) на испанском – «El Kaiser». На родине так называют Маркеса, а поисковая система по этому запросу находит больше его изображений, чем Беккенбауэра или настоящих кайзеров. Хотя, конечно, не вся страна так его называет – для партнеров по сборной он просто «El Patron» (босс).

Этот Кубок Америки для него особенный – не только по банальной причине юбилейного статуса турнира, но из-за места проведения. США – это страна, которая чуть не убила его, казалось бы, непотопляемую карьеру. Чтобы после перехода в «Нью-Йорк Ред Буллс» в 2010-м приобрести статус самого ненавистного персонажа местного футбола, Маркесу не понадобилось даже плохо играть.

Его изначально принимали не просто за чужака, а даже за врага – капитан принципиального соперника на уровне сборных с богатой историей скандальных инцидентов в играх с США (прежде всего – красная за удар Коби Джонса на ЧМ-2002 и Тима Ховарда в 2009-м). Наверное, неудивительно, что американцы оценили его карьеру МЛС очень избирательно – раздув до планетарных масштабов несколько неприятных эпизодов. Все его пребывание в штатах несправедливо свели к травме Ши Салинаса, началу драки после финального свистка матча с «Гэлакси», удару в лицо Криса Понтиуса и публичной критике партнеров («Футбол – командная игра, а мы с Тьерри Анри, к сожалению, находимся на ином уровне относительно других игроков клуба»).

Конечно, Рафа дал поводы, которых ждали американцы, но столь презрительного отношения не заслуживал. По словам Маркеса, капельку болельщицкого позитива он получал только тогда, когда выбирался в рестораны – но лишь в том случае, если поварами там были желавшие сделать с ним фото мексиканцы. Бывший игрок сборной США и комментатор Fox Эрик Виналда начал против него настоящую травлю, в ходе которой отметился твитом: «Маркес должен уйти. Он позор нашего футбола. Давайте потратим эти деньги на людей. На хороших людей, а не на эту переоцененную гниль, которая позорит наш спорт».

Все это Рафа выслушивал на фоне добротной игры – результаты в матчах с ним были значительно лучше, чем без него, а Анри подчеркивал, что «Нью-Йорк» может обыграть любую команду лиги, если Маркес в составе». Плотно следивший за клубом журналист Дэн Дикинсон указывал на «качественную игру в обороне и временами невероятные передачи, о чем, к сожалению, все забывают». Даже Тим Рим, которому больше всех досталось от Рафы в той критичной тираде, защищал его: «Из Маркеса сделали злодея, но он ничем не отличался от других топ-игроков – просто пытался делать все возможное, чтобы команда побеждала».  

В итоге, Маркес покинул Штаты на год раньше завершения контракта, расторгнув его по обоюдному согласию. На одном из нью-йоркских форумов появилась такая «чудесная» тема по этому поводу. Вероятно, из-за нескончаемой охоты на него даже сам Рафа уходил убежденным, что он провалился и ему теперь нужно перезапускать карьеру. Но это сделало последующую историю лишь более красивой.

На презентации после перехода в мексиканский «Леон» его встречало 10 тысяч человек – за один день он получил больше фанатской любви, чем за три года в Нью-Йорке. Тренер клуба Густаво Матосас поприветствовал его словами: «Ты, сукин сын, выиграл все. В футболе нет трофеев, которых ты не выигрывал бы. Ты легенда!» С «Леоном» Маркес дважды выиграл чемпионский титул и, что впечатляет еще сильнее, после почти годового отсутствия вернулся в сборную.

Реклама 18+
alt

На ЧМ-2014 Рафа исполнял роль главного тренера едва ли не в большей степени, чем номинальный менеджер Мигель Эррера. Например, на пресс-конференции перед первой игрой Эррера отметился фразами, которых ждешь скорее от футболиста, причем весьма импульсивного: «Командам меня удивила. Она сильнее, чем я думал. Думаю, мы можем стать чемпионами мира» и «Некоторые фанаты сборной продали дома и машины, чтобы приехать сюда. Ради них мы должны выложиться полностью».

Что сказал сидевший рядом с ним Маркес? «Думаю, Камерун не очень хорош в плане тактической организации, чем мы могли бы воспользоваться. Считаю, завтра важно контролировать мяч, темп игры и постепенно выматывать соперника», – вполне тренерские слова, которые весьма точно предсказали ход того матча. По-видимому, эту роль Рафа примерял не только перед СМИ. Мигель Лайюн рассказывал: «Маркес очень опытен и всегда знает, что сказать каждому из партнеров. Он невероятно важен для команды, а его работа на ЧМ не ограничивается только капитанством». К сожалению, крутой во всех смыслах турнир Рафаэля оборвался пенальти после его спорного фола на Арьене Роббене.

Маркес – самый возрастной полевой игрок этой Копы и, похоже, больше не тренер. В лице Хуана Карлоса Осорио Мексика получила одного из сильнейших тактиков континента. Но Рафа все равно нашел способ приятно удивить. Осорио называет его «компасом» (так как направляет атаки команды) команды – и, пожалуй, в этой роли ему нет равных на турнире.

В первом туре Копы вырисовался печальный тактический тренд слабости практически всех команд в позиционной атаке. На самом деле это типично для футбола сборных. Причины проблемы в колонке для The Telegraph здорово пояснил Карло Анчелотти: «Тренеры сборных получают очень мало времени на тренировки с выбранным составом между концовкой сезона и началом турнира, поэтому неизбежными становятся жертвы с их стороны. Чтобы научить команду терпеливо выходить из обороны и развивать атаки в короткий пас, нужны часы тренировок – если только речь не об Испании, обладающей обоймой игроков, которые обучаются этому всю жизнь. Альтернативный, более простой путь – сделать ставку на контратакующий футбол. Для этого нужно хорошо организовать оборону и обучить игроков не паниковать под давлением противника».

На Копе это проявляется прямо необычайно сильно. Лишь 7 голов были забиты с игры в 8 играх первого тура, из них 5 в быстрых атаках или после высокого отбора. Частично дело в стиле самых звездных команд турнира. Бразилия Дунги, ставшая осторожнее в последние годы Аргентина (заигравшая в более быстрый футбол без Лео Месси), не такая атакующая без Сампаоли сборная Чили и давно делающие ставки на контратаки Колумбия и Уругвай. Частично дело в более глубокой особенности типа игроков, которых готовит континент. Южная Америка готовит более чистых нападающих и защитников, в то время как в европейских академиях игроки всех позиций получают солидные полузащитные навыки, порой теряя профильные (около года назад проблему здорово разбирал Арсен Венгер, слишком большой оффтоп, чтобы включать цитаты в текст – для интересующихся ссылка).

Результат? У команд нет времени наладить выход из обороны за счет движения и, как правило, нет нужного типа игроков, чтобы наладить его преимущественно за счет индивидуального мастерства. Приятным исключением стала лишь Мексика: кстати именно они забили те самые два гола – с игры, без высокого отбора или контратак.

alt

Как у них получилось? 3 причины:

1. Необычная схема 3-1-3-2-1. В большинстве формации следующая линия (адресаты для паса через центр вперед) создаются за счет движения, а в этой схеме они присутствуют по определению.

2. Классный план Осорио. Мексика была терпеливее остальных команд в начале атак и провоцировала Уругвай на прессинг, которые достаточно легко проходили, как правило, за счет...

3. ...Маркеса, который помимо выполнения этой установки – провоцирования контролируемого прессинга соперника – принимал сильные решения при игре в пас (например, в первом голе). Ах да, еще он забил победный мяч.

«Самое важное в футболе понимать, как двигаться по полю в зависимости от того, где находится мяч, где находятся партнеры и насколько высоко расположены защитные линии обеих команд. У меня есть это понимание», – описал однажды свой стиль Маркес. Около года назад Пеп Гвардиола подметил: «Несмотря на возраст, Рафа остается фантастическим игроком. Он один из двух или около того защитников мира, которые способны одним лишь пониманием игры делать всю команду лучше».

Реклама 18+

Нет лучшей иллюстрации этим словам, чем игра Маркеса в первом матче на турнире. У него есть недостатки, которые с годами стали проявляться лишь чаще (главные – нехватка скорости и лишняя агрессия/карточки). Едва ли его лучшие качества настолько уникальны в мировом масштабе, но в пределах двух континентов ему до сих пор очень мало равных, а специфичность футбола сборных (нехватка времени для работы над началом атак) делают его стиль еще более важным.

Похоже, чувствуют это и наконец начинают смягчаться даже американцы. «Уверен, Рафа Маркес будет играть – хорошо играть – в важных матчах за сборную Мексики даже в 72 года», – написал после игры журналист Грант Уол (тот самый, который однажды баллотировался в президенты ФИФА). Конечно, это шутка. Хотя, уверен – если из-за опечатки Рафа случайно окажется в мексиканской заявке на ЧМ-2026, он не подведет.

Фото: Gettyimages.ru/Jennifer Stewart; REUTERS/Henry Romero, Joe Camporeale/USA TODAY Sports